Методика расчета сервитута

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Право прокладки и обслуживания сетей связи
(Волков Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2019, N 10)
2. Научная рефлексия. Проблема пользования чужим имуществом весьма популярна. В исследовательских публикациях, которых более 2,5 тыс., преобладают работы о правах на земельные участки. Сервитут, узуфрукт <6> представляет интерес не только для юристов, многие историки и экономисты исследуют данную проблематику. Одновременно более 4,5 тыс. работ представлено в сегменте сетей связи (по всем специальностям, не только по юриспруденции). Однако пересечения этих множеств практически нет. Соответственно, наш выбор пал на те работы, которые хотя бы частично касаются вопросов размещения сетей связи на чужом имуществе. Одна из проблем, как отмечает Н.В. Ротко, - "неоднозначное понимание сервитутов" (отсутствие четкого разграничения вещных и обязательственных прав) <7>. Е.А. Царанок отмечает разницу в понимании сервитута в России и за рубежом <8>. Еще один аспект отмечен О.В. Жевняк. Она рассматривает несколько примеров, один из которых о размещении оборудования одного оператора на территории другого <9>. Примечательным является судебное решение - договор аренды. Иными словами, суд не видит сервитута, а только платное использование имущества. Я.С. Солодова на примере локального акта Ялуторовской городской думы Тюменской области полагает, что сервитут в большей степени "есть ограничение права собственности" <10>. Соответственно, необходимо понимание того, является ли обоснованным ограничение права собственности в случае прокладки линий связи в интересах другого лица (группы лиц - публичный интерес). Другой позиции придерживаются авторы - сторонники сервитута для линейных объектов, в том числе сетей связи. Например М.С. Луповской полагает, что "коммунальный сервитут" устанавливается для "размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения" (в том числе "сооружений связи и иных подобных объектов" <11>), для обеспечения "прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи" <12>. Кроме того, автор полагает, что при установлении публичного коммунального сервитута необходимо общественное слушание <13>. Е.В. Козлова предложила алгоритм расчета соразмерной платы за сервитут, апробированный в том числе и для прокладки линейных объектов <14>. Авторы пишут о наличии только двух оснований сервитута: 1) соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка; 2) судебное решение об установлении и условиях сервитута в случае недостижения указанными лицами соглашения <15>. Исследования авторов по иным аналогичным вопросам, в частности о сетях газоснабжения, свидетельствуют о том, что даже наличие нескольких подзаконных актов не решает проблему, если нет прямой и точной нормы в законе <16>. Н.Г. Мирошникова рассматривает проблему, в том числе применительно и к линиям связи, в основе которой незаконный отказ судов в установлении сервитута, основанный на отказе собственника. Однако часто потенциальный сервитуарий получает отказ не от собственников, которые как раз хотят прокладки сетей связи, а от управляющей компании, которая фактически узурпирует принятие решений <17>. Она же проводит подробный анализ земельного сервитута, в признаках которого нет места сетям связи <18>. Сложности, по мнению Я.С. Солодовой, связаны с тем, что регистрируется только право, а не сам договор об установлении сервитута <19>. Разграничение узуфрукта и сервитута дает основание рассматривать проблему прокладки и размещения сетей связи и иной стороны как узуфрукт, а пользователя услуг связи в качестве сервитуария <20>. В таком случае оператор связи может выступать представителем многих сервитуариев. Держат руку на пульсе проблемы и чиновники. Так, в частности, в одной из работ содержится следующая реляция: "Законами N 171-ФЗ, N 252-ФЗ, N 258-ФЗ и N 499-ФЗ реализован целый ряд идей, улучшающих и упрощающих возможность использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов" <21>. Однако измененный порядок касается только государственных интересов, которые еще требуют разграничения с интересами муниципалитетов. Что касается прав частных лиц на федеральные и муниципальные земли, то это всегда было предметом "лотереи", на какого чиновника попадешь. О сервитутах на иные земли ничего не сказано. С учетом такого разброса мнений не удивительно, что законодатели пытаются путем правок жилищного законодательства решить отраслевые проблемы связи и вопросы конституционного права граждан.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
1. Примерная форма договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах особой экономической зоны, и методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах особой экономической зоны, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.