Муниципальный служащий учредитель коммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный служащий учредитель коммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 31-Впр10-8
Вопрос об оспаривании назначения на должность передан на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 и гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем у судьи не имелось правовых оснований для отказа в принятии заявления.Кроме того, на момент назначения Волгин В.В. являлся учредителем и руководителем коммерческих организаций, тогда как в силу статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации.
Вопрос об оспаривании назначения на должность передан на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 и гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем у судьи не имелось правовых оснований для отказа в принятии заявления.Кроме того, на момент назначения Волгин В.В. являлся учредителем и руководителем коммерческих организаций, тогда как в силу статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
"Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие"
(2-е изд., перераб. и доп.)
(под ред. О.Н. Коршуновой)
("Юстиция", 2019)- соблюдаются ли государственными гражданскими и муниципальными служащими установленные действующим законодательством запреты и ограничения (являются ли гражданские и муниципальные служащие учредителями коммерческих организаций, занимаются ли они предпринимательской деятельностью и т.д.);
(2-е изд., перераб. и доп.)
(под ред. О.Н. Коршуновой)
("Юстиция", 2019)- соблюдаются ли государственными гражданскими и муниципальными служащими установленные действующим законодательством запреты и ограничения (являются ли гражданские и муниципальные служащие учредителями коммерческих организаций, занимаются ли они предпринимательской деятельностью и т.д.);
Нормативные акты
"Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3"заместитель руководителя администрации исключен из состава органов управления коммерческой организации, учредителем которой является муниципальное образование.
<Письмо> Минтруда России от 29.03.2018 N 18-0/10/П-2061
"Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 1"Установлено, что должностное является учредителем трех коммерческих организаций. При этом в доверительное управление должностным лицом переданы доли участия только двух из трех коммерческих организаций.
"Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 1"Установлено, что должностное является учредителем трех коммерческих организаций. При этом в доверительное управление должностным лицом переданы доли участия только двух из трех коммерческих организаций.
Статья: Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании
(Кудашкин А.В., Козлов Т.Л.)
("Российская юстиция", 2010, N 10)Реальный конфликт интересов возникает тогда, когда государственный или муниципальный служащий, являясь учредителем или владельцем акций или долей в уставном капитале коммерческой организации, содействует последней в участии и победе в конкурсах на выполнение работ (оказание услуг), способствуя принятию положительных решений.
(Кудашкин А.В., Козлов Т.Л.)
("Российская юстиция", 2010, N 10)Реальный конфликт интересов возникает тогда, когда государственный или муниципальный служащий, являясь учредителем или владельцем акций или долей в уставном капитале коммерческой организации, содействует последней в участии и победе в конкурсах на выполнение работ (оказание услуг), способствуя принятию положительных решений.
Статья: Надзор в сфере экономики и противодействия коррупции
(Сергиенко А.)
("Законность", 2008, N 2)В нарушение Бюджетного кодекса РФ ни одна проверенная администрация района не отчитывалась о своей деятельности перед представительным органом местного самоуправления. Были выявлены факты невыхода муниципальных служащих из состава учредителей коммерческих организаций. В целях устранения нарушений принесены сотни протестов, судами удовлетворены заявления прокуроров о признании договоров и решений недействительными, возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
(Сергиенко А.)
("Законность", 2008, N 2)В нарушение Бюджетного кодекса РФ ни одна проверенная администрация района не отчитывалась о своей деятельности перед представительным органом местного самоуправления. Были выявлены факты невыхода муниципальных служащих из состава учредителей коммерческих организаций. В целях устранения нарушений принесены сотни протестов, судами удовлетворены заявления прокуроров о признании договоров и решений недействительными, возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
Статья: Противодействие преступлениям в жилищно-коммунальном хозяйстве
(Жубрин Р.В.)
("Российский следователь", 2016, N 20)В значительной степени латентной остается преступность коррупционной направленности в рассматриваемой сфере. Во многом это связано с неисполнением государственными и муниципальными служащими установленных законодательством запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в сфере ЖКХ. Распространены случаи незаконного вхождения должностных лиц в число участников и учредителей хозяйствующих субъектов, занятия ими руководящих должностей в коммерческих организациях. Например, в Краснодарском крае работник регионального органа тарифного регулирования, являясь акционером ОАО "Кубаньэнерго", не передав акции общества в доверительное управление, оказывал данному хозяйствующему субъекту помощь в расчете тарифа на тепловую энергию.
(Жубрин Р.В.)
("Российский следователь", 2016, N 20)В значительной степени латентной остается преступность коррупционной направленности в рассматриваемой сфере. Во многом это связано с неисполнением государственными и муниципальными служащими установленных законодательством запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в сфере ЖКХ. Распространены случаи незаконного вхождения должностных лиц в число участников и учредителей хозяйствующих субъектов, занятия ими руководящих должностей в коммерческих организациях. Например, в Краснодарском крае работник регионального органа тарифного регулирования, являясь акционером ОАО "Кубаньэнерго", не передав акции общества в доверительное управление, оказывал данному хозяйствующему субъекту помощь в расчете тарифа на тепловую энергию.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(постатейный)
(Костькова О.В., Тимошенко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Так, ст. 575 ГК не допускает дарение коммерческими организациями имущества друг другу и служащим государственных органов и органов муниципальных образований в связи с исполнением ими своих обязанностей (исключения составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческим организациям передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником данной организации, а также ее директором, членом коллегиального органа управления или контроля. Сделки, совершенные с нарушением указанных ограничений, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК.
(постатейный)
(Костькова О.В., Тимошенко В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Так, ст. 575 ГК не допускает дарение коммерческими организациями имущества друг другу и служащим государственных органов и органов муниципальных образований в связи с исполнением ими своих обязанностей (исключения составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческим организациям передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником данной организации, а также ее директором, членом коллегиального органа управления или контроля. Сделки, совершенные с нарушением указанных ограничений, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК.
"Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(постатейный)
(под ред. В.В. Залесского)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 1998)Указанные права реализуются обществом свободно, за исключением случаев, когда действуют законодательные ограничения. Так, ст. 575 ГК не допускает дарение коммерческими организациями имущества друг другу и служащим государственных органов и органов муниципальных образований в связи с исполнением ими своих обязанностей (исключения составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческим организациям передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником данной организации, а также ее директором, членом коллегиального органа управления или контроля. Сделки, совершенные с нарушением указанных ограничений, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК.
(постатейный)
(под ред. В.В. Залесского)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 1998)Указанные права реализуются обществом свободно, за исключением случаев, когда действуют законодательные ограничения. Так, ст. 575 ГК не допускает дарение коммерческими организациями имущества друг другу и служащим государственных органов и органов муниципальных образований в связи с исполнением ими своих обязанностей (исключения составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческим организациям передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником данной организации, а также ее директором, членом коллегиального органа управления или контроля. Сделки, совершенные с нарушением указанных ограничений, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК.
"Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Г.С. Шапкиной)
("Юстицинформ", 2002)К имущественным правам, приобретаемым и осуществляемым обществом своими действиями, относятся: осуществление правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом для удовлетворения своих потребностей, достижения целей, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и др.; совершение сделок по поводу этого имущества, в том числе по отчуждению его (заключение договоров купли - продажи, мены, дарения), а также приобретению нового имущества; предоставление своего имущества во временное пользование другим лицам - по договорам аренды или безвозмездного пользования (ссуды); передача имущества в залог и пр. (п. 2 ст. 209 ГК). Эти права реализуются свободно, если законодательством не установлены ограничения. Например, ст. 575 ГК не допускает дарение имущества коммерческими организациями друг другу, а также государственным и муниципальным служащим в связи с исполнением ими своих обязанностей и в ряде других случаев (исключение составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческой организации передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником (акционером), руководителем, членом ее органов управления или контроля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Г.С. Шапкиной)
("Юстицинформ", 2002)К имущественным правам, приобретаемым и осуществляемым обществом своими действиями, относятся: осуществление правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом для удовлетворения своих потребностей, достижения целей, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и др.; совершение сделок по поводу этого имущества, в том числе по отчуждению его (заключение договоров купли - продажи, мены, дарения), а также приобретению нового имущества; предоставление своего имущества во временное пользование другим лицам - по договорам аренды или безвозмездного пользования (ссуды); передача имущества в залог и пр. (п. 2 ст. 209 ГК). Эти права реализуются свободно, если законодательством не установлены ограничения. Например, ст. 575 ГК не допускает дарение имущества коммерческими организациями друг другу, а также государственным и муниципальным служащим в связи с исполнением ими своих обязанностей и в ряде других случаев (исключение составляют обычные подарки небольшой стоимости). Статья 690 ГК запрещает коммерческой организации передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся учредителем, участником (акционером), руководителем, членом ее органов управления или контроля.
"500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения"
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
("Юрайт-Издат", 2007)Не допускается работа по совместительству и в других случаях, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные служащие не вправе заниматься в порядке совместительства другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
("Юрайт-Издат", 2007)Не допускается работа по совместительству и в других случаях, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные служащие не вправе заниматься в порядке совместительства другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Как уже говорилось ранее, организации могут быть коммерческими и некоммерческими. При этом каждый из указанных видов организаций имеют свои отличительные особенности. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками-учредителями. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том объеме, который служит достижению поставленных задач. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
(постатейный)
(Белянинова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Как уже говорилось ранее, организации могут быть коммерческими и некоммерческими. При этом каждый из указанных видов организаций имеют свои отличительные особенности. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками-учредителями. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том объеме, который служит достижению поставленных задач. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В настоящее время правовой основой деятельности муниципального служащего в качестве члена органа управления коммерческой организации выступают положения ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанной норме муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
(постатейный)
(Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)В настоящее время правовой основой деятельности муниципального служащего в качестве члена органа управления коммерческой организации выступают положения ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанной норме муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
"500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: Комментарии и разъяснения: Практическое пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
(под ред. Ю.П. Орловского)
("Юрайт-Издат", 2007)Не допускается работа по совместительству и в других случаях, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные служащие не вправе заниматься в порядке совместительства другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
(под ред. Ю.П. Орловского)
("Юрайт-Издат", 2007)Не допускается работа по совместительству и в других случаях, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные служащие не вправе заниматься в порядке совместительства другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.