Может ли юридическое лицо обратиться с жалобой в прокуратуру
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли юридическое лицо обратиться с жалобой в прокуратуру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Недействительность регистрации создания юрлица (в т.ч. созданного фиктивно)
(КонсультантПлюс, 2025)Однако С. фактически не являлся учредителем общества, не планировал осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции учредителя данного юридического лица, вести предпринимательскую деятельность от имени общества и получать доход от такой деятельности. С. согласился зарегистрировать на свое имя общество по предложению знакомого за вознаграждение...
(КонсультантПлюс, 2025)Однако С. фактически не являлся учредителем общества, не планировал осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции учредителя данного юридического лица, вести предпринимательскую деятельность от имени общества и получать доход от такой деятельности. С. согласился зарегистрировать на свое имя общество по предложению знакомого за вознаграждение...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности работника прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)"...Е. обратился в... городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий прокуратуры...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Е. обратился в... городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий прокуратуры...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты профессионального права на получение сведений, необходимых для оказания юридической помощи, по адвокатскому запросу
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)При подготовке и подаче адвокатского запроса также следует обратить внимание на срок давности привлечения к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет три месяца. Поскольку возбуждение дела об административном правонарушении за отказ в предоставлении информации осуществляется прокурором, нужно обратиться с заявлением в прокуратуру района или города, в котором находится юридическое лицо, должностное лицо которого отказало адвокату в предоставлении информации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Далее материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, передаются для рассмотрения мировому судье.
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)При подготовке и подаче адвокатского запроса также следует обратить внимание на срок давности привлечения к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет три месяца. Поскольку возбуждение дела об административном правонарушении за отказ в предоставлении информации осуществляется прокурором, нужно обратиться с заявлением в прокуратуру района или города, в котором находится юридическое лицо, должностное лицо которого отказало адвокату в предоставлении информации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Далее материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, передаются для рассмотрения мировому судье.
Готовое решение: Какой порядок защиты смежных прав
(КонсультантПлюс, 2025)Организацию, которая по своей вине неоднократно или грубо нарушает исключительные права, может ликвидировать суд по требованию прокурора. По подобным основаниям суд может прекратить и деятельность гражданина в качестве ИП (ст. 1253 ГК РФ). Поэтому, если вам известны факты неоднократного или грубого нарушения, вы можете обратиться с жалобой на нарушителя в прокуратуру. Однако учтите, что, если суд вынесет решение о ликвидации юрлица или прекращении деятельности ИП, это лишь поможет пресечь нарушение ваших прав в будущем, но не восстановит уже нарушенные права. Заявлять требования, направленные на восстановление прав, нужно отдельно.
(КонсультантПлюс, 2025)Организацию, которая по своей вине неоднократно или грубо нарушает исключительные права, может ликвидировать суд по требованию прокурора. По подобным основаниям суд может прекратить и деятельность гражданина в качестве ИП (ст. 1253 ГК РФ). Поэтому, если вам известны факты неоднократного или грубого нарушения, вы можете обратиться с жалобой на нарушителя в прокуратуру. Однако учтите, что, если суд вынесет решение о ликвидации юрлица или прекращении деятельности ИП, это лишь поможет пресечь нарушение ваших прав в будущем, но не восстановит уже нарушенные права. Заявлять требования, направленные на восстановление прав, нужно отдельно.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Статья: Дистанционные форматы взаимодействия прокуратуры с населением: проблемы применения
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Требуется подробное законодательное урегулирование порядка направления электронного обращения, который исключил бы многообразие способов подачи таких обращений, а также технических требований к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема электронных обращений. Это создаст понятные всем гражданам и юридическим лицам условия подачи электронного обращения, в том числе и в органы прокуратуры.
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Требуется подробное законодательное урегулирование порядка направления электронного обращения, который исключил бы многообразие способов подачи таких обращений, а также технических требований к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема электронных обращений. Это создаст понятные всем гражданам и юридическим лицам условия подачи электронного обращения, в том числе и в органы прокуратуры.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)наименование органа прокуратуры, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
(КонсультантПлюс, 2025)наименование органа прокуратуры, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ. Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе: обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления; обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ. Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе: обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления; обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 2.3 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) совместно с прокуратурой субъекта РФ проводят плановые проверки деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Основаниями внеплановых проверок могут быть также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6 ст. 77). Предметом плановых и внеплановых проверок нередко является контрольная деятельность органов местного самоуправления, в том числе муниципальный контроль.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться за общественной защитой своих прав. Защита осуществляется объединениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемыми организациями, которые вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и в суд - в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений. Данные полномочия установлены статьей 24 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Однако Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ упоминания об объединениях предпринимателей, их саморегулируемых организациях как субъектах обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов не содержит. Полагаем, что этот пробел, учитывая положения статьи 55 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, целесообразно устранить.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться за общественной защитой своих прав. Защита осуществляется объединениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемыми организациями, которые вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и в суд - в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений. Данные полномочия установлены статьей 24 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Однако Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ упоминания об объединениях предпринимателей, их саморегулируемых организациях как субъектах обжалования действий и решений контрольных (надзорных) органов не содержит. Полагаем, что этот пробел, учитывая положения статьи 55 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, целесообразно устранить.
Статья: Проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Однако предпринимаемые прокуратурой меры полностью не решат обсуждаемых проблем. Требуется подробное законодательное урегулирование порядка направления электронного обращения, который исключил бы многообразие способов подачи таких обращений, а также технических требований к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема электронных обращений. Это создаст понятные всем гражданам и юридическим лицам условия подачи электронного обращения, в том числе и в органы прокуратуры. Снизится общее количество обращений за счет уменьшения количества дубликатов, и, как следствие, устранится формализм при их разрешении. Безусловно, за основу должен быть взят порядок направления электронных обращений посредством ЕСИА, так как он в большей мере позволяет минимизировать вышеуказанные проблемы.
(Яцуценко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Однако предпринимаемые прокуратурой меры полностью не решат обсуждаемых проблем. Требуется подробное законодательное урегулирование порядка направления электронного обращения, который исключил бы многообразие способов подачи таких обращений, а также технических требований к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема электронных обращений. Это создаст понятные всем гражданам и юридическим лицам условия подачи электронного обращения, в том числе и в органы прокуратуры. Снизится общее количество обращений за счет уменьшения количества дубликатов, и, как следствие, устранится формализм при их разрешении. Безусловно, за основу должен быть взят порядок направления электронных обращений посредством ЕСИА, так как он в большей мере позволяет минимизировать вышеуказанные проблемы.
Статья: Рассмотрение обращений в отношении арбитражных управляющих
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Во-первых, приступлю к освещению вопроса рассмотрения поступивших в ПАУ ЦФО обращений (к которым относятся, например, жалобы органов власти, физических и юридических лиц, представления органов прокуратуры, частные определения судов).
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Во-первых, приступлю к освещению вопроса рассмотрения поступивших в ПАУ ЦФО обращений (к которым относятся, например, жалобы органов власти, физических и юридических лиц, представления органов прокуратуры, частные определения судов).
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Правом на обращение в органы прокуратуры обладают граждане (индивидуально и коллективно), а также юридические лица. Инструкция в п. 2.8 предусматривает, что обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. Полагаем, что отсутствие хотя бы одного из указанных сведений и (или) реквизитов должно быть восполнено в ходе проверки поступившего сообщения, так как Инструкция обязательна для всех прокурорских работников, но ее положения могут быть не известны гражданам. На наш взгляд, совокупность обязательных сведений и (или) реквизитов позволяет идентифицировать гражданина, направившего обращение, как надлежащего субъекта, обладающего правом на обращение. Это связано, во-первых, с цифровой трансформацией органов прокуратуры и, как следствие, поступлением обращений на электронную почту, во-вторых, с научно-техническим прогрессом, позволяющим уже в настоящее время компьютерным программам, так называемым ботам, генерировать любые сообщения, адресованные любым субъектам. Рассмотрение сгенерированного подобным образом обращения без идентификации отправившего его лица будет прямо противоречить требованиям Инструкции.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Правом на обращение в органы прокуратуры обладают граждане (индивидуально и коллективно), а также юридические лица. Инструкция в п. 2.8 предусматривает, что обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. Полагаем, что отсутствие хотя бы одного из указанных сведений и (или) реквизитов должно быть восполнено в ходе проверки поступившего сообщения, так как Инструкция обязательна для всех прокурорских работников, но ее положения могут быть не известны гражданам. На наш взгляд, совокупность обязательных сведений и (или) реквизитов позволяет идентифицировать гражданина, направившего обращение, как надлежащего субъекта, обладающего правом на обращение. Это связано, во-первых, с цифровой трансформацией органов прокуратуры и, как следствие, поступлением обращений на электронную почту, во-вторых, с научно-техническим прогрессом, позволяющим уже в настоящее время компьютерным программам, так называемым ботам, генерировать любые сообщения, адресованные любым субъектам. Рассмотрение сгенерированного подобным образом обращения без идентификации отправившего его лица будет прямо противоречить требованиям Инструкции.
Вопрос: Как подать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, организация приема заявителей определяются действующим законодательством, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, а также иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ. Обращения представителей юридических лиц и объединений граждан рассматриваются в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан (п. 8.1 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, организация приема заявителей определяются действующим законодательством, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, а также иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ. Обращения представителей юридических лиц и объединений граждан рассматриваются в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан (п. 8.1 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276).
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Круг субъектов, которые могут направить обращение по вопросу оценки законности действий и решений оперативно-розыскной службы и таким образом инициировать его рассмотрение прокурором, довольно широк и не ограничивается только физическими лицами, представляющими оперативный интерес (объекты оперативных проверок или разработок), в отношении которых проводятся ОРМ. Хотя, безусловно, к основным субъектам, направляющим такие обращения, относятся лица, чьи права и свободы непосредственно ограничиваются или иным способом затрагиваются в рамках ОРД при проведении ОРМ. Например, конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, могут быть ограничены в рамках проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", "контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", "снятие информации с технических каналов связи", "получение компьютерной информации", право на неприкосновенность жилища может быть ограничено при проведении ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (при обследовании жилого помещения) либо ОРМ "наблюдение" (с проникновением в жилое помещение), что порождает для граждан право на обращение для оценки законности этих действий. В принципе права и свободы граждан могут быть ограничены и при проведении любых иных ОРМ, например, предполагающих физическое задержание лица "с поличным", по итогам их проведения - "проверочной закупки" или "оперативного эксперимента" с целью последующего осуществления уголовного преследования согласно нормам уголовно-процессуального законодательства. Одновременно при достижении задач ОРМ могут затрагиваться права и свободы иных лиц - абонентов, ведущих телефонные переговоры или вступающих в переписку с лицами, представляющими оперативный интерес, граждан, совместно проживающих в жилом помещении, подвергаемом обследованию, и т.п. Это позволяет относить к возможным субъектам обращений, направляемым в порядке ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", лиц, опосредованно вовлекаемых в ОРД, если они полагают, что действия оперативных сотрудников носят незаконный характер. В качестве субъектов обращений иногда выступают лица, которые прямо не вовлекаются в ОРД, однако имеют намерение ее инициировать или активизировать, например, в случаях бездействия (волокиты) оперативных подразделений, обязанных осуществлять розыск безвестно исчезнувших лиц. В случае отказа в приеме заявления о розыске лица дежурной частью органа внутренних дел или длительного отсутствия результатов оперативной работы родственники без вести пропавших нередко обращаются в органы прокуратуры по этому вопросу.