Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Импортозамещение как вектор государственной экономической политики: правовой аспект
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Импортозамещение как вектор государственной экономической политики имеет непосредственное отношение к регулированию внешнеэкономической деятельности, которая в законодательстве определена как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") <23>. Российский законодатель особое внимание уделяет правовому регулированию внешнеторговой деятельности, выделяя в его рамках два основных инструмента: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Оба считаются методами государственного регулирования внешней торговли товарами, при этом первый осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а второй - путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17, 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <24>.
(Илюхина Ю.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Импортозамещение как вектор государственной экономической политики имеет непосредственное отношение к регулированию внешнеэкономической деятельности, которая в законодательстве определена как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") <23>. Российский законодатель особое внимание уделяет правовому регулированию внешнеторговой деятельности, выделяя в его рамках два основных инструмента: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Оба считаются методами государственного регулирования внешней торговли товарами, при этом первый осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а второй - путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (п. 17, 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <24>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Например, Законом о внешнеторговой деятельности определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12). Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности, основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование (применение ввозных и вывозных таможенных пошлин), являющееся методом экономического воздействия. В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21 - 24, 26, 27).
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Например, Законом о внешнеторговой деятельности определены методы государственного регулирования указанной деятельности (ст. 12). Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности, основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование (применение ввозных и вывозных таможенных пошлин), являющееся методом экономического воздействия. В виде исключения применяются методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 21 - 24, 26, 27).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Письмо ВАС РФ от 29.11.1995 N С5-7/ОЗ-666
"О Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"В Законе установлено, что иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).
"О Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"В Законе установлено, что иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Осуществление внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества охватывает: а) преддоговорные отношения; б) совершение сделок в отношении продукции военного назначения (купля-продажа); в) осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей, вытекающих из таких сделок. Осуществление внешнеторговой деятельности основано на иных, чем общий запрет, правовых регуляторах.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Осуществление внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества охватывает: а) преддоговорные отношения; б) совершение сделок в отношении продукции военного назначения (купля-продажа); в) осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей, вытекающих из таких сделок. Осуществление внешнеторговой деятельности основано на иных, чем общий запрет, правовых регуляторах.
Статья: Таможенные операции и таможенные процедуры: экономическая сущность и особенности применения в Евразийском экономическом союзе
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Из анализа представленных определений следует, что ряд авторов раскрывают таможенные процедуры как нормы, а другие рассматривают данный термин более широко - как элемент, порядок, систему, совокупность методов и т.п., т.е. механизм, регламентирующий порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС и за ее пределами. С точки зрения экономического назначения более содержательным является определение А.П. Джабиева (см. табл. 2). А.К. Тугушев также отмечает, что таможенная процедура "определяет объем правомочий декларанта в отношении перемещаемого товара; определяет объем применяемых мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и запретов и ограничений; способствует развитию внешней торговли с учетом интересов национальных производителей" [17, с. 49].
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Из анализа представленных определений следует, что ряд авторов раскрывают таможенные процедуры как нормы, а другие рассматривают данный термин более широко - как элемент, порядок, систему, совокупность методов и т.п., т.е. механизм, регламентирующий порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС и за ее пределами. С точки зрения экономического назначения более содержательным является определение А.П. Джабиева (см. табл. 2). А.К. Тугушев также отмечает, что таможенная процедура "определяет объем правомочий декларанта в отношении перемещаемого товара; определяет объем применяемых мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и запретов и ограничений; способствует развитию внешней торговли с учетом интересов национальных производителей" [17, с. 49].
Статья: Особенности правового регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами
(Ворникова Е.Д.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Цифровые экономические отношения являются не только объектом правового регулирования, но и источником права в материальном смысле. С учетом трансформации услуг как объекта правоотношений и с учетом изменения субъектного состава правоотношений в цифровой экономике происходит переосмысление традиционных правовых моделей, появляются новые принципы правового регулирования, меняются методы правового воздействия. В статье рассмотрены ключевые проблемы государственного и негосударственного регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами.
(Ворникова Е.Д.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Цифровые экономические отношения являются не только объектом правового регулирования, но и источником права в материальном смысле. С учетом трансформации услуг как объекта правоотношений и с учетом изменения субъектного состава правоотношений в цифровой экономике происходит переосмысление традиционных правовых моделей, появляются новые принципы правового регулирования, меняются методы правового воздействия. В статье рассмотрены ключевые проблемы государственного и негосударственного регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами.
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Система экспортного контроля является одним из основных методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества.
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Система экспортного контроля является одним из основных методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества.
Статья: Исследование теоретико-правовых основ порядка проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
Статья: Роль таможенно-тарифного регулирования в развитии внешнеэкономической деятельности
(Дюкарев В.В., Мигачев Ю.И., Головачева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)публичность при создании, утверждении и использовании методов государственного контроля внешнеэкономической работы;
(Дюкарев В.В., Мигачев Ю.И., Головачева Е.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)публичность при создании, утверждении и использовании методов государственного контроля внешнеэкономической работы;
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Специфика правового регулирования внешней торговли услугами в цифровой экономике порождает проблему определения национальности сторон сделки, места ее заключения (исполнения) и проблему определения применимого права. Механизм правового регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами включает комплексное государственное и негосударственное регулирование, сочетающее императивный и диспозитивный методы. Применимое частное право в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности определяется по месту нахождения исполнителя, которое в цифровой экономике устанавливается по критерию направленности его деятельности на население конкретного государства. Применимое публичное право также определяется по месту нахождения исполнителя, при этом юридическое значение имеет как направленность его деятельности на население конкретного государства, так и физическое расположение серверов.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Специфика правового регулирования внешней торговли услугами в цифровой экономике порождает проблему определения национальности сторон сделки, места ее заключения (исполнения) и проблему определения применимого права. Механизм правового регулирования предпринимательских отношений в сфере внешней торговли услугами включает комплексное государственное и негосударственное регулирование, сочетающее императивный и диспозитивный методы. Применимое частное право в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности определяется по месту нахождения исполнителя, которое в цифровой экономике устанавливается по критерию направленности его деятельности на население конкретного государства. Применимое публичное право также определяется по месту нахождения исполнителя, при этом юридическое значение имеет как направленность его деятельности на население конкретного государства, так и физическое расположение серверов.
Статья: Специфика административно-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Наряду с указанными методами нетарифного регулирования и контроля за юридическими лицами, их филиалами и представительствами, деятельность которых связана с медициной и фармакологией, ст. 35 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" предполагает, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Наряду с указанными методами нетарифного регулирования и контроля за юридическими лицами, их филиалами и представительствами, деятельность которых связана с медициной и фармакологией, ст. 35 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" предполагает, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан.
Статья: Актуальные проблемы экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Одним из методов регулирования деятельности, связанной с внешней торговлей, в Евразийском экономическом союзе является действующая система запретов и ограничений <2>. В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза в данную систему входит в том числе и экспортный контроль, являющийся уникальной мерой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, что обусловлено рядом причин: во-первых, осуществление мер экспортного контроля, в отличие от других мер, входящих в систему запретов и ограничений, регламентируется исключительно нормами национального законодательства государств-членов, а во-вторых, экспортный контроль как целостная система отличается довольно сложной структурой.
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Одним из методов регулирования деятельности, связанной с внешней торговлей, в Евразийском экономическом союзе является действующая система запретов и ограничений <2>. В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза в данную систему входит в том числе и экспортный контроль, являющийся уникальной мерой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, что обусловлено рядом причин: во-первых, осуществление мер экспортного контроля, в отличие от других мер, входящих в систему запретов и ограничений, регламентируется исключительно нормами национального законодательства государств-членов, а во-вторых, экспортный контроль как целостная система отличается довольно сложной структурой.