Методика расследования налоговых преступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расследования налоговых преступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности криминалистической характеристики современных налоговых преступлений
(Ефимова В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Типовая схема налогового преступления представляет собой информационную систему, построенную на основе статистической обработки выборки фактов налоговых преступлений, известных практике расследования. В случае соответствия схемы преступления указанным выше критериям она может использоваться для построения следственной версии и формирования методики расследования налоговых преступлений. Для указанной юридической категории не характерно охватывать своим содержанием все возможные элементы криминалистической характеристики, акцент сделан на возможности вывести налоговое преступление как результат (последствие) преступной деятельности субъекта в целом, подвергая его деятельность критике с позиции экономической целесообразности, опираясь на известные способы совершения преступления.
(Ефимова В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Типовая схема налогового преступления представляет собой информационную систему, построенную на основе статистической обработки выборки фактов налоговых преступлений, известных практике расследования. В случае соответствия схемы преступления указанным выше критериям она может использоваться для построения следственной версии и формирования методики расследования налоговых преступлений. Для указанной юридической категории не характерно охватывать своим содержанием все возможные элементы криминалистической характеристики, акцент сделан на возможности вывести налоговое преступление как результат (последствие) преступной деятельности субъекта в целом, подвергая его деятельность критике с позиции экономической целесообразности, опираясь на известные способы совершения преступления.
Статья: Криминалистические особенности современных налоговых преступлений и их отличие от иных налоговых правонарушений
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Статья посвящена одной из актуальных проблем методики расследования налоговых преступлений - отсутствию дефиниции налогового преступления. Дифференцированы понятия налогового преступления и налогового правонарушения через призму правоприменения в практической деятельности следственных органов. Предложено авторское криминалистическое определение налогового преступления, являющееся продуктом взаимоотношений криминалистики и уголовного права, с отражением в нем элементов состава указанного преступления. Кроме того, автором сформулированы основные криминалистически значимые этапы построения классификации налоговых преступлений, выявлены предпосылки влияния понятия преступлений и их классификации на формирование частной методики расследования налогового преступления. Дана оценка классификации налоговых преступлений, предложенной в научных исследованиях, выявлены ее недостатки с учетом практики предварительного и судебного следствия указанной категории преступлений. Предложена общая криминалистическая классификация налоговых преступлений, ориентированная на механизм следообразования, актуальная в практической следственной работе.
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Статья посвящена одной из актуальных проблем методики расследования налоговых преступлений - отсутствию дефиниции налогового преступления. Дифференцированы понятия налогового преступления и налогового правонарушения через призму правоприменения в практической деятельности следственных органов. Предложено авторское криминалистическое определение налогового преступления, являющееся продуктом взаимоотношений криминалистики и уголовного права, с отражением в нем элементов состава указанного преступления. Кроме того, автором сформулированы основные криминалистически значимые этапы построения классификации налоговых преступлений, выявлены предпосылки влияния понятия преступлений и их классификации на формирование частной методики расследования налогового преступления. Дана оценка классификации налоговых преступлений, предложенной в научных исследованиях, выявлены ее недостатки с учетом практики предварительного и судебного следствия указанной категории преступлений. Предложена общая криминалистическая классификация налоговых преступлений, ориентированная на механизм следообразования, актуальная в практической следственной работе.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@
"О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в целях реализации полномочий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и обязанностей, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, во исполнение пункта 3.4 протокола совместного заседания коллегий ФНС России и Следственного комитета от 07.06.2016 N 2/4 по вопросу "Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения" подготовили настоящие методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).
"О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)"
(вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) в целях реализации полномочий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и обязанностей, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, во исполнение пункта 3.4 протокола совместного заседания коллегий ФНС России и Следственного комитета от 07.06.2016 N 2/4 по вопросу "Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения" подготовили настоящие методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).
"Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства"
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)при выявлении в ходе предварительного расследования уголовных дел, подследственных ФССП России, признаков преступлений, указанных в разделе I Методических рекомендаций, выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и о направлении их для принятия решения прокурору.
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)при выявлении в ходе предварительного расследования уголовных дел, подследственных ФССП России, признаков преступлений, указанных в разделе I Методических рекомендаций, выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и о направлении их для принятия решения прокурору.
Статья: Структура и содержание криминалистической характеристики высокотехнологичных преступлений
(Поляков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Латентность. Высокотехнологичные преступления должны быть отнесены к группе высоколатентных преступных деяний. Явление латентности традиционно исследуется криминологией, в то же время для высоколатентных преступлений при разработке криминалистической методики расследования необходимо учитывать реальный масштаб совершения преступлений, объединенных в определенную криминалистическую группу, и причины, затрудняющие выявление фактически совершенных преступных деяний. В силу этого, например, И.В. Александров к основным криминалистическим особенностям налоговых преступлений справедливо относил их высокую латентность <26>. Особое значение имеет знание особенностей латентизации высокотехнологичных преступлений для первоначального этапа расследования, который отличается высокой информационной неопределенностью и в первую очередь нуждается в разработке криминалистических рекомендаций для практического использования.
(Поляков В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Латентность. Высокотехнологичные преступления должны быть отнесены к группе высоколатентных преступных деяний. Явление латентности традиционно исследуется криминологией, в то же время для высоколатентных преступлений при разработке криминалистической методики расследования необходимо учитывать реальный масштаб совершения преступлений, объединенных в определенную криминалистическую группу, и причины, затрудняющие выявление фактически совершенных преступных деяний. В силу этого, например, И.В. Александров к основным криминалистическим особенностям налоговых преступлений справедливо относил их высокую латентность <26>. Особое значение имеет знание особенностей латентизации высокотехнологичных преступлений для первоначального этапа расследования, который отличается высокой информационной неопределенностью и в первую очередь нуждается в разработке криминалистических рекомендаций для практического использования.
Статья: Судебно-бухгалтерская экспертиза в торговле: аспекты регулирования, организации и развития
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)7. Котенко С.М. Тактика назначения судебно-бухгалтерской и товароведческой экспертизы по делам о преступных отклонениях от уплаты налогов с физических лиц // Научный журнал. 2019. N 6 (40). С. 80 - 82.
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)7. Котенко С.М. Тактика назначения судебно-бухгалтерской и товароведческой экспертизы по делам о преступных отклонениях от уплаты налогов с физических лиц // Научный журнал. 2019. N 6 (40). С. 80 - 82.
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Взаимодействие налоговых органов и органов СК России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям базируется на положениях п. 3 ст. 32, п. 2 ст. 36, ст. 37, п. 3 ст. 82, п. 15.1 ст. 101 НК РФ, положениях Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, ФНС России N ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015. Следует отметить, что ФНС России в соответствии с п. 3.4 протокола совместного заседания коллегий ФНС России и СК России от 07.06.2016 N 2/4 по вопросу повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения <10> направила для территориальных налоговых и следственных органов СК России методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Взаимодействие налоговых органов и органов СК России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям базируется на положениях п. 3 ст. 32, п. 2 ст. 36, ст. 37, п. 3 ст. 82, п. 15.1 ст. 101 НК РФ, положениях Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 286, ФНС России N ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015. Следует отметить, что ФНС России в соответствии с п. 3.4 протокола совместного заседания коллегий ФНС России и СК России от 07.06.2016 N 2/4 по вопросу повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения <10> направила для территориальных налоговых и следственных органов СК России методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).
Статья: Групповая форма совершения преступлений как один из признаков высокотехнологичной преступности
(Поляков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Хмыз А.И. Установление исполнителя электронного документа при расследовании налоговых преступлений // Противодействие налоговой преступности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 31 мая 2018 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Моск. акад. Следств. ком. Рос. Федерации, 2018. С. 179 - 182.
(Поляков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Хмыз А.И. Установление исполнителя электронного документа при расследовании налоговых преступлений // Противодействие налоговой преступности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 31 мая 2018 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Моск. акад. Следств. ком. Рос. Федерации, 2018. С. 179 - 182.
Статья: Хищения в бюджетной сфере как объект криминалистического исследования
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<19> См., напр.: Гарбуз Г.С. Методика по расследованию присвоения или растраты, совершаемых в бюджетной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2007. 233 с.; Багмет А.М., Перов В.А. Расследование преступлений о хищении бюджетных денежных средств и злоупотреблении должностными полномочиями в сфере налогообложения: учеб.-метод. пособие. М.: Юрлитинформ, 2015. 280 с.; Исаев С.С.-Х. Расследование мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 536 с.; и др.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<19> См., напр.: Гарбуз Г.С. Методика по расследованию присвоения или растраты, совершаемых в бюджетной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2007. 233 с.; Багмет А.М., Перов В.А. Расследование преступлений о хищении бюджетных денежных средств и злоупотреблении должностными полномочиями в сфере налогообложения: учеб.-метод. пособие. М.: Юрлитинформ, 2015. 280 с.; Исаев С.С.-Х. Расследование мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 536 с.; и др.
Статья: Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию уклонения от уплаты налогов, совершенных самозанятыми гражданами
(Еремеев А.Б.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Все мероприятия, которые направлены на выявление и преодоление противодействия расследованию уклонения от уплаты налогов самозанятых, должны проводиться планомерно, вместе с расследованием нарушения. В таком аспекте речь должна идти о выработке определенного алгоритма действий, конкретной методики противодействия для типичной ситуации - уклонения от уплаты налогов самозанятых. Такая методика должна быть сформирована с учетом наиболее часто встречающихся признаков противодействия расследованию и следственным ситуациям по рассматриваемому виду уклонения от налогов.
(Еремеев А.Б.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Все мероприятия, которые направлены на выявление и преодоление противодействия расследованию уклонения от уплаты налогов самозанятых, должны проводиться планомерно, вместе с расследованием нарушения. В таком аспекте речь должна идти о выработке определенного алгоритма действий, конкретной методики противодействия для типичной ситуации - уклонения от уплаты налогов самозанятых. Такая методика должна быть сформирована с учетом наиболее часто встречающихся признаков противодействия расследованию и следственным ситуациям по рассматриваемому виду уклонения от налогов.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
Статья: Оценка следователем материалов налоговой проверки в стадии возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Таким образом, несмотря на наличие методики расследования налоговых преступлений с использованием схемы дробления бизнеса, разработанной Следственным комитетом РФ, данный способ уклонения от уплаты налогов, а также случаи использования подставных лиц или номинальных директоров с их ежегодной заменой вызывают значительные сложности в процессе расследования и в дальнейшем доказывания виновности в совершении налоговых преступлений конкретных лиц.
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Таким образом, несмотря на наличие методики расследования налоговых преступлений с использованием схемы дробления бизнеса, разработанной Следственным комитетом РФ, данный способ уклонения от уплаты налогов, а также случаи использования подставных лиц или номинальных директоров с их ежегодной заменой вызывают значительные сложности в процессе расследования и в дальнейшем доказывания виновности в совершении налоговых преступлений конкретных лиц.
Статья: О некоторых причинах и последствиях возникновения ошибок в деятельности правоохранительных органов при расследовании преступлений экономической направленности, связанных с выводом капитала за рубеж
(Морозова О.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)Изучение правоприменительной практики показывало, что в уголовно-правовом аспекте такие преступления, как правило, подпадали под признаки реальной и идеальной совокупности, предусматривались различными статьями уголовного закона. Основными причинами низкой выявляемости рассматриваемых преступлений являлись несовершенство законодательства, латентность, отсутствие методик выявления и расследования.
(Морозова О.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)Изучение правоприменительной практики показывало, что в уголовно-правовом аспекте такие преступления, как правило, подпадали под признаки реальной и идеальной совокупности, предусматривались различными статьями уголовного закона. Основными причинами низкой выявляемости рассматриваемых преступлений являлись несовершенство законодательства, латентность, отсутствие методик выявления и расследования.
Статья: Криминалистические аспекты доказывания умысла на уклонение от уплаты налогов
(Горобец Д.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Предписания Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" однозначно определяют умышленную форму вины для налоговых преступлений. Сложности в ее доказывании по расследуемым уголовным делам обусловили разработку совместных методических рекомендаций Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России) и Следственного комитета Российской Федерации <1> (далее - Следственный комитет РФ).
(Горобец Д.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Предписания Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" однозначно определяют умышленную форму вины для налоговых преступлений. Сложности в ее доказывании по расследуемым уголовным делам обусловили разработку совместных методических рекомендаций Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС России) и Следственного комитета Российской Федерации <1> (далее - Следственный комитет РФ).