Ликвидация некоммерческой организации подсудность
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация некоммерческой организации подсудность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- ликвидация подлежит квалификации как мера публично-правовой ответственности, установленная федеральным законом и применяемая в случае допущения грубых, неоднократных и систематических нарушений со стороны некоммерческой организации по решению суда, отнесенная к родовой подсудности областных судов и Верховного Суда РФ, в результате разрешения административного спора по правилам гл. 27 КАС РФ;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- ликвидация подлежит квалификации как мера публично-правовой ответственности, установленная федеральным законом и применяемая в случае допущения грубых, неоднократных и систематических нарушений со стороны некоммерческой организации по решению суда, отнесенная к родовой подсудности областных судов и Верховного Суда РФ, в результате разрешения административного спора по правилам гл. 27 КАС РФ;
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление N 64) в этой связи подчеркнуто (п. 2), что предметом производства в порядке гл. 27 КАС РФ является не любое требование, в частности о ликвидации организации, а только заявленное уполномоченным органом или должностным лицом и обосновываемое такими нарушениями в деятельности административного ответчика, которые позволяют вынести решение о ликвидации организации или объединения именно в качестве применения к нему мер публично-правовой ответственности. Если требование о ликвидации юридического лица заявлено по основаниям, не связанным с нарушением закона, например в связи с объективной невозможностью продолжения его деятельности, и истцом выступает не уполномоченный орган, а учредитель организации или иной субъект, не наделенный властными полномочиями, оно (требование) подлежит рассмотрению в исковом порядке по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Также не подлежат применению нормы гл. 27 КАС РФ при разрешении дел, отнесенных к подсудности арбитражных судов в соответствии со ст. 225.1 АПК РФ, а именно дел по спорам о ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей. Иск о ликвидации таких юридических лиц подлежит рассмотрению арбитражным судом и тогда, когда он заявлен уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в ст. 61 ГК РФ, которые включают осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, а также осуществление им деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В последних двух случаях требование о ликвидации также представляет собой требование о применении мер публично-правовой ответственности, однако рассматривается оно по правилам арбитражного процесса.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление N 64) в этой связи подчеркнуто (п. 2), что предметом производства в порядке гл. 27 КАС РФ является не любое требование, в частности о ликвидации организации, а только заявленное уполномоченным органом или должностным лицом и обосновываемое такими нарушениями в деятельности административного ответчика, которые позволяют вынести решение о ликвидации организации или объединения именно в качестве применения к нему мер публично-правовой ответственности. Если требование о ликвидации юридического лица заявлено по основаниям, не связанным с нарушением закона, например в связи с объективной невозможностью продолжения его деятельности, и истцом выступает не уполномоченный орган, а учредитель организации или иной субъект, не наделенный властными полномочиями, оно (требование) подлежит рассмотрению в исковом порядке по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Также не подлежат применению нормы гл. 27 КАС РФ при разрешении дел, отнесенных к подсудности арбитражных судов в соответствии со ст. 225.1 АПК РФ, а именно дел по спорам о ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей. Иск о ликвидации таких юридических лиц подлежит рассмотрению арбитражным судом и тогда, когда он заявлен уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в ст. 61 ГК РФ, которые включают осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, а также осуществление им деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В последних двух случаях требование о ликвидации также представляет собой требование о применении мер публично-правовой ответственности, однако рассматривается оно по правилам арбитражного процесса.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"3. Дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"3. Дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"Дела о прекращении деятельности средств массовой информации, рассматриваемые областными и равными им судами и Верховным Судом Российской Федерации по правилам главы 27 КАС РФ с учетом правил подсудности (п. 2 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ), учитываются по категориям дел "О прекращении деятельности средств массовой информации: продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации" (подсудность Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 21 КАС РФ) или "продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации" (подсудность областных и равных им судов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 20 КАС РФ) и отражаются по показателям соответствующих строк раздела.
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"Дела о прекращении деятельности средств массовой информации, рассматриваемые областными и равными им судами и Верховным Судом Российской Федерации по правилам главы 27 КАС РФ с учетом правил подсудности (п. 2 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ), учитываются по категориям дел "О прекращении деятельности средств массовой информации: продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации" (подсудность Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 21 КАС РФ) или "продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации" (подсудность областных и равных им судов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 20 КАС РФ) и отражаются по показателям соответствующих строк раздела.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)На законодательном уровне по вопросу международной подсудности корпоративных споров имеется лишь одна норма, закрепленная в п. 5 ч. 1 ст. 248 АПК РФ, согласно которой дела с участием иностранных лиц по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц, относятся к исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации. Подобного основания исключительной международной подсудности корпоративных споров, вытекающих из деятельности некоммерческих организаций, в ГПК РФ не содержится.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)На законодательном уровне по вопросу международной подсудности корпоративных споров имеется лишь одна норма, закрепленная в п. 5 ч. 1 ст. 248 АПК РФ, согласно которой дела с участием иностранных лиц по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц, относятся к исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации. Подобного основания исключительной международной подсудности корпоративных споров, вытекающих из деятельности некоммерческих организаций, в ГПК РФ не содержится.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов;
Готовое решение: Как ликвидируется некоммерческая организация
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, рассматривающие дела о принудительной ликвидации:
(КонсультантПлюс, 2025)Суды, рассматривающие дела о принудительной ликвидации: