Лицензирование услуг связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование услуг связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)При наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги связи на законных основаниях, признаются организациями связи.
(КонсультантПлюс, 2025)При наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи; при этом все организации, оказывающие услуги связи на законных основаниях, признаются организациями связи.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается незаконным предписание Роскомнадзора, связанное с тем, что организация связи не обеспечила предусмотренное лицензией предоставление услуг связи образовательным учреждениям, только из-за того, что образовательное учреждение фактически не осуществляет образовательную деятельность
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России и некоторых решениях антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 N Д28и-1869, Решение Калининградского УФАС России от 22.07.2020 N 039/06/69-722/2020). Полагаем, что на указанные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)если объектом закупки является именно поставка знаков почтовой оплаты, а не оказание услуг почтовой связи, не устанавливайте требование к участникам о наличии лицензии. Услуги почтовой связи относятся к лицензируемым видам деятельности, за исключением услуг специальной почтовой связи (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 29 Закона о связи, ст. 22.1 Закона о почтовой связи, Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При этом поставка знаков почтовой оплаты к лицензируемым видам деятельности не относится и заказчики не вправе устанавливать требования о наличии лицензии у участника закупки. Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Минэкономразвития России и некоторых решениях антимонопольной службы в сфере применения Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 N Д28и-1869, Решение Калининградского УФАС России от 22.07.2020 N 039/06/69-722/2020). Полагаем, что на указанные разъяснения и практику можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицензирование является наиболее часто используемым средством государственного регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг. Так, медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с нормами Закона о лицензировании. В отношении услуг связи, телевизионного и радиовещания, образовательных услуг особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, устанавливаются специальными законами. Лицензирование деятельности по проведению организованных торгов, брокерской, депозитарной, клиринговой деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг регулируется специальными законами, регламентирующими эти виды деятельности.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицензирование является наиболее часто используемым средством государственного регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг. Так, медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с нормами Закона о лицензировании. В отношении услуг связи, телевизионного и радиовещания, образовательных услуг особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, устанавливаются специальными законами. Лицензирование деятельности по проведению организованных торгов, брокерской, депозитарной, клиринговой деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг регулируется специальными законами, регламентирующими эти виды деятельности.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи на территории г. Москвы и Московской области содержит признаки необоснованного ограничения количества участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи на территории г. Москвы и Московской области содержит признаки необоснованного ограничения количества участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Готовое решение: Как закупать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем объединять в один лот услуги по предоставлению доступа к сети Интернет и услуги телефонной связи. Полагаем, что такое объединение недопустимо, поскольку для данных услуг требуются разные лицензии. Это следует из п. 1, пп. "а" п. 7, п. 10 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385) и Перечня лицензируемых услуг связи.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Оказание услуг связи подлежит лицензированию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(КонсультантПлюс, 2025)Оказание услуг связи подлежит лицензированию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Вопрос: ООО оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие лицензии по своей инициативе. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
Готовое решение: Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку трудовое законодательство не раскрывает понятие "почта", при наличии согласия работника вы можете произвести отправку через любого оператора почтовой связи. Главное, чтобы он осуществлял свою деятельность на основании лицензии, полученной в установленном порядке. Это следует из анализа ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 17 Закона о почтовой связи, абз. 1 п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 20 Перечня Приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385.
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку трудовое законодательство не раскрывает понятие "почта", при наличии согласия работника вы можете произвести отправку через любого оператора почтовой связи. Главное, чтобы он осуществлял свою деятельность на основании лицензии, полученной в установленном порядке. Это следует из анализа ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 17 Закона о почтовой связи, абз. 1 п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 20 Перечня Приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Закона о связи). Операторы связи предоставляют услуги связи, т.е. осуществляют деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (п. 32 ст. 2 Закона о связи). Согласно п. 34.1 ст. 2 Закона о связи операторы связи оказывают также "контентные услуги" - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях). Пользователь услугами связи является абонентом, которому выделяется соответствующий абонентский номер или уникальный код идентификации (см. п. 1 ст. 2 Закона о связи). Совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем, представляет собой "абонентский терминал" <1>. Пользователь информационно-телекоммуникационной сети передает и получает информацию посредством электронных сообщений (п. 10 ст. 2 Закона о связи), возможность приема и передачи которых (обмена электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети обеспечивает оператор.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Закона о связи). Операторы связи предоставляют услуги связи, т.е. осуществляют деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи (п. 32 ст. 2 Закона о связи). Согласно п. 34.1 ст. 2 Закона о связи операторы связи оказывают также "контентные услуги" - вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях). Пользователь услугами связи является абонентом, которому выделяется соответствующий абонентский номер или уникальный код идентификации (см. п. 1 ст. 2 Закона о связи). Совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем, представляет собой "абонентский терминал" <1>. Пользователь информационно-телекоммуникационной сети передает и получает информацию посредством электронных сообщений (п. 10 ст. 2 Закона о связи), возможность приема и передачи которых (обмена электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети обеспечивает оператор.
Статья: Тенденции правового регулирования электронного документооборота в национальном гражданском праве
(Шелепина Е.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Среди иных правовых актов необходимо также отметить Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", одной из целей которой является создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли <19>. Также на подзаконном уровне был установлен порядок лицензирования услуг связи, которые необходимы для функционирования систем электронного документооборота, в частности телематических услуг связи, услуг связи по предоставлению каналов связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и др. <20>
(Шелепина Е.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Среди иных правовых актов необходимо также отметить Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", одной из целей которой является создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли <19>. Также на подзаконном уровне был установлен порядок лицензирования услуг связи, которые необходимы для функционирования систем электронного документооборота, в частности телематических услуг связи, услуг связи по предоставлению каналов связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и др. <20>