Международный кодекс поведения государственных должностных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Единообразие в понимании проблем коррупции, а также выработке правовых подходов к противодействию коррупционных проявлений впервые отмечено в странах Европы в конце 70-х годов. Унификация политических и управленческих решений, а также принятие основных алгоритмов по противодействию коррупции в публичных закупках основаны на следующих актах: Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) <8>; Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (1996 г.) <9>; Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996 г.) <10>; Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) <11>; Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.) <12>, содержащей определение коррупции, под которой понимается просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки либо любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового; Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) <13>, обозначившей публичные закупки наиболее коррупционной сферой деятельности.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Единообразие в понимании проблем коррупции, а также выработке правовых подходов к противодействию коррупционных проявлений впервые отмечено в странах Европы в конце 70-х годов. Унификация политических и управленческих решений, а также принятие основных алгоритмов по противодействию коррупции в публичных закупках основаны на следующих актах: Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) <8>; Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (1996 г.) <9>; Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996 г.) <10>; Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) <11>; Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.) <12>, содержащей определение коррупции, под которой понимается просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки либо любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового; Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) <13>, обозначившей публичные закупки наиболее коррупционной сферой деятельности.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц <539> требование о декларировании предусматривает, что данные лица на основании своего служебного положения и, если это разрешено или является требованием закона, административного регламента соблюдают требования о раскрытии или передаче информации о личных активах и обязательствах и по возможности своего супруга (супруги) и иждивенцев.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц <539> требование о декларировании предусматривает, что данные лица на основании своего служебного положения и, если это разрешено или является требованием закона, административного регламента соблюдают требования о раскрытии или передаче информации о личных активах и обязательствах и по возможности своего супруга (супруги) и иждивенцев.
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 23 "Конфликт интересов" Доклада Комиссии по международной гражданской службе ООН от 12 апреля 2013 года конфликты интересов могут возникать в тех случаях, когда личные интересы международного гражданского служащего вступают в противоречие с выполнением его/ее служебных обязанностей или ставят под сомнение добросовестность, независимость и беспристрастность, предъявляемые к нему/ней как к международному гражданскому служащему. Конфликты интересов включают обстоятельства, при которых международные гражданские служащие, прямо или косвенно, могут извлечь выгоду ненадлежащим образом из своих связей с организацией. Данная норма соотносится с положением пункта 4 Раздела II "Коллизии интересов и отказ от права" Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года A/RES/51/59, согласно которому государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии) <116>.
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 23 "Конфликт интересов" Доклада Комиссии по международной гражданской службе ООН от 12 апреля 2013 года конфликты интересов могут возникать в тех случаях, когда личные интересы международного гражданского служащего вступают в противоречие с выполнением его/ее служебных обязанностей или ставят под сомнение добросовестность, независимость и беспристрастность, предъявляемые к нему/ней как к международному гражданскому служащему. Конфликты интересов включают обстоятельства, при которых международные гражданские служащие, прямо или косвенно, могут извлечь выгоду ненадлежащим образом из своих связей с организацией. Данная норма соотносится с положением пункта 4 Раздела II "Коллизии интересов и отказ от права" Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года A/RES/51/59, согласно которому государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии) <116>.
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 23 "Конфликт интересов" <109> Доклада Комиссии по международной гражданской службе ООН от 12 апреля 2013 года конфликты интересов могут возникать в тех случаях, когда личные интересы международного гражданского служащего вступают в противоречие с выполнением его/ее служебных обязанностей или ставят под сомнение добросовестность, независимость и беспристрастность, предъявляемые к нему/ней как к международному гражданскому служащему. Конфликты интересов включают обстоятельства, при которых международные гражданские служащие, прямо или косвенно, могут извлечь выгоду ненадлежащим образом из своих связей с организацией. Данная норма соотносится с положением пункта 4 Раздела II "Коллизии интересов и отказ от права" Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года A/RES/51/59, согласно которому государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением (пункт 12 консультативного заключения от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии о разъяснении норм Положения о проведении аттестации сотрудников Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 98).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 23 "Конфликт интересов" <109> Доклада Комиссии по международной гражданской службе ООН от 12 апреля 2013 года конфликты интересов могут возникать в тех случаях, когда личные интересы международного гражданского служащего вступают в противоречие с выполнением его/ее служебных обязанностей или ставят под сомнение добросовестность, независимость и беспристрастность, предъявляемые к нему/ней как к международному гражданскому служащему. Конфликты интересов включают обстоятельства, при которых международные гражданские служащие, прямо или косвенно, могут извлечь выгоду ненадлежащим образом из своих связей с организацией. Данная норма соотносится с положением пункта 4 Раздела II "Коллизии интересов и отказ от права" Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года A/RES/51/59, согласно которому государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением (пункт 12 консультативного заключения от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии о разъяснении норм Положения о проведении аттестации сотрудников Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 98).
Статья: Правовая политика в сфере противодействия групповой и организованной преступности в контексте реализации норм международного права
(Авдеев В.А., Авдеева О.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 6)Принимая во внимание новые угрозы, возникающие на транснациональном уровне, необходимо акцентировать внимание на консолидации правовых ресурсов государств, независимо от принадлежности к правовой системе. Международно-правовые основы консолидации национальных ресурсов по противодействию групповой и организованной преступности получили признание как в актах универсального, так и регионального характера. Более того, международным сообществом было уделено внимание принципам ответственности за совместную преступную деятельность в резолюции VII Конгресса по уголовному праву 1957 г. <4>. В развитие указанных мер Декларация ООН о преступности и общественной безопасности в Резолюции 51/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. ориентирует государства на повышение эффективности национальных мер по борьбе с организованной преступностью как наиболее опасным видом транснациональной преступности. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц в Резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. указывает на решение проблемы, связанной с недопустимостью взаимодействия представителей легальных ветвей власти с руководителями организованных преступных формирований.
(Авдеев В.А., Авдеева О.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 6)Принимая во внимание новые угрозы, возникающие на транснациональном уровне, необходимо акцентировать внимание на консолидации правовых ресурсов государств, независимо от принадлежности к правовой системе. Международно-правовые основы консолидации национальных ресурсов по противодействию групповой и организованной преступности получили признание как в актах универсального, так и регионального характера. Более того, международным сообществом было уделено внимание принципам ответственности за совместную преступную деятельность в резолюции VII Конгресса по уголовному праву 1957 г. <4>. В развитие указанных мер Декларация ООН о преступности и общественной безопасности в Резолюции 51/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. ориентирует государства на повышение эффективности национальных мер по борьбе с организованной преступностью как наиболее опасным видом транснациональной преступности. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц в Резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. указывает на решение проблемы, связанной с недопустимостью взаимодействия представителей легальных ветвей власти с руководителями организованных преступных формирований.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Единообразие в правовых подходах к пониманию проблем коррупции и противодействию коррупционных проявлений в странах Европы было ознаменовано принятием следующих актов: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) <162>; Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (1996 г.) <163>; Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996 г.) <164>; Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) <165>; Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.) <166>, содержащей определение коррупции, под которой понимается просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового; Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) <167>, обозначившей публичные закупки наиболее коррупционной сферой деятельности.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Единообразие в правовых подходах к пониманию проблем коррупции и противодействию коррупционных проявлений в странах Европы было ознаменовано принятием следующих актов: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) <162>; Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (1996 г.) <163>; Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996 г.) <164>; Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) <165>; Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.) <166>, содержащей определение коррупции, под которой понимается просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового; Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) <167>, обозначившей публичные закупки наиболее коррупционной сферой деятельности.
Статья: Стандарты беспристрастной, объективной и справедливой деятельности прокуроров, закрепленные в документах ООН, Совета Европы и других международных организаций
(Гасанова У.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996 г. <3>, определяет принципы и правила деятельности любых государственных должностных лиц в государствах - членах ООН. Статья 3 этого Кодекса устанавливает требования к государственным должностным лицам, которыми бесспорно являются и прокуроры: быть справедливыми и беспристрастными при выполнении своих профессиональных обязанностей, избегать неправомерного предпочтения либо дискриминации в отношении каких-либо лиц.
(Гасанова У.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996 г. <3>, определяет принципы и правила деятельности любых государственных должностных лиц в государствах - членах ООН. Статья 3 этого Кодекса устанавливает требования к государственным должностным лицам, которыми бесспорно являются и прокуроры: быть справедливыми и беспристрастными при выполнении своих профессиональных обязанностей, избегать неправомерного предпочтения либо дискриминации в отношении каких-либо лиц.
Статья: Международное административное право
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)<25> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780; Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231; Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс"; Декларация ООН "О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях" (Принята 16.12.1996 Резолюцией 51/191 на 86-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс"; Модельный закон "О борьбе с коррупцией" (Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 3 апреля 1999 г. N 13-4) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1999. N 21. С. 70 - 84; и др.
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)<25> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780; Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231; Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс"; Декларация ООН "О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях" (Принята 16.12.1996 Резолюцией 51/191 на 86-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс"; Модельный закон "О борьбе с коррупцией" (Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 3 апреля 1999 г. N 13-4) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1999. N 21. С. 70 - 84; и др.
Статья: К 10-летию Федерального закона "О полиции": некоторые аспекты истории создания и принятия
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)В Законе о полиции сделан новый шаг на пути сближения российской правоохранительной системы с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности <40>. В нем адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы целого ряда международных (ооновских и европейских) документов, касающихся правоохранительной деятельности, в частности Декларации о полиции <41>, Европейского кодекса полицейской этики <42>, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц <43>, Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка <44>, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах <45>, Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка <46>, Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных <47>, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. <48>
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)В Законе о полиции сделан новый шаг на пути сближения российской правоохранительной системы с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности <40>. В нем адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы целого ряда международных (ооновских и европейских) документов, касающихся правоохранительной деятельности, в частности Декларации о полиции <41>, Европейского кодекса полицейской этики <42>, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц <43>, Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка <44>, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах <45>, Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка <46>, Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных <47>, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. <48>
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Этот Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Постановление от 26.03.2002 N 19-10), Закона о коррупции, Федеральных законов от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих РФ и муниципальных служащих, Указа Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов РФ, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Этот Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Постановление от 26.03.2002 N 19-10), Закона о коррупции, Федеральных законов от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих РФ и муниципальных служащих, Указа Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов РФ, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.