Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Законодательство об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Привлечение к административной ответственности работника прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральными законами не установлены какие-либо особые условия применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении прокуроров. Следовательно, при наличии установленных частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований прокурор подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения с составлением соответствующего протокола..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Федеральными законами не установлены какие-либо особые условия применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении прокуроров. Следовательно, при наличии установленных частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований прокурор подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения с составлением соответствующего протокола..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Статья: Требование оперативности как обязательный элемент принципа разумности сроков
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Меньший объем процессуальной деятельности, быстрота принятия решений и их дальнейшей реализации являются ключевой характеристикой внесудебного производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии с процессуальными нормами КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не требуют санкционирования со стороны иных органов и должностных лиц, что предполагает снижение временных затрат и объема документооборота. Для сравнения: в уголовном процессе предусмотрен судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия (ст. 165 УПК РФ <16>).
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Меньший объем процессуальной деятельности, быстрота принятия решений и их дальнейшей реализации являются ключевой характеристикой внесудебного производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии с процессуальными нормами КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не требуют санкционирования со стороны иных органов и должностных лиц, что предполагает снижение временных затрат и объема документооборота. Для сравнения: в уголовном процессе предусмотрен судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия (ст. 165 УПК РФ <16>).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выявление административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, - после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выявление административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, - после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия;
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Данная статья посвящена специфике применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних лиц, которые совершили правонарушения в области дорожного движения. Автор исследует законодательство и практику применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Без учета специфики работы в данной области нельзя осуществлять эффективную деятельность, это особенно актуально для сотрудников ГИБДД, служб транспортной безопасности, сотрудников центров организации дорожного движения.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Данная статья посвящена специфике применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних лиц, которые совершили правонарушения в области дорожного движения. Автор исследует законодательство и практику применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Без учета специфики работы в данной области нельзя осуществлять эффективную деятельность, это особенно актуально для сотрудников ГИБДД, служб транспортной безопасности, сотрудников центров организации дорожного движения.
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Статья: Генезис института административного принуждения в России
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Шестой этап - с 2001 г. (с момента принятия ныне действующего КоАП РФ по настоящее время) - характеризуется общедозволительным типом правового регулирования, основанным на принципе диспозитивности, который предполагает самостоятельность и равенство сторон - участников правоотношений, свободу воли субъекта, "горизонтальную" конфигурацию связей между субъектами, право выбора субъектами средств достижения цели. В гл. 27 КоАП РФ закреплен исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также после 2011 г. в ряд нормативных правовых актов (Федеральные законы "О полиции", "О федеральной службе безопасности", "О Государственной границе" и другие) были внесены изменения, регламентирующие применение различными органами исполнительной власти мер административного принуждения, в том числе оружия, специальных средств и физической силы.
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Шестой этап - с 2001 г. (с момента принятия ныне действующего КоАП РФ по настоящее время) - характеризуется общедозволительным типом правового регулирования, основанным на принципе диспозитивности, который предполагает самостоятельность и равенство сторон - участников правоотношений, свободу воли субъекта, "горизонтальную" конфигурацию связей между субъектами, право выбора субъектами средств достижения цели. В гл. 27 КоАП РФ закреплен исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также после 2011 г. в ряд нормативных правовых актов (Федеральные законы "О полиции", "О федеральной службе безопасности", "О Государственной границе" и другие) были внесены изменения, регламентирующие применение различными органами исполнительной власти мер административного принуждения, в том числе оружия, специальных средств и физической силы.
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)При этом влияние мер административного принуждения игнорируется. А такое влияние оказывают не только административные наказания, но и иные меры принуждения, например меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, особенно такие, как административный запрет деятельности или задержание транспортного средства.
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)При этом влияние мер административного принуждения игнорируется. А такое влияние оказывают не только административные наказания, но и иные меры принуждения, например меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, особенно такие, как административный запрет деятельности или задержание транспортного средства.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Административная ответственность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, осуществление административного расследования, а также применение мер административного наказания к физическим, юридическим и должностным лицам, допустившим нарушения (содержащие в себе состав административного правонарушения) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции <2>.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Административная ответственность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, осуществление административного расследования, а также применение мер административного наказания к физическим, юридическим и должностным лицам, допустившим нарушения (содержащие в себе состав административного правонарушения) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции <2>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: включают сбор доказательств, составление протоколов, досмотр вещей и транспортных средств, а также медицинское освидетельствование.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: включают сбор доказательств, составление протоколов, досмотр вещей и транспортных средств, а также медицинское освидетельствование.
Статья: Личный досмотр: проблемы и пути решения
(Цепилов А.Е., Жолобова И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Аналогичные по сущности действия можно обнаружить в п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ среди мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они названы законодателем "личным досмотром (досмотром вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице)". Последовательность его проведения регламентируется статьей 27.7 КоАП РФ и в целом не имеет существенных отличий от личного обыска.
(Цепилов А.Е., Жолобова И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Аналогичные по сущности действия можно обнаружить в п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ среди мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они названы законодателем "личным досмотром (досмотром вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице)". Последовательность его проведения регламентируется статьей 27.7 КоАП РФ и в целом не имеет существенных отличий от личного обыска.