Международная мОрская перевозка груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Международная мОрская перевозка груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого турецкому перевозчику, не имеющему постоянного представительства в РФ, по договору международной морской перевозки груза?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого турецкому перевозчику, не имеющему постоянного представительства в РФ, по договору международной морской перевозки груза?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого турецкому перевозчику, не имеющему постоянного представительства в РФ, по договору международной морской перевозки груза?
Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого корейской организации по договору международной морской перевозки груза из г. Владивостока (Россия) в г. Пекин (Китай), заключенному в мае 2023 г.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого корейской организации по договору международной морской перевозки груза из г. Владивостока (Россия) в г. Пекин (Китай), заключенному в мае 2023 г.?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Обязана ли российская организация удержать налог на прибыль с дохода, выплачиваемого корейской организации по договору международной морской перевозки груза из г. Владивостока (Россия) в г. Пекин (Китай), заключенному в мае 2023 г.?
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;
(ред. от 24.06.2025)2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<17> Иванова С.Г. Проблемы ответственности операторов транспортных терминалов при международных морских перевозках грузов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 21 - 22.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<17> Иванова С.Г. Проблемы ответственности операторов транспортных терминалов при международных морских перевозках грузов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 21 - 22.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<75> Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 784 с.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<75> Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 784 с.
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<33> См. подробнее: Лобода А.И., Лобода Ю.В. Арбитрабельность споров и признание арбитражных соглашений в сфере международной морской перевозки грузов // Международный коммерческий арбитраж. 2006. N 1. С. 95 - 105.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)<33> См. подробнее: Лобода А.И., Лобода Ю.В. Арбитрабельность споров и признание арбитражных соглашений в сфере международной морской перевозки грузов // Международный коммерческий арбитраж. 2006. N 1. С. 95 - 105.
Статья: Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
Вопрос: О ставке НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, заключающихся в организации перевалки и хранения грузов в российском морском порту.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-08/23215)Вопрос: Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.04.2024 N 92-ФЗ в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, исключена возможность применения ставки НДС 0%, если при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки Экспедитором одновременно выполняются следующие условия.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-08/23215)Вопрос: Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.04.2024 N 92-ФЗ в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, исключена возможность применения ставки НДС 0%, если при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки Экспедитором одновременно выполняются следующие условия.
Статья: Отечественная доктрина правовой природы института морской перевозки груза (конец XIX - начало XX в.)
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В контексте заявленной проблематики интересно мнение П.М. Шелудякова о том, что при определении правовой природы любой внешнеэкономической сделки, к которым относят, в частности, и международную морскую перевозку грузов, необходимо учитывать тот факт, что все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, относятся к публичному праву. Утрата типичности многих элементов внешнеэкономической сделки, а также прямая зависимость ее действительности от значительного числа императивных норм публично-правовых отраслей привели исследователя к выводу, что внешнеэкономическая сделка не может быть урегулирована нормами международного частного права <7>. В случае с институтом морской перевозки груза возникает сразу два повода усомниться в его отраслевой принадлежности, поскольку возникает вопрос о соотношении Гражданского кодекса и Кодекса торгового мореплавания, где первый является актом общим, а второй - специальным, причем последний является актом комплексным, ориентированным на совершенно специфическую область экономической деятельности и, кроме того, имеющим предпочтение перед Гражданским кодексом в применении к договорам морской перевозки груза. Опираясь на позицию Н.М. Ершовой, можно указать на то, что институт морской перевозки груза носит лишь печать гражданско-правового регулирования, при этом он регламентирован нормами транспортного, а не гражданского законодательства <8>. Как верно описал подобную ситуацию С.С. Алексеев, "подмешивание в данный институт элементов отрасли может носить скрытый характер: правовой режим, соприкасающийся с данным институтом отрасли, иногда влияет на чистоту юридической конструкции, обусловливает исключения из императивного правового принципа и т.д." <9>.
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В контексте заявленной проблематики интересно мнение П.М. Шелудякова о том, что при определении правовой природы любой внешнеэкономической сделки, к которым относят, в частности, и международную морскую перевозку грузов, необходимо учитывать тот факт, что все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, относятся к публичному праву. Утрата типичности многих элементов внешнеэкономической сделки, а также прямая зависимость ее действительности от значительного числа императивных норм публично-правовых отраслей привели исследователя к выводу, что внешнеэкономическая сделка не может быть урегулирована нормами международного частного права <7>. В случае с институтом морской перевозки груза возникает сразу два повода усомниться в его отраслевой принадлежности, поскольку возникает вопрос о соотношении Гражданского кодекса и Кодекса торгового мореплавания, где первый является актом общим, а второй - специальным, причем последний является актом комплексным, ориентированным на совершенно специфическую область экономической деятельности и, кроме того, имеющим предпочтение перед Гражданским кодексом в применении к договорам морской перевозки груза. Опираясь на позицию Н.М. Ершовой, можно указать на то, что институт морской перевозки груза носит лишь печать гражданско-правового регулирования, при этом он регламентирован нормами транспортного, а не гражданского законодательства <8>. Как верно описал подобную ситуацию С.С. Алексеев, "подмешивание в данный институт элементов отрасли может носить скрытый характер: правовой режим, соприкасающийся с данным институтом отрасли, иногда влияет на чистоту юридической конструкции, обусловливает исключения из императивного правового принципа и т.д." <9>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция 2008 г. устанавливает единообразный современный правовой режим, регулирующий права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей в соответствии с договором перевозки груза на условиях "от двери к двери", которая включает этап международной морской перевозки. Конвенция основана на принятых ранее конвенциях, касающихся международной морской перевозки грузов, в частности на Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Брюссель, 25 августа 1924 г.) ("Гаагские правила"), и протоколах к ней ("Гаагско-Висбийские правила"), а также на Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 г.) ("Гамбургские правила"), и является их современной альтернативой.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция 2008 г. устанавливает единообразный современный правовой режим, регулирующий права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей в соответствии с договором перевозки груза на условиях "от двери к двери", которая включает этап международной морской перевозки. Конвенция основана на принятых ранее конвенциях, касающихся международной морской перевозки грузов, в частности на Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Брюссель, 25 августа 1924 г.) ("Гаагские правила"), и протоколах к ней ("Гаагско-Висбийские правила"), а также на Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 г.) ("Гамбургские правила"), и является их современной альтернативой.
Статья: Применение договора фрахтования при перевозке пассажира железнодорожным транспортом
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)<22> Кумалагова Т.Т. Ответственность перевозчика за несохранность груза по договору международной морской перевозки груза: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.Т. Кумалагова. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2011. 191 с.
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)<22> Кумалагова Т.Т. Ответственность перевозчика за несохранность груза по договору международной морской перевозки груза: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.Т. Кумалагова. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2011. 191 с.
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Определенный прогресс в решении проблем выбора применимого права и компетентного судебного органа был достигнут в связи с принятием Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) <2> (далее - Роттердамские правила). Документ ограничивает истца в выборе суда. Согласно ст. 66 Роттердамских правил истец имеет право обращаться с требованием к перевозчику исключительно в компетентный суд по месту регистрации перевозчика, месту получения груза (согласованном в договоре) или в месте, в котором произошла погрузка или выгрузка груза с судна. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок выбора компетентного органа. Выбор альтернативного способа разрешения споров ограничен исходя из аналогичных критериев.
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Определенный прогресс в решении проблем выбора применимого права и компетентного судебного органа был достигнут в связи с принятием Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) <2> (далее - Роттердамские правила). Документ ограничивает истца в выборе суда. Согласно ст. 66 Роттердамских правил истец имеет право обращаться с требованием к перевозчику исключительно в компетентный суд по месту регистрации перевозчика, месту получения груза (согласованном в договоре) или в месте, в котором произошла погрузка или выгрузка груза с судна. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок выбора компетентного органа. Выбор альтернативного способа разрешения споров ограничен исходя из аналогичных критериев.
Статья: О правовой природе коносамента в морских перевозках
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<21> Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика (2-е изд.). М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 156.
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<21> Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика (2-е изд.). М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 156.