МЕТОДИКА расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу МЕТОДИКА расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2025 N 305-ЭС24-18991 по делу N А40-15862/2023
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного растительности, взыскании судебной неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта уничтожения зеленых насаждений при выполнении строительно-монтажных работ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не установили, входили ли вырубленные насаждения в границы земельного участка, на котором должно было осуществляться строительство, не проверили доводы ответчика-1 о том, что часть уничтоженных зеленых насаждений находилась в охранной зоне, о произведенном компенсационном озеленении и необходимости зачета понесенных затрат в счет возмещения вреда.Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утверждаемой Правительством Москвы (пункт 1.4 Порядка N 616-ПП).
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного растительности, взыскании судебной неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта уничтожения зеленых насаждений при выполнении строительно-монтажных работ.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не установили, входили ли вырубленные насаждения в границы земельного участка, на котором должно было осуществляться строительство, не проверили доводы ответчика-1 о том, что часть уничтоженных зеленых насаждений находилась в охранной зоне, о произведенном компенсационном озеленении и необходимости зачета понесенных затрат в счет возмещения вреда.Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утверждаемой Правительством Москвы (пункт 1.4 Порядка N 616-ПП).
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2021 N 304-ЭС21-6907 по делу N А70-4526/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании солидарно ущерба, причиненного незаконной рубкой и повреждением зеленых насаждений.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку работы произведены на основании разрешения на проведение санитарной и омолаживающей обрезки зеленых насаждений, которые растут на территории многоквартирного жилого дома, из акта обследования и фотоматериалов следует, что ранее поврежденные яблони имеют свежие ветви с нормально развитыми листьями, отвечают признакам хорошего состояния деревьев.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Для расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений при повреждении зеленых насаждений на территории города Тюмени применяется Методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений на территории города Тюмени, утвержденная постановлением Администрации города Тюмени от 30.10.2008 N 142-пк.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании солидарно ущерба, причиненного незаконной рубкой и повреждением зеленых насаждений.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку работы произведены на основании разрешения на проведение санитарной и омолаживающей обрезки зеленых насаждений, которые растут на территории многоквартирного жилого дома, из акта обследования и фотоматериалов следует, что ранее поврежденные яблони имеют свежие ветви с нормально развитыми листьями, отвечают признакам хорошего состояния деревьев.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Для расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений при повреждении зеленых насаждений на территории города Тюмени применяется Методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений на территории города Тюмени, утвержденная постановлением Администрации города Тюмени от 30.10.2008 N 142-пк.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности исковой работы прокурора по возмещению вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)Например, при расчете ущерба, причиненного ООПТ регионального значения при прокладке подземных коммуникаций, необоснованно были применены Правила и Методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и компенсационного озеленения, утвержденные органом местного самоуправления. Расчет надлежало произвести на основании действовавшего тогда Постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273. Такие нарушения норм материального права при расчете размера ущерба повлекли направление гражданского дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение <10>.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)Например, при расчете ущерба, причиненного ООПТ регионального значения при прокладке подземных коммуникаций, необоснованно были применены Правила и Методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и компенсационного озеленения, утвержденные органом местного самоуправления. Расчет надлежало произвести на основании действовавшего тогда Постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273. Такие нарушения норм материального права при расчете размера ущерба повлекли направление гражданского дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение <10>.
Вопрос: Каков порядок расчета компенсационных выплат за уничтожение (снос) зеленых насаждений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения компенсационной стоимости зеленых насаждений определен в Методике расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП (далее - Методика расчета).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения компенсационной стоимости зеленых насаждений определен в Методике расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП (далее - Методика расчета).
Нормативные акты
Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 25.12.2023 N 1-4/1402
(ред. от 29.01.2025)
"Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости и (или) стоимости компенсационного озеленения за вырубку, пересадку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением на территории городского округа Домодедово Московской области"СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО
(ред. от 29.01.2025)
"Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости и (или) стоимости компенсационного озеленения за вырубку, пересадку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением на территории городского округа Домодедово Московской области"СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
"Право собственности на землю в странах Европы: Монография"
(Крассов О.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2014)На муниципальном уровне также принимаются соответствующие нормативные акты. Например, действует решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13 ноября 2009 г. N 8/39 "Об утверждении Порядка содержания зеленых насаждений в Одинцовском муниципальном районе, Методики расчета компенсационной стоимости за уничтожение зеленых насаждений в Одинцовском муниципальном районе и о признании утратившими силу решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 26 июня 2006 г. N 18/9 и N 19/9, от 31 октября 2008 г. N 24/26". В соответствии с п. 7.1.1 указанного Порядка вырубка деревьев и кустарников, уничтожение травяного покрова производятся на основании постановления администрации Одинцовского муниципального района, разрешающего вырубку (кроме земель Гослесфонда), уничтожение зеленых насаждений.
(Крассов О.И.)
("Норма", "Инфра-М", 2014)На муниципальном уровне также принимаются соответствующие нормативные акты. Например, действует решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13 ноября 2009 г. N 8/39 "Об утверждении Порядка содержания зеленых насаждений в Одинцовском муниципальном районе, Методики расчета компенсационной стоимости за уничтожение зеленых насаждений в Одинцовском муниципальном районе и о признании утратившими силу решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 26 июня 2006 г. N 18/9 и N 19/9, от 31 октября 2008 г. N 24/26". В соответствии с п. 7.1.1 указанного Порядка вырубка деревьев и кустарников, уничтожение травяного покрова производятся на основании постановления администрации Одинцовского муниципального района, разрешающего вырубку (кроме земель Гослесфонда), уничтожение зеленых насаждений.
Статья: Особенности правовой охраны городских лесов и насаждений, не отнесенных к лесам
(Чураков Д.Б.)
("Законность", 2018, N 7)Так, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ 9 августа 2017 г. удовлетворено апелляционное представление прокуратуры и признано не действующим в заявленной части Постановление правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. N 376 "Об утверждении Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения".
(Чураков Д.Б.)
("Законность", 2018, N 7)Так, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ 9 августа 2017 г. удовлетворено апелляционное представление прокуратуры и признано не действующим в заявленной части Постановление правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. N 376 "Об утверждении Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения".