Ликвидация муниципального обрАзовательного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация муниципального обрАзовательного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 N 05АП-2751/2023, 05АП-2776/2023 по делу N А51-20427/2022
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Между тем в сентябре 2021 года прокурор Кировского района Приморского края обратился в Кировский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о признании незаконными распоряжения администрации от 17.02.2021 N 32-р, распоряжения администрации от 03.06.2021 N 150-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ п. Горный" в МБОУ "ООШ с. Крыловка", в рамках рассмотрения которого определением суда от 27.09.2021 по делу N 2а-739/2021 были приняты меры предварительной защиты в виде запрета ИФНС России по Приморскому краю совершать регистрационные действия по ликвидации МБОУ "ООШ п. Горный".
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Между тем в сентябре 2021 года прокурор Кировского района Приморского края обратился в Кировский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о признании незаконными распоряжения администрации от 17.02.2021 N 32-р, распоряжения администрации от 03.06.2021 N 150-р "О подвозе обучающегося из МБОУ "ООШ п. Горный" в МБОУ "ООШ с. Крыловка", в рамках рассмотрения которого определением суда от 27.09.2021 по делу N 2а-739/2021 были приняты меры предварительной защиты в виде запрета ИФНС России по Приморскому краю совершать регистрационные действия по ликвидации МБОУ "ООШ п. Горный".
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2024 по делу N 88а-6074/2024 (УИД 14RS0035-01-2023-008357-95)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконным бездействия в части организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, обязании ликвидировать очередность в муниципальных дошкольных образовательных организациях на получение бесплатного дошкольного образования.
Обстоятельства: Установлен факт совершения органом местного самоуправления мероприятий, направленных на обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Решение: Отказано.Рассматривая требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать очередность в муниципальных дошкольных образовательных организациях в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, и отказывая в их удовлетворении, суды обоснованно исходили из того, что количество детей в возрасте от 01 года 06 месяцев до 07 лет, имеющих право на получение дошкольного образования, меняется ежедневно в зависимости от даты подачи заявлений законными представителями детей на предоставление мест, убытия детей, желаемой даты предоставления места и других факторов, таким образом, указанная очередь имеет гибкую структуру, может меняться каждый день, и наличие очереди само по себе еще не свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконным бездействия в части организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, обязании ликвидировать очередность в муниципальных дошкольных образовательных организациях на получение бесплатного дошкольного образования.
Обстоятельства: Установлен факт совершения органом местного самоуправления мероприятий, направленных на обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Решение: Отказано.Рассматривая требования прокурора о возложении обязанности ликвидировать очередность в муниципальных дошкольных образовательных организациях в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, и отказывая в их удовлетворении, суды обоснованно исходили из того, что количество детей в возрасте от 01 года 06 месяцев до 07 лет, имеющих право на получение дошкольного образования, меняется ежедневно в зависимости от даты подачи заявлений законными представителями детей на предоставление мест, убытия детей, желаемой даты предоставления места и других факторов, таким образом, указанная очередь имеет гибкую структуру, может меняться каждый день, и наличие очереди само по себе еще не свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 20-КГ17-10 "Об отмене решения и отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления администрации муниципального района от 08.02.2016 N 21 "О ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Ахтынская детская художественная школа им. А. Сарыджа" // СПС "КонсультантПлюс".
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 20-КГ17-10 "Об отмене решения и отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления администрации муниципального района от 08.02.2016 N 21 "О ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Ахтынская детская художественная школа им. А. Сарыджа" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществлению функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. В соответствии с Письмом Минобрнауки от 22.10.2014 N 06-974 "О направлении вопросов-ответов" органам местного самоуправления следует, в частности, принять или обновить в соответствии с комментируемым Законом акты по вопросам о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и их филиалов. Такой акт, например, принят в городе Торжке Тверской области (см. Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 20.10.2011 N 557 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, ликвидации и изменении типа муниципальных учреждений муниципального образования город Торжок");
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществлению функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. В соответствии с Письмом Минобрнауки от 22.10.2014 N 06-974 "О направлении вопросов-ответов" органам местного самоуправления следует, в частности, принять или обновить в соответствии с комментируемым Законом акты по вопросам о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и их филиалов. Такой акт, например, принят в городе Торжке Тверской области (см. Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 20.10.2011 N 557 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, ликвидации и изменении типа муниципальных учреждений муниципального образования город Торжок");
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"Конкретизируя названные законоположения, часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" называет в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункты 1, 4 и 5).
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"Конкретизируя названные законоположения, часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" называет в числе полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункты 1, 4 и 5).
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- компенсации: компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения; компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; компенсации лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения; компенсации за утрату права собственности на жилое помещение; компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях; компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда; компенсации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.;
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- компенсации: компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения; компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; компенсации лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения; компенсации за утрату права собственности на жилое помещение; компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях; компенсации в случае гибели работника организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда; компенсации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.;
Статья: Противодействие идеологии скулшутинга в муниципальных образовательных учреждениях
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Органы местного самоуправления как правообладатели муниципальных образовательных организаций наделены всеми признаками самостоятельного субъекта профилактической деятельности <3>. Эффективность реагирования на преступность во многом зависит от того, насколько надлежаще органы системы профилактики будут учитывать совершаемые преступления <4>. Обобщая положения двух Федеральных законов, посвященных противодействию терроризму и экстремистской деятельности <5>, можем резюмировать следующее: органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны принимать участие в профилактике указанных деструктивных криминальных проявлений и минимизировать (ликвидировать) их последствия.
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Органы местного самоуправления как правообладатели муниципальных образовательных организаций наделены всеми признаками самостоятельного субъекта профилактической деятельности <3>. Эффективность реагирования на преступность во многом зависит от того, насколько надлежаще органы системы профилактики будут учитывать совершаемые преступления <4>. Обобщая положения двух Федеральных законов, посвященных противодействию терроризму и экстремистской деятельности <5>, можем резюмировать следующее: органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны принимать участие в профилактике указанных деструктивных криминальных проявлений и минимизировать (ликвидировать) их последствия.
Вопрос: Что понимается под муниципальным бюджетным образовательным учреждением?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)МБОУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной деятельности и смету, обладает обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, открывает (закрывает) лицевые счета в органе, осуществляющем исполнение бюджета муниципального образования, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, вправе самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде, имеет круглую печать с изображением Государственного герба РФ (для общеобразовательных учреждений) и (или) круглую печать с изображением герба муниципального образования, штампы, бланки и прочие реквизиты со своим наименованием (п. 3.13 Типового устава МБОУ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)МБОУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной деятельности и смету, обладает обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, открывает (закрывает) лицевые счета в органе, осуществляющем исполнение бюджета муниципального образования, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, вправе самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде, имеет круглую печать с изображением Государственного герба РФ (для общеобразовательных учреждений) и (или) круглую печать с изображением герба муниципального образования, штампы, бланки и прочие реквизиты со своим наименованием (п. 3.13 Типового устава МБОУ).
Статья: Передача образовательного учреждения на уровень субъекта РФ
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением вузов), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 9)- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением вузов), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Вопрос: О налоге на прибыль, НДС при безвозмездной передаче работ (услуг), оборудования, расходы на которые возмещаются из бюджета, и НДФЛ, страховых взносах со стимулирующих выплат педагогическим работникам.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-00-06/32368)Кроме того, перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса и является закрытым.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-00-06/32368)Кроме того, перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса и является закрытым.
Статья: Принцип исполнимости судебного решения в гражданском и арбитражном процессах
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требование о возложении на ответчика обязанности по возврату ранее действовавшего для истца тарифа сотовой связи, поскольку указанный тариф был прекращен к обслуживанию (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2018 по делу N 33-52843/2018); об обращении взыскания на предмет залога - транспортное средство, которое было у ответчика похищено (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2018 по делу N 33-56633/2018); требование о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру в доме, который снесен (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2018 N 33-22953/2018); о возложении на ответчика обязанности внести сведения о работе истца в трудовую книжку и выдать справки о зарплате в трех экземплярах, поскольку ответчик-работодатель прекратил осуществление профессиональной деятельности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.01.2019 по делу N 33-879/2019);
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требование о возложении на ответчика обязанности по возврату ранее действовавшего для истца тарифа сотовой связи, поскольку указанный тариф был прекращен к обслуживанию (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2018 по делу N 33-52843/2018); об обращении взыскания на предмет залога - транспортное средство, которое было у ответчика похищено (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2018 по делу N 33-56633/2018); требование о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру в доме, который снесен (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2018 N 33-22953/2018); о возложении на ответчика обязанности внести сведения о работе истца в трудовую книжку и выдать справки о зарплате в трех экземплярах, поскольку ответчик-работодатель прекратил осуществление профессиональной деятельности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.01.2019 по делу N 33-879/2019);
Статья: Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области)
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Перераспределение и финансирование полномочий. В 2015 г. в районы передано 15 полномочий города частично, 7 полностью, а 9 переданы обратно на уровень города (налогообложение, формирование и исполнение бюджета, правила благоустройства и др.). Переданы городу полностью такие полномочия: 1) охрана общественного порядка, 2) признание права собственности на бесхозяйные объекты, 3) обеспечение жильем, 4) оказание медицинской помощи. Если переход отдельных сфер на городской уровень оправдан, то в сфере здравоохранения такой переход проявлялся негативно: закрытие районных поликлиник под видом их укрупнения, сокращение узкопрофильных врачей. Удручает то обстоятельство, что абсолютное большинство имеющихся в районах полномочий их бюджетами не предусматривается: по дорожной деятельности, созданию парковок, организации тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, обеспечению жилыми помещениями нуждающихся, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, охране объектов культурного наследия, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и т.д.
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Перераспределение и финансирование полномочий. В 2015 г. в районы передано 15 полномочий города частично, 7 полностью, а 9 переданы обратно на уровень города (налогообложение, формирование и исполнение бюджета, правила благоустройства и др.). Переданы городу полностью такие полномочия: 1) охрана общественного порядка, 2) признание права собственности на бесхозяйные объекты, 3) обеспечение жильем, 4) оказание медицинской помощи. Если переход отдельных сфер на городской уровень оправдан, то в сфере здравоохранения такой переход проявлялся негативно: закрытие районных поликлиник под видом их укрупнения, сокращение узкопрофильных врачей. Удручает то обстоятельство, что абсолютное большинство имеющихся в районах полномочий их бюджетами не предусматривается: по дорожной деятельности, созданию парковок, организации тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, обеспечению жилыми помещениями нуждающихся, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, охране объектов культурного наследия, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и т.д.