Личная заинтересованность муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Личная заинтересованность муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Кроме того, в качестве эффективного метода профилактики правонарушений, связанных с личной заинтересованностью государственных (муниципальных) служащих, порождающей конфликт интересов при осуществлении служебной деятельности, следует использовать потенциал этических требований, регламентированных в рамках положений кодексов профессиональной служебной этики государственных служащих. В целях повышения потенциала воздействия рассматриваемых этических требований на должностных лиц государственных (муниципальных) органов представляется целесообразным закрепление последних в рамках положений этических нормативных правовых актов федерального законодательства.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Кроме того, в качестве эффективного метода профилактики правонарушений, связанных с личной заинтересованностью государственных (муниципальных) служащих, порождающей конфликт интересов при осуществлении служебной деятельности, следует использовать потенциал этических требований, регламентированных в рамках положений кодексов профессиональной служебной этики государственных служащих. В целях повышения потенциала воздействия рассматриваемых этических требований на должностных лиц государственных (муниципальных) органов представляется целесообразным закрепление последних в рамках положений этических нормативных правовых актов федерального законодательства.
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (утв. Минтрудом России) (далее - Методические рекомендации).
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (утв. Минтрудом России) (далее - Методические рекомендации).
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Статья: Правовая природа конфликта интересов
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Как правило, анализируя судебную практику, мы можем видеть, что ситуации конфликта интересов в основном встречаются в антикоррупционном плане в контексте отношений, складывающихся на государственной и муниципальной службе, в случае если прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет либо может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей <27>.
(Осипенко А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Как правило, анализируя судебную практику, мы можем видеть, что ситуации конфликта интересов в основном встречаются в антикоррупционном плане в контексте отношений, складывающихся на государственной и муниципальной службе, в случае если прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет либо может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей <27>.
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Кстати, до 2015 г. в ст. 10 названного Закона, содержащей легальное определение конфликта интересов, прямо указывалось, что обязательным признаком конфликта интересов является "противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства". Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ было введено, как отмечается в пояснительной записке, новое "универсальное" понятие конфликта интересов, из которого исчезло упоминание прав и законных интересов граждан, организаций и общества. Считаем подобное изменение формулировки конфликта интересов стратегически неправильным! Возможно, с функциональной или, точнее, с "инструментальной" позиции указание в определении конфликта интересов на противоречие между личной заинтересованностью лица и интересами общества и не дает многого, однако здесь следует иметь в виду следующие соображения.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Кстати, до 2015 г. в ст. 10 названного Закона, содержащей легальное определение конфликта интересов, прямо указывалось, что обязательным признаком конфликта интересов является "противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства". Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ было введено, как отмечается в пояснительной записке, новое "универсальное" понятие конфликта интересов, из которого исчезло упоминание прав и законных интересов граждан, организаций и общества. Считаем подобное изменение формулировки конфликта интересов стратегически неправильным! Возможно, с функциональной или, точнее, с "инструментальной" позиции указание в определении конфликта интересов на противоречие между личной заинтересованностью лица и интересами общества и не дает многого, однако здесь следует иметь в виду следующие соображения.
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)При этом Закон N 273-ФЗ, определяя в ст. 10 понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", связывает наличие ситуации конфликта интересов не только с близким родством, но и свойством, а также имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг лиц, подпадающих под область личной заинтересованности государственных, муниципальных служащих и иной категории лиц, которая определена Законом N 273-ФЗ, значительно шире предусмотренного ст. 3 Закона N 44-ФЗ. В частности, к числу таковых отнесены как сами служащие, так и члены их семей, причем не только родители, супруги, дети, братья, сестры самого служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов, а также граждане и организации, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)При этом Закон N 273-ФЗ, определяя в ст. 10 понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", связывает наличие ситуации конфликта интересов не только с близким родством, но и свойством, а также имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг лиц, подпадающих под область личной заинтересованности государственных, муниципальных служащих и иной категории лиц, которая определена Законом N 273-ФЗ, значительно шире предусмотренного ст. 3 Закона N 44-ФЗ. В частности, к числу таковых отнесены как сами служащие, так и члены их семей, причем не только родители, супруги, дети, братья, сестры самого служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов, а также граждане и организации, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.