Модельный закон О банковской тайне
Подборка наиболее важных документов по запросу Модельный закон О банковской тайне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовая охрана коммерческой, банковской и налоговой тайны в странах СНГ
(Кули-Заде Т.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В части 2 ст. 199 УК Армении установлена ответственность за незаконные разглашение или использование коммерческой, страховой или банковской тайны без согласия их владельца, совершенные лицом, которое было осведомлено о соответствующих сведениях вследствие профессиональной или служебной деятельности и действовало из корыстных или иных личных побуждений, если тем самым был причинен крупный ущерб коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю. Здесь также наблюдается практически полное совпадение с диспозицией ст. 270 Модельного кодекса. Вместе с тем, в отличие от Модельного уголовного закона, в ст. 199 УК Армении отсутствует примечание о дополнительных условиях уголовного преследования.
(Кули-Заде Т.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В части 2 ст. 199 УК Армении установлена ответственность за незаконные разглашение или использование коммерческой, страховой или банковской тайны без согласия их владельца, совершенные лицом, которое было осведомлено о соответствующих сведениях вследствие профессиональной или служебной деятельности и действовало из корыстных или иных личных побуждений, если тем самым был причинен крупный ущерб коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю. Здесь также наблюдается практически полное совпадение с диспозицией ст. 270 Модельного кодекса. Вместе с тем, в отличие от Модельного уголовного закона, в ст. 199 УК Армении отсутствует примечание о дополнительных условиях уголовного преследования.
Статья: Невостребованные вклады: правовые аспекты проблемы
(Сюбарева И.Ф.)
("Банковское право", 2020, N 1)В этой связи обратим внимание на Модельный закон о банковской тайне <15> (далее - Модельный закон), который носит рекомендательный характер. Так, в ст. 11 сказано, что "сведения о клиентах, составляющих банковскую тайну, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют нотариусам по находящимся в их производстве наследственным делам об имуществе умерших клиентов банка (кредитной организации), а также наследникам (правопреемникам) данного клиента, если последние или их представители предъявили достаточные документы в обоснование прав наследования (правопреемства) данным лицам". Как видим, Модельный закон рекомендует банкам (кредитным организациям) предоставлять наследникам сведения о клиентах в случае предоставления достаточных документов в обоснование своих прав.
(Сюбарева И.Ф.)
("Банковское право", 2020, N 1)В этой связи обратим внимание на Модельный закон о банковской тайне <15> (далее - Модельный закон), который носит рекомендательный характер. Так, в ст. 11 сказано, что "сведения о клиентах, составляющих банковскую тайну, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют нотариусам по находящимся в их производстве наследственным делам об имуществе умерших клиентов банка (кредитной организации), а также наследникам (правопреемникам) данного клиента, если последние или их представители предъявили достаточные документы в обоснование прав наследования (правопреемства) данным лицам". Как видим, Модельный закон рекомендует банкам (кредитным организациям) предоставлять наследникам сведения о клиентах в случае предоставления достаточных документов в обоснование своих прав.
Нормативные акты
Решение Совета глав государств СНГ
"О роли Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в развитии Содружества Независимых Государств"
(Вместе с "Информацией...")
(Принято в г. Астане 14.10.2022)Формированию национального законодательства государств - участников СНГ в финансовой и банковской сферах способствовали принятые МПА СНГ модельные законы "Об аудите" (8 июня 1997 года), "О бухгалтерском учете и отчетности" (8 июня 1997 года), "О банковской тайне" (16 октября 1999 года), "О рынке ценных бумаг" (24 ноября 2001 года), "О банкротстве банков" (18 ноября 2005 года) и другие. В настоящее время Ассамблея разрабатывает проект модельного закона "О цифровых финансовых активах".
"О роли Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в развитии Содружества Независимых Государств"
(Вместе с "Информацией...")
(Принято в г. Астане 14.10.2022)Формированию национального законодательства государств - участников СНГ в финансовой и банковской сферах способствовали принятые МПА СНГ модельные законы "Об аудите" (8 июня 1997 года), "О бухгалтерском учете и отчетности" (8 июня 1997 года), "О банковской тайне" (16 октября 1999 года), "О рынке ценных бумаг" (24 ноября 2001 года), "О банкротстве банков" (18 ноября 2005 года) и другие. В настоящее время Ассамблея разрабатывает проект модельного закона "О цифровых финансовых активах".
Вопрос: ...Правомерно ли заключение банком агентских договоров о привлечении клиентов на расчетное обслуживание с точки зрения банковской тайны и признания расходов по налогу на прибыль, если размер вознаграждения агенту определяется в процентном отношении от суммы остатков по счетам клиентов или от сумм комиссии, полученной банком?
(Консультация эксперта, 2017)Согласно определению, закрепленному ст. 3 Модельного закона о банковской тайне (принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-7 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ), банковская тайна - защищаемые банком или кредитной организацией сведения о банковских и межбанковских операциях и сделках в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о самих клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право неприкосновенности частной жизни.
(Консультация эксперта, 2017)Согласно определению, закрепленному ст. 3 Модельного закона о банковской тайне (принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-7 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ), банковская тайна - защищаемые банком или кредитной организацией сведения о банковских и межбанковских операциях и сделках в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о самих клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право неприкосновенности частной жизни.
Статья: Миграция в понятиях и определениях модельного законодательства и международного права (словарь-справочник)
(Апт Л.Ф., Белякова Н.В., Ветров А.Г., Дорофеева Т.А., Литвинцева И.Ю., Тихомирова Г.Н., Хаустова О.И.)
("Миграционное право", 2006, NN 4, 5; 2007, N 1)Модельный закон "О банковской тайне", ст. 3 (Постановление МПА СНГ от 16 октября 1999 года N 14-7. ИБ МПА СНГ, 2000, N 23).
(Апт Л.Ф., Белякова Н.В., Ветров А.Г., Дорофеева Т.А., Литвинцева И.Ю., Тихомирова Г.Н., Хаустова О.И.)
("Миграционное право", 2006, NN 4, 5; 2007, N 1)Модельный закон "О банковской тайне", ст. 3 (Постановление МПА СНГ от 16 октября 1999 года N 14-7. ИБ МПА СНГ, 2000, N 23).
"Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование"
(отв. ред. И.С. Власов)
("ИЗиСП", 2014)Более конкретизированный, объемный и при этом исчерпывающий ("закрытый") перечень коррупционных преступлений приводится в Модельном законе "Основы законодательства об антикоррупционной политике" для государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15, в котором определено, что:
(отв. ред. И.С. Власов)
("ИЗиСП", 2014)Более конкретизированный, объемный и при этом исчерпывающий ("закрытый") перечень коррупционных преступлений приводится в Модельном законе "Основы законодательства об антикоррупционной политике" для государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15, в котором определено, что:
Статья: Соотношение банковской и налоговой тайны
(Безнощенко Н.В.)
("Налоги" (газета), 2017, N 9)<11> См.: Модельный закон о банковской тайне: принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением N 14-7 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // СПС "КонсультантПлюс".
(Безнощенко Н.В.)
("Налоги" (газета), 2017, N 9)<11> См.: Модельный закон о банковской тайне: принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением N 14-7 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: От банковской тайны к финансовой тайне
(Гронин Д.П.)
("Банковское право", 2014, N 4)Указанные противоречия существенно снижают ценность указания исчерпывающего перечня субъектов и случаев доступа к информации, представляющей банковскую тайну, в ст. 26 Закона о банках как дополнительного звена между общими нормами ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными нормами профильных федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов банковской тайны. Порождается правовая неопределенность, приводящая к необходимости судебного разрешения споров о праве доступа к информации. Требуется реформирование существующих норм, закрепление в Законе понятий "клиент" и "банковская тайна", общего порядка и условий предоставления доступа к сведениям, ответственности за незаконное получение и разглашение сведений. В этой связи заслуживают внимания, например, нормы Модельного закона "О банковской тайне" <20>.
(Гронин Д.П.)
("Банковское право", 2014, N 4)Указанные противоречия существенно снижают ценность указания исчерпывающего перечня субъектов и случаев доступа к информации, представляющей банковскую тайну, в ст. 26 Закона о банках как дополнительного звена между общими нормами ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными нормами профильных федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов банковской тайны. Порождается правовая неопределенность, приводящая к необходимости судебного разрешения споров о праве доступа к информации. Требуется реформирование существующих норм, закрепление в Законе понятий "клиент" и "банковская тайна", общего порядка и условий предоставления доступа к сведениям, ответственности за незаконное получение и разглашение сведений. В этой связи заслуживают внимания, например, нормы Модельного закона "О банковской тайне" <20>.
"Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюбанов Ю.А.)
("Проспект", 2018)Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности прокуратуры определяется конституционными требованиями о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23), а также нормами федерального законодательства. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Государственную тайну составляют сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ст. ст. 5, 32). Существуют и иные разновидности специально охраняемой законом тайны, а именно: следственная, судебная, нотариальная, врачебная, коммерческая, банковская и др.
(постатейный)
(Зюбанов Ю.А.)
("Проспект", 2018)Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности прокуратуры определяется конституционными требованиями о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23), а также нормами федерального законодательства. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Государственную тайну составляют сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ст. ст. 5, 32). Существуют и иные разновидности специально охраняемой законом тайны, а именно: следственная, судебная, нотариальная, врачебная, коммерческая, банковская и др.
Статья: Институт банковской тайны в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ
(Болгова В.В., Жданова Е.Н., Сидорова А.В.)
("Банковское право", 2018, N 2)Свое исследование нам бы хотелось начать с рассмотрения Модельного закона "О банковской тайне" <1>, проект которого был совместно разработан Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи (далее - Постоянная комиссия МПА) по вопросам обороны и безопасности и Постоянной комиссией МПА по экономике и финансам в 1999 г. Пунктом 2 Постановления Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ он был рекомендован для использования при разработке национального законодательства, регулирующего институт банковской тайны в странах СНГ. К сожалению, данный Модельный закон так и не был ратифицирован. На наш взгляд, он достоин внимания, поскольку в нем регулировались вопросы, которые и сегодня являются актуальными для законодательств стран СНГ и не разрешенными до настоящего времени современными законодателями.
(Болгова В.В., Жданова Е.Н., Сидорова А.В.)
("Банковское право", 2018, N 2)Свое исследование нам бы хотелось начать с рассмотрения Модельного закона "О банковской тайне" <1>, проект которого был совместно разработан Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи (далее - Постоянная комиссия МПА) по вопросам обороны и безопасности и Постоянной комиссией МПА по экономике и финансам в 1999 г. Пунктом 2 Постановления Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ он был рекомендован для использования при разработке национального законодательства, регулирующего институт банковской тайны в странах СНГ. К сожалению, данный Модельный закон так и не был ратифицирован. На наш взгляд, он достоин внимания, поскольку в нем регулировались вопросы, которые и сегодня являются актуальными для законодательств стран СНГ и не разрешенными до настоящего времени современными законодателями.
Статья: Некоторые проблемы определения предмета банковской тайны в предпринимательской деятельности
(Яковлева И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 10)В современных реалиях текущему состоянию банковской тайны более соответствует широкий подход, не накладывающий ограничений на виды сведений о клиенте. Подобное понимание соответствует толкованию, содержащемуся в судебных актах, а также в ст. 14 "Пределы подлежащих предоставлению сведений" Модельного закона "О банковской тайне", принятого 16.10.1999 Постановлением N 14-7 <11>, согласно которой банк предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну, только о своем клиенте; при этом если в хранящихся в банке документах указаны имена и наименования других лиц, условия сделки (операции) и иные подобные сведения, то последние в контексте настоящей статьи считаются сведениями о клиенте. В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <12> было указано, что "банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведения об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента".
(Яковлева И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 10)В современных реалиях текущему состоянию банковской тайны более соответствует широкий подход, не накладывающий ограничений на виды сведений о клиенте. Подобное понимание соответствует толкованию, содержащемуся в судебных актах, а также в ст. 14 "Пределы подлежащих предоставлению сведений" Модельного закона "О банковской тайне", принятого 16.10.1999 Постановлением N 14-7 <11>, согласно которой банк предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну, только о своем клиенте; при этом если в хранящихся в банке документах указаны имена и наименования других лиц, условия сделки (операции) и иные подобные сведения, то последние в контексте настоящей статьи считаются сведениями о клиенте. В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О "По жалобе открытого акционерного общества "Универсальный коммерческий банк "Эра" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <12> было указано, что "банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведения об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента".
"Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: Коллективная монография"
(Авакьян С.А., Кененова И.П., Ковлер А.С. и др.)
(отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян)
("Юстицинформ", 2016)Государства осознают высокую коррупционную емкость спорта. Не случайно во многих законодательных актах, в нормах международного права, в модельном регулировании, направленном на предотвращение коррупции, весьма часто появляется отдельное указание на сферу спорта. В качестве примера можно привести ранее упоминавшийся в работе Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" для государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15, в п. 5 ст. 8 которого указано: "Коррупционными преступлениями в форме подкупа признаются: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований (выделено автором - Н.П.) и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп; организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений; получение взятки; дача взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа)".
(Авакьян С.А., Кененова И.П., Ковлер А.С. и др.)
(отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян)
("Юстицинформ", 2016)Государства осознают высокую коррупционную емкость спорта. Не случайно во многих законодательных актах, в нормах международного права, в модельном регулировании, направленном на предотвращение коррупции, весьма часто появляется отдельное указание на сферу спорта. В качестве примера можно привести ранее упоминавшийся в работе Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" для государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-15, в п. 5 ст. 8 которого указано: "Коррупционными преступлениями в форме подкупа признаются: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований (выделено автором - Н.П.) и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческий подкуп; организация преступного сообщества (преступной организации) при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений; получение взятки; дача взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа)".