Мажоритарная избирательная система относительного большинства
Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная избирательная система относительного большинства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование деятельности политических партий в США
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Применяемая на выборах почти во всех штатах мажоритарная избирательная система относительного большинства способствует сохранению двухпартийной системы с двумя ведущими политическими партиями - Демократической и Республиканской. Но ввиду федеративного характера США, отсутствия регулирования деятельности политических партий на федеральном уровне каждая из названных партий представляет собой в большей мере объединение под общим политическим брендом партийных организаций отдельных штатов, которые иногда могут иметь и иные наименования. Так, в штате Миннесота демократы именуются Миннесотской демократической фермерской лейбористской партией (DFL). Такое наименование обусловлено существованием с 1918 г. Фермерско-лейбористской партии, которая почти на два десятилетия оттеснила в данном штате Демократическую партию из числа ведущих и конкурировала с Республиканской. Миннесотская демократическая фермерская лейбористская партия образовалась в 1944 г. путем объединения Фермерско-лейбористской партии и Демократической партии штата Миннесота. Другой партией с оригинальным наименованием является "Демократическая беспартийная партия Лига Северной Дакоты". В начале XX в. в данном штате существовала Фермерская беспартийная лига (переименованная позже в Национальную беспартийную лигу), которая вплоть до 1950-х годов являлась одной из ведущих политических партий штата наряду с Республиканской и Демократической, что обусловило существование в тот период в данном штате трехпартийной системы, а после раскололась, и часть лиги объединилась с демократами, дав новой партии такое специфическое наименование, а часть - с республиканцами.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Применяемая на выборах почти во всех штатах мажоритарная избирательная система относительного большинства способствует сохранению двухпартийной системы с двумя ведущими политическими партиями - Демократической и Республиканской. Но ввиду федеративного характера США, отсутствия регулирования деятельности политических партий на федеральном уровне каждая из названных партий представляет собой в большей мере объединение под общим политическим брендом партийных организаций отдельных штатов, которые иногда могут иметь и иные наименования. Так, в штате Миннесота демократы именуются Миннесотской демократической фермерской лейбористской партией (DFL). Такое наименование обусловлено существованием с 1918 г. Фермерско-лейбористской партии, которая почти на два десятилетия оттеснила в данном штате Демократическую партию из числа ведущих и конкурировала с Республиканской. Миннесотская демократическая фермерская лейбористская партия образовалась в 1944 г. путем объединения Фермерско-лейбористской партии и Демократической партии штата Миннесота. Другой партией с оригинальным наименованием является "Демократическая беспартийная партия Лига Северной Дакоты". В начале XX в. в данном штате существовала Фермерская беспартийная лига (переименованная позже в Национальную беспартийную лигу), которая вплоть до 1950-х годов являлась одной из ведущих политических партий штата наряду с Республиканской и Демократической, что обусловило существование в тот период в данном штате трехпартийной системы, а после раскололась, и часть лиги объединилась с демократами, дав новой партии такое специфическое наименование, а часть - с республиканцами.
Статья: Законодательное регулирование территориальных и организационных основ местного управления в селах Турецкой Республики
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Начиная с 1984 г. эта норма Закона о селе получила иное понимание в Законе о выборах. С одной стороны, кровнородственные и семейные связи по-прежнему недопустимы среди членов совета старейшин. С другой стороны, правила определения победителя на выборах заменены на мажоритарную избирательную систему относительного большинства.
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Начиная с 1984 г. эта норма Закона о селе получила иное понимание в Законе о выборах. С одной стороны, кровнородственные и семейные связи по-прежнему недопустимы среди членов совета старейшин. С другой стороны, правила определения победителя на выборах заменены на мажоритарную избирательную систему относительного большинства.
Статья: К вопросу о формировании и развитии двухпартийной системы в США
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Вопросы, связанные с выборами, регулируются главным образом на уровне штатов. Конституция США устанавливает лишь порядок формирования Конгресса США и предъявляемые к конгрессменам требования, а также порядок избрания Президента США выборщиками от штатов. На федеральном уровне законы регулируют лишь отдельные связанные с выборами вопросы, связанные главным образом с финансированием избирательных кампаний, а также с предупреждением и пресечением коррупции <7>. Также на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий. Поэтому партийные организации штатов в большей мере напоминают не структурные подразделения общенациональной партии, а, скорее, самостоятельные партии, из которых на уровне федерации образуется подобие коалиции, отличаются высокой степенью децентрализации, обладают широкой автономией. Порядок регистрации избирателей в качестве сторонников партий, проведение предварительного внутрипартийного голосования и ряд других ключевых аспектов деятельности партий регулируются законодательством штатов. В избирательных законах штатов имеются разделы, посвященные политическим партиям, где содержатся положения о порядке их образования, регламентируется порядок формирования, состав и компетенция руководящих партийных органов, порядок принятия и изменения устава, проведения партийных собраний, финансовая деятельность и другие вопросы <8>. В США на выборах различных уровней обычно применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, на выборах Президента США, а также на выборах в части штатов - мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. На президентских выборах только в двух штатах голоса выборщиков распределяются по пропорциональной избирательной системе. М. Дюверже в свое время установил, что мажоритарная система относительного большинства способствует установлению двухпартийности <9>. США являются ярким примером этого. Также вполне можно согласиться с мнением Д.А. Киреева, что данная избирательная система "формирует условия, при которых любые малые партии вытесняются или поглощаются большими или не играют серьезной роли" <10>.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Вопросы, связанные с выборами, регулируются главным образом на уровне штатов. Конституция США устанавливает лишь порядок формирования Конгресса США и предъявляемые к конгрессменам требования, а также порядок избрания Президента США выборщиками от штатов. На федеральном уровне законы регулируют лишь отдельные связанные с выборами вопросы, связанные главным образом с финансированием избирательных кампаний, а также с предупреждением и пресечением коррупции <7>. Также на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий. Поэтому партийные организации штатов в большей мере напоминают не структурные подразделения общенациональной партии, а, скорее, самостоятельные партии, из которых на уровне федерации образуется подобие коалиции, отличаются высокой степенью децентрализации, обладают широкой автономией. Порядок регистрации избирателей в качестве сторонников партий, проведение предварительного внутрипартийного голосования и ряд других ключевых аспектов деятельности партий регулируются законодательством штатов. В избирательных законах штатов имеются разделы, посвященные политическим партиям, где содержатся положения о порядке их образования, регламентируется порядок формирования, состав и компетенция руководящих партийных органов, порядок принятия и изменения устава, проведения партийных собраний, финансовая деятельность и другие вопросы <8>. В США на выборах различных уровней обычно применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, на выборах Президента США, а также на выборах в части штатов - мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. На президентских выборах только в двух штатах голоса выборщиков распределяются по пропорциональной избирательной системе. М. Дюверже в свое время установил, что мажоритарная система относительного большинства способствует установлению двухпартийности <9>. США являются ярким примером этого. Также вполне можно согласиться с мнением Д.А. Киреева, что данная избирательная система "формирует условия, при которых любые малые партии вытесняются или поглощаются большими или не играют серьезной роли" <10>.
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Так, ст. 129 Избирательного кодекса содержит основания отзыва депутата. При этом анализ положения ч. 2 ст. 72 Конституции, предусматривающей, что голосование об отзыве депутата проводится по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, а также статей Избирательного кодекса (ст. 130, 135 и 141) свидетельствует об отсутствии оснований для такого однозначного вывода. Как известно, установление результатов выборов в Палату представителей и местные Советы депутатов осуществляется в соответствии с правилом мажоритарной избирательной системы относительного большинства. На основании ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 89 Избирательного кодекса избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей и местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время отзыв депутата проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 141 Избирательного кодекса голосование об отзыве депутата Палаты представителей и депутата местного Совета депутатов считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: муниципальный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Кроме того, некоторые сложности могут возникнуть и с числом избирателей, проголосовавших за отзыв. ФЗ N 131 требует не менее 50% от численности всех избирателей для отзыва - безусловно, по общему правилу это большая цифра. Однако в условиях применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства и высокой явки избирателей такая процедура грозит бесконечными выборами: например, победитель, набравший 40% голосов, будет отзываться электоратом двух других кандидатов, набравших по 30% голосов. Ситуация для современной российской действительности редкая, но вполне возможная в будущем, а закон должен предугадывать различные пути развития страны.
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Кроме того, некоторые сложности могут возникнуть и с числом избирателей, проголосовавших за отзыв. ФЗ N 131 требует не менее 50% от численности всех избирателей для отзыва - безусловно, по общему правилу это большая цифра. Однако в условиях применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства и высокой явки избирателей такая процедура грозит бесконечными выборами: например, победитель, набравший 40% голосов, будет отзываться электоратом двух других кандидатов, набравших по 30% голосов. Ситуация для современной российской действительности редкая, но вполне возможная в будущем, а закон должен предугадывать различные пути развития страны.
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
Статья: Сравнительный анализ особенностей конституционного права Азербайджанской Республики и Великобритании
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который по британской Конституции состоит из трех звеньев: главы государства, т.е. монарха, Палаты лордов и Палаты общин, но фактически под парламентом понимаются только две палаты. Палата общин, в свою очередь, - это общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на 5 лет на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании. Каждый избирательный округ представляется одним депутатом. Отличительным моментом является то, что установлена несовместимость депутатского мандата для священников англиканской церкви; для лиц, находящихся на государственной службе; для банкротов и некоторых других категорий [17, с. 160]. Палата общин из числа своих депутатов избирает спикера, кандидатура которого согласуется с лидерами политических партий и монархом. Характерная особенность спикера заключается в том, что он не является членом ни одной политической партии, не принимает участия в дебатах, а также считается очень уважаемым членом Палаты общин. Одним из основных полномочий спикера является обеспечение взаимодействия между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов и др.
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который по британской Конституции состоит из трех звеньев: главы государства, т.е. монарха, Палаты лордов и Палаты общин, но фактически под парламентом понимаются только две палаты. Палата общин, в свою очередь, - это общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на 5 лет на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании. Каждый избирательный округ представляется одним депутатом. Отличительным моментом является то, что установлена несовместимость депутатского мандата для священников англиканской церкви; для лиц, находящихся на государственной службе; для банкротов и некоторых других категорий [17, с. 160]. Палата общин из числа своих депутатов избирает спикера, кандидатура которого согласуется с лидерами политических партий и монархом. Характерная особенность спикера заключается в том, что он не является членом ни одной политической партии, не принимает участия в дебатах, а также считается очень уважаемым членом Палаты общин. Одним из основных полномочий спикера является обеспечение взаимодействия между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов и др.
Статья: Взаимодействие партийных и избирательных систем в государствах СНГ (современные тенденции)
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Применение мажоритарной избирательной системы относительного большинства в целом по стране отрицательно влияет на голосование избирателей, когда сторонники третьих партий вынуждены голосовать за кандидата одной из главных партий <14>.
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Применение мажоритарной избирательной системы относительного большинства в целом по стране отрицательно влияет на голосование избирателей, когда сторонники третьих партий вынуждены голосовать за кандидата одной из главных партий <14>.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, в Устав Ханты-Мансийского автономного округа в прежние времена была включена норма (отменена в 2009 г.) о том, что три депутата представляют коренные малочисленные народы в законодательном (представительном) органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Выборы этих депутатов проводятся по мажоритарной системе по многомандатному избирательному округу, которым является территория автономного округа. В Закон о выборах депутатов органа законодательной власти Ямало-Ненецкого автономного округа включили ст. 12 "Многомандатный избирательный округ", где предусмотрели, что этот округ, образуемый в целях обеспечения квоты представительства коренных малочисленных народов Севера, включает в себя всю территорию автономного округа и всех избирателей, зарегистрированных на территории автономного округа. Три депутата от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому многомандатному избирательному округу, образуемому с целью обеспечения гарантированного представительства в Законодательном Собрании автономного округа интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах (эти нормы также отменены в 2009 г.). В избирательный закон Ненецкого автономного округа включили ст. 7 "Многомандатный национально-территориальный избирательный округ", где записали, что это "общеокружной избирательный округ, по которому избираются депутаты из числа ненецкого народа". Многомандатный национально-территориальный избирательный округ включает в себя всю территорию Ненецкого автономного округа (норму отменили в 2005 г.).