Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ НМЦК
Подборка наиболее важных документов по запросу Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ НМЦК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 N 12АП-6731/2024, 12АП-7001/2024 по делу N А12-12201/2024
Требование: О признании недействительными контрактов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567, на которые ссылается ответчик, не носят нормативного характера, разработаны в целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и разъясняют возможные способы цены контракта с применением методов, установленных Законом о контрактной системе.
Требование: О признании недействительными контрактов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567, на которые ссылается ответчик, не носят нормативного характера, разработаны в целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и разъясняют возможные способы цены контракта с применением методов, установленных Законом о контрактной системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2024 по делу N А60-1837/2024
Требование: О признании недействительным в части представления органа казначейства.
Решение: Требование удовлетворено в части.Применяя для обоснования цены контракта метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в порядке, определенном Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", а также Приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий", Заказчик определяет не только цену контракта, но и Поставщика, который предложил наименьшую цену контракта при равных заданных условиях исполнения контракта.
Требование: О признании недействительным в части представления органа казначейства.
Решение: Требование удовлетворено в части.Применяя для обоснования цены контракта метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в порядке, определенном Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", а также Приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий", Заказчик определяет не только цену контракта, но и Поставщика, который предложил наименьшую цену контракта при равных заданных условиях исполнения контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Форма: Обоснование начальной цены единицы товара на поставку топлива моторного (бензина) (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем использовать форму, размещенную в составе Методических рекомендаций Минэкономразвития России по применению методов определения НМЦК. В форме укажите вид закупаемого топлива, его характеристики. В качестве обоснования иного метода определения НМЦК укажите ссылку на Порядок определения НМЦК при закупках топлива. Приведите расчеты цены.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем использовать форму, размещенную в составе Методических рекомендаций Минэкономразвития России по применению методов определения НМЦК. В форме укажите вид закупаемого топлива, его характеристики. В качестве обоснования иного метода определения НМЦК укажите ссылку на Порядок определения НМЦК при закупках топлива. Приведите расчеты цены.
Нормативные акты
Распоряжение Минтранса России от 05.05.2025 N ВТ-91-р
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Методических рекомендаций по расчету плановой себестоимости перевозки пассажиров и (или) грузов автомобильным транспортом, а также плановой себестоимости эксплуатации специальных и специализированных транспортных средств"5. Используемые в настоящих Методических рекомендациях цены могут определяться методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Методических рекомендаций по расчету плановой себестоимости перевозки пассажиров и (или) грузов автомобильным транспортом, а также плановой себестоимости эксплуатации специальных и специализированных транспортных средств"5. Используемые в настоящих Методических рекомендациях цены могут определяться методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
Справочная информация: "Калькуляторы КонсультантПлюс"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Калькулятор поможет рассчитать начальную максимальную цену контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с разделом III Методических рекомендаций N 567.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Калькулятор поможет рассчитать начальную максимальную цену контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с разделом III Методических рекомендаций N 567.
Статья: Проблемы правового обеспечения конкуренции при определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе Министерством экономического развития Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) <5> (далее - Методические рекомендации).
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе Министерством экономического развития Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) <5> (далее - Методические рекомендации).
Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)По нашему мнению, переписка между заказчиком и потенциальными участниками закупки о характеристиках товара и его примерной цене не может свидетельствовать о сговоре между ними, если предоставляемая заказчиком участнику рынка информация не выходит за объемы, необходимые для проведения заказчиком анализа товарного рынка и определения НМЦК. Нормативными границами определения необходимого объема такой информации могут служить Методические рекомендации, разработанные Министерством экономического развития России (далее - Методические рекомендации) <10>.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)По нашему мнению, переписка между заказчиком и потенциальными участниками закупки о характеристиках товара и его примерной цене не может свидетельствовать о сговоре между ними, если предоставляемая заказчиком участнику рынка информация не выходит за объемы, необходимые для проведения заказчиком анализа товарного рынка и определения НМЦК. Нормативными границами определения необходимого объема такой информации могут служить Методические рекомендации, разработанные Министерством экономического развития России (далее - Методические рекомендации) <10>.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)НМЦК определена в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденными Приказом Минэкономразвития России N 567, по формуле:
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)НМЦК определена в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденными Приказом Минэкономразвития России N 567, по формуле:
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок разработаны Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, утвержденные Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок разработаны Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, утвержденные Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - Методические рекомендации).
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Продолжая анализ примера с государственными закупками, можно рассмотреть механизм определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка), указанным в ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок (далее - Закон о контрактной системе) <13>. Данный метод предполагает установление НМЦК на основе анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров (работ, услуг). Согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития России <14> метод анализа рынка требует сбора ценовой информации не менее чем от трех потенциальных поставщиков.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Продолжая анализ примера с государственными закупками, можно рассмотреть механизм определения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка), указанным в ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок (далее - Закон о контрактной системе) <13>. Данный метод предполагает установление НМЦК на основе анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров (работ, услуг). Согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития России <14> метод анализа рынка требует сбора ценовой информации не менее чем от трех потенциальных поставщиков.
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<19> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)<19> Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)В НМЦК должны быть учтены все факторы, влияющие на ее размер (ст. 22 Закона N 44-ФЗ, Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567). Включение в проект контракта цены с учетом НДС не нарушает требований Закона N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)В НМЦК должны быть учтены все факторы, влияющие на ее размер (ст. 22 Закона N 44-ФЗ, Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567). Включение в проект контракта цены с учетом НДС не нарушает требований Закона N 44-ФЗ.
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)<**> Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)<**> Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Статья: Анализ товарного рынка как инструмент развития конкуренции: правовые аспекты
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)На наш взгляд, противоречий между этими законодательными актами не имеется, с той разницей, что Федеральный закон N 44-ФЗ сразу ориентирует заказчиков на более узкое определение продуктовых границ товарного рынка. Но с учетом Методических рекомендаций, принятых Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" <3>, в соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, у заказчика имеется возможность не сужать необоснованно продуктовые границы товарного рынка, а, наоборот, выявить товары, работы, услуги, наилучшим образом удовлетворяющие его потребностям. Последовательные действия заказчиков для этих целей изложены в третьем разделе Методических рекомендаций "Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)".
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)На наш взгляд, противоречий между этими законодательными актами не имеется, с той разницей, что Федеральный закон N 44-ФЗ сразу ориентирует заказчиков на более узкое определение продуктовых границ товарного рынка. Но с учетом Методических рекомендаций, принятых Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" <3>, в соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, у заказчика имеется возможность не сужать необоснованно продуктовые границы товарного рынка, а, наоборот, выявить товары, работы, услуги, наилучшим образом удовлетворяющие его потребностям. Последовательные действия заказчиков для этих целей изложены в третьем разделе Методических рекомендаций "Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)".