Лицензионные требования к обрАзовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионные требования к обрАзовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)Лицензирующий орган (налоговый орган, Роскомнадзор и др.) вынес предписание об устранении нарушений лицензионных требований. Например, при организации образовательной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Лицензирующий орган (налоговый орган, Роскомнадзор и др.) вынес предписание об устранении нарушений лицензионных требований. Например, при организации образовательной деятельности.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)При этом из п. 7.1 лицензионных требований не следует, что для оказания услуг связи необходимо устанавливать фактическое осуществление средним и высшим образовательным учреждением образовательной деятельности по соответствующим программам в тот или иной период времени.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом из п. 7.1 лицензионных требований не следует, что для оказания услуг связи необходимо устанавливать фактическое осуществление средним и высшим образовательным учреждением образовательной деятельности по соответствующим программам в тот или иной период времени.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкуренция между образовательными организациями как основа развития системы высшего юридического образования. Практико-ориентированный подход и система профессионального наставничества: темпоральный аспект
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Обеспечение конкуренции между образовательными организациями, бесспорно, на современном этапе развития высшего юридического образования в Российской Федерации становится одним из элементов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование. Это предопределено несколькими факторами: значительным количеством вузов, которые стали готовить будущих юристов; невостребованностью выпускников, получивших диплом о высшем юридическом образовании, на рынке труда; повышением профессиональных требований к уровню квалификации и подготовки выпускников и будущих работников со стороны профессионального сообщества и, наконец, сокращением числа бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования на направления подготовки "Юриспруденция". Конституционное право на качественное и доступное высшее образование в своем содержании имеет несколько крайне важных аспектов. Прежде всего это их оказание профессионалами - образовательными организациями, соответствующими лицензионным требованиям, устанавливаемым законодателем, и прошедшими процедуру государственной аккредитации. Второй немаловажный аспект - современный, адаптированный к современным потребностям образовательного рынка, профессионального сообщества профессорско-преподавательский состав. Третий, конечно, предъявление высоких требований к уровню освоения всех учебных дисциплин - как обязательной части учебного плана, так и формируемой участниками образовательных отношений. Вместе с тем только единство трех базисных компонентов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование позволяет подготовить и выпустить профессионального юриста, который будет конкурентоспособен на рынке труда. Между тем само по себе формальное выполнение учебного плана, исходя из ФГОС (собственного образовательного стандарта МГУ и СПбГУ), и стремление образовательных организаций к повышению уровня качества подготовки выпускников через практико-ориентированный подход фактически дают только один результат - "теоретическое" понимание практических навыков работы юриста выпускниками, которые фактически остаются невостребованными на рынке труда.
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Обеспечение конкуренции между образовательными организациями, бесспорно, на современном этапе развития высшего юридического образования в Российской Федерации становится одним из элементов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование. Это предопределено несколькими факторами: значительным количеством вузов, которые стали готовить будущих юристов; невостребованностью выпускников, получивших диплом о высшем юридическом образовании, на рынке труда; повышением профессиональных требований к уровню квалификации и подготовки выпускников и будущих работников со стороны профессионального сообщества и, наконец, сокращением числа бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования на направления подготовки "Юриспруденция". Конституционное право на качественное и доступное высшее образование в своем содержании имеет несколько крайне важных аспектов. Прежде всего это их оказание профессионалами - образовательными организациями, соответствующими лицензионным требованиям, устанавливаемым законодателем, и прошедшими процедуру государственной аккредитации. Второй немаловажный аспект - современный, адаптированный к современным потребностям образовательного рынка, профессионального сообщества профессорско-преподавательский состав. Третий, конечно, предъявление высоких требований к уровню освоения всех учебных дисциплин - как обязательной части учебного плана, так и формируемой участниками образовательных отношений. Вместе с тем только единство трех базисных компонентов обеспечения конституционного права на качественное и доступное высшее образование позволяет подготовить и выпустить профессионального юриста, который будет конкурентоспособен на рынке труда. Между тем само по себе формальное выполнение учебного плана, исходя из ФГОС (собственного образовательного стандарта МГУ и СПбГУ), и стремление образовательных организаций к повышению уровня качества подготовки выпускников через практико-ориентированный подход фактически дают только один результат - "теоретическое" понимание практических навыков работы юриста выпускниками, которые фактически остаются невостребованными на рынке труда.
Статья: Нарушения требований законодательства РФ в сфере образования на муниципальном уровне (на примере Курской области)
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)В свою очередь предметом федерального государственного контроля качества образования является, во-первых, оценка соответствия содержания и качества подготовки учащихся по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), в частности ФГОС начального общего образования <2>, ФГОС основного общего образования <3>, ФГОС среднего общего образования <4>, различных ФГОС среднего профессионального образования; а во-вторых, выполнение предписаний комитета об устранении выявленных нарушений обязательных требований, требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ <5>. Предметом федерального государственного надзора в сфере образования выступает соблюдение образовательными организациями, органами МСУ муниципальных образований Курской области, осуществляющими управление в сфере образования, обязательных требований, установленных законодательством РФ об образовании <6>. Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью (далее - лицензионный контроль) является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Курской области <7>.
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)В свою очередь предметом федерального государственного контроля качества образования является, во-первых, оценка соответствия содержания и качества подготовки учащихся по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), в частности ФГОС начального общего образования <2>, ФГОС основного общего образования <3>, ФГОС среднего общего образования <4>, различных ФГОС среднего профессионального образования; а во-вторых, выполнение предписаний комитета об устранении выявленных нарушений обязательных требований, требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ <5>. Предметом федерального государственного надзора в сфере образования выступает соблюдение образовательными организациями, органами МСУ муниципальных образований Курской области, осуществляющими управление в сфере образования, обязательных требований, установленных законодательством РФ об образовании <6>. Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью (далее - лицензионный контроль) является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Курской области <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, не вправе осуществлять оценку соответствия образовательной организации лицензионным требованиям или требовать от образовательной организации предоставления документов, подтверждающих соответствие образовательной организации лицензионным требованиям.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, не вправе осуществлять оценку соответствия образовательной организации лицензионным требованиям или требовать от образовательной организации предоставления документов, подтверждающих соответствие образовательной организации лицензионным требованиям.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, в том числе в случае нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности и (или) требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, требований к выполнению аккредитационных показателей, контрольный (надзорный) орган в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти или органу местного самоуправления, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, в том числе в случае нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности и (или) требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, требований к выполнению аккредитационных показателей, контрольный (надзорный) орган в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, уполномоченному органу государственной власти или органу местного самоуправления, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Статья: Договорное регулирование отношений между образовательными организациями и сетевыми партнерами
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)В развитие положений ст. 15 Федерального закона об образовании был принят специальный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок организации) <2>. В нем даны пояснения относительно существенных условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ (договора о сетевой форме), предложены примерные формы договоров о сетевой форме. В частности, определено, что участниками договора являются базовая организация, которой является образовательная организация. В эту организацию обучающийся принимается на обучение, и эта организация несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы в целом, на нее возлагается контроль за участием в реализации сетевой программы других организаций. Соответственно, другой стороной или сторонами договора о сетевой форме является организация-участник - это либо организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой программы, либо обладающая необходимыми ресурсами иная организация. Предлагается их так и именовать: образовательную организацию как организацию-участник, а обладающую ресурсами для осуществления образовательной деятельности организацию как организацию, обладающую ресурсами. В юридической литературе высказывались суждения относительно наименования сторон договора о сетевой форме. Так, М.Н. Малеина отмечает: "Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы" <3> и предлагает их именовать "сторона N 1" и "сторона N 2". Позволим себе не согласиться с мнением уважаемого автора: именно в тех случаях, когда другой стороной в договоре выступает индустриальный партнер, по нашему мнению, наиболее уместно как раз предлагаемое наименование его как организации, обладающей ресурсами. Например, ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" имеет договор о сетевой форме реализации образовательной программы по направлению подготовки 29.03.05 "Конструирование изделий легкой промышленности" с ООО "Кампотекс" - крупнейшей российской компанией по производству и продаже изделий из натуральных тканей под торговыми марками WoolHouse и Alpecora. Не в последнюю очередь именно из-за современнейшей ресурсной базы ООО "Кампотекс" ПсковГУ заключил с данной организацией сетевой договор. И хотя обе стороны являются его равноправными участниками, содержательно очевидно, что именно ООО "Кампотекс" выступает в договоре как организация-участник, обладающая ресурсами, которые отсутствуют у ПсковГУ для решения вопроса качественной и наиболее современной подготовки специалистов по направлению "Конструирование изделий легкой промышленности". До заключения договора должны быть оценены потенциальные возможности участников договорных отношений, должно быть полное понимание относительного того, какие именно ресурсы предоставляет организация - участник сетевого договора, обладающая ресурсами, и на каких условиях. ООО "Кампотекс" проявило интерес в подготовке специалистов непосредственно на своих производственных мощностях, предоставило возможность студентам выполнять определенные работы непосредственно на оборудовании предприятия в рамках различного вида практик и проектной деятельности. Стороны нашли точки соприкосновения и по другим вопросам, в частности, в договоре одним из его условий нашло свое закрепление положение о возможном последующем трудоустройстве выпускников сетевой образовательной программы непосредственно в подразделения организации. Требование, предъявляемое к организации-участнику, являющейся образовательной организацией, - это наличие лицензии на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Это требование не распространяется на иностранного партнера, поскольку для иностранной образовательной организации могут быть установлены национальные требования, которым она и должна соответствовать в рассматриваемых целях. Порядок организации подчеркивает, что непосредственно сама сетевая образовательная программа, и это должно найти свое закрепление в договоре о сетевой форме, либо утверждается базовой организацией, как образовательной организацией, либо утверждается совместно базовой организацией и организацией-участником, будь то другая образовательная организация или организация-участник, обладающая необходимыми ресурсами. В любом случае в обязанности организации-участника входит разработка рабочих программ, оценочных и методических материалов по тем дисциплинам, модулям, практикам, к реализации которых она привлечена. При этом относительно рабочих программ, реализуемых иностранной образовательной организацией, допускается включение в образовательную программу таких рабочих программ на соответствующем языке обучения.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)В развитие положений ст. 15 Федерального закона об образовании был принят специальный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок организации) <2>. В нем даны пояснения относительно существенных условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ (договора о сетевой форме), предложены примерные формы договоров о сетевой форме. В частности, определено, что участниками договора являются базовая организация, которой является образовательная организация. В эту организацию обучающийся принимается на обучение, и эта организация несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы в целом, на нее возлагается контроль за участием в реализации сетевой программы других организаций. Соответственно, другой стороной или сторонами договора о сетевой форме является организация-участник - это либо организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой программы, либо обладающая необходимыми ресурсами иная организация. Предлагается их так и именовать: образовательную организацию как организацию-участник, а обладающую ресурсами для осуществления образовательной деятельности организацию как организацию, обладающую ресурсами. В юридической литературе высказывались суждения относительно наименования сторон договора о сетевой форме. Так, М.Н. Малеина отмечает: "Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы" <3> и предлагает их именовать "сторона N 1" и "сторона N 2". Позволим себе не согласиться с мнением уважаемого автора: именно в тех случаях, когда другой стороной в договоре выступает индустриальный партнер, по нашему мнению, наиболее уместно как раз предлагаемое наименование его как организации, обладающей ресурсами. Например, ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" имеет договор о сетевой форме реализации образовательной программы по направлению подготовки 29.03.05 "Конструирование изделий легкой промышленности" с ООО "Кампотекс" - крупнейшей российской компанией по производству и продаже изделий из натуральных тканей под торговыми марками WoolHouse и Alpecora. Не в последнюю очередь именно из-за современнейшей ресурсной базы ООО "Кампотекс" ПсковГУ заключил с данной организацией сетевой договор. И хотя обе стороны являются его равноправными участниками, содержательно очевидно, что именно ООО "Кампотекс" выступает в договоре как организация-участник, обладающая ресурсами, которые отсутствуют у ПсковГУ для решения вопроса качественной и наиболее современной подготовки специалистов по направлению "Конструирование изделий легкой промышленности". До заключения договора должны быть оценены потенциальные возможности участников договорных отношений, должно быть полное понимание относительного того, какие именно ресурсы предоставляет организация - участник сетевого договора, обладающая ресурсами, и на каких условиях. ООО "Кампотекс" проявило интерес в подготовке специалистов непосредственно на своих производственных мощностях, предоставило возможность студентам выполнять определенные работы непосредственно на оборудовании предприятия в рамках различного вида практик и проектной деятельности. Стороны нашли точки соприкосновения и по другим вопросам, в частности, в договоре одним из его условий нашло свое закрепление положение о возможном последующем трудоустройстве выпускников сетевой образовательной программы непосредственно в подразделения организации. Требование, предъявляемое к организации-участнику, являющейся образовательной организацией, - это наличие лицензии на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Это требование не распространяется на иностранного партнера, поскольку для иностранной образовательной организации могут быть установлены национальные требования, которым она и должна соответствовать в рассматриваемых целях. Порядок организации подчеркивает, что непосредственно сама сетевая образовательная программа, и это должно найти свое закрепление в договоре о сетевой форме, либо утверждается базовой организацией, как образовательной организацией, либо утверждается совместно базовой организацией и организацией-участником, будь то другая образовательная организация или организация-участник, обладающая необходимыми ресурсами. В любом случае в обязанности организации-участника входит разработка рабочих программ, оценочных и методических материалов по тем дисциплинам, модулям, практикам, к реализации которых она привлечена. При этом относительно рабочих программ, реализуемых иностранной образовательной организацией, допускается включение в образовательную программу таких рабочих программ на соответствующем языке обучения.
Статья: "Проблемные" документы, штрафы, прощение долга работнику: узкие места налогового учета
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В Письме Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163 отмечено, что статус иностранных образовательных организаций могут подтверждать лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики деятельности и от требований законодательства иностранного государства.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)В Письме Минфина России от 05.08.2010 N 03-04-06/6-163 отмечено, что статус иностранных образовательных организаций могут подтверждать лицензия, программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики деятельности и от требований законодательства иностранного государства.
Вопрос: Какова административная ответственность за нарушение лицензионных требований?
(Консультация эксперта, 2025)Примером административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ может служить грубое нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) (далее - Положение N 1490), в частности отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию, если такое нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (пп. "д" п. 7, пп. "а" п. 9 Положения N 1490).
(Консультация эксперта, 2025)Примером административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ может служить грубое нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) (далее - Положение N 1490), в частности отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию, если такое нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (пп. "д" п. 7, пп. "а" п. 9 Положения N 1490).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суды обращаются к принципу соразмерности (пропорциональности) и при разрешении споров об аннулировании лицензий. Так, в Определении от 26.10.2020 N 305-ЭС20-13862 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дала оценку обоснованности заявления Рособрнадзора об аннулировании лицензии образовательной организации в связи с привлечением ее ректора к административной ответственности за неисполнение предписания надзорного органа, а также в связи с неисполнением образовательной организацией повторно выданного предписания. Несмотря на то что такие обстоятельства в силу ч. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дают основание лицензирующему органу ставить перед судом вопрос об аннулировании лицензии образовательной организации, Судебная коллегия пришла к выводу, что суд при разрешении такого спора не вправе ограничиваться только проверкой формальной законности требования лицензирующего органа. Помимо этого, надлежит установить, действительно ли выявленных обстоятельств достаточно для применения столь строгой меры, влекущей невозможность дальнейшего осуществления лицензируемой деятельности, дать оценку существенности выявленных нарушений и соразмерности прекращения действия лицензии характеру нарушений (тяжести возможных или наступивших последствий), тем самым обеспечивая достижение баланса между частными интересами, связанными с продолжением ведения лицензируемой деятельности, и публичным интересом, связанным с реализацией целей лицензирования.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суды обращаются к принципу соразмерности (пропорциональности) и при разрешении споров об аннулировании лицензий. Так, в Определении от 26.10.2020 N 305-ЭС20-13862 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дала оценку обоснованности заявления Рособрнадзора об аннулировании лицензии образовательной организации в связи с привлечением ее ректора к административной ответственности за неисполнение предписания надзорного органа, а также в связи с неисполнением образовательной организацией повторно выданного предписания. Несмотря на то что такие обстоятельства в силу ч. 8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дают основание лицензирующему органу ставить перед судом вопрос об аннулировании лицензии образовательной организации, Судебная коллегия пришла к выводу, что суд при разрешении такого спора не вправе ограничиваться только проверкой формальной законности требования лицензирующего органа. Помимо этого, надлежит установить, действительно ли выявленных обстоятельств достаточно для применения столь строгой меры, влекущей невозможность дальнейшего осуществления лицензируемой деятельности, дать оценку существенности выявленных нарушений и соразмерности прекращения действия лицензии характеру нарушений (тяжести возможных или наступивших последствий), тем самым обеспечивая достижение баланса между частными интересами, связанными с продолжением ведения лицензируемой деятельности, и публичным интересом, связанным с реализацией целей лицензирования.
Статья: Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)В целях получения лицензии на образовательную деятельность образовательные организации должны соответствовать требованиям, содержащимся в заявленных к лицензированию образовательных программах, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом примерных основных образовательных программ. Такие требования, помимо прочего, предъявляются к условиям информационного обеспечения реализации основных образовательных программ. Так, при реализации программ начального, основного, среднего общего образования организации должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает комплекс информационных и цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с обеспечением доступа в том числе посредством сети Интернет.
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)В целях получения лицензии на образовательную деятельность образовательные организации должны соответствовать требованиям, содержащимся в заявленных к лицензированию образовательных программах, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом примерных основных образовательных программ. Такие требования, помимо прочего, предъявляются к условиям информационного обеспечения реализации основных образовательных программ. Так, при реализации программ начального, основного, среднего общего образования организации должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает комплекс информационных и цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с обеспечением доступа в том числе посредством сети Интернет.
Статья: Некоторые проблемы практикоприменения и пробелы законодательства в сфере регулирования и проведения азартных игр в Российской Федерации
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Юрист", 2023, N 11)Перед началом осуществления деятельности пункт приема ставок проходит обязательную проверку лицензирующего органа (Федеральной налоговой службы) на предмет соответствия помещения установленным законом требованиям, в том числе и требованиям ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ. Так, помещение и здание по адресу: ул. Высотная, 2а, в Красноярске было проверено в 2012 г., и было установлено соответствие всем требованиям. По результатам проверки инспекция выдала положительный акт проверки с заключением о соответствии всем проверяемым параметрам и нормам закона. Однако из материалов дела видно, что образовательное учреждение находилось в здании с 2008 г. Получается, общество выполнило обязанность, прошло проверку лицензионных требований, нарушений не было установлено, но спустя несколько лет успешной работы нарушение все-таки было выявлено. Примечательно, что за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей инспектором Федеральной налоговой службы в 2012 г. привлекли к ответственности коммерческую организацию в 2017 г. Данный правовой вопрос стоит больше в плоскости административного права и выходит за рамки настоящего исследования. Но важно отметить, что эта проблема вытекает из неурегулированных норм специального нормативно-правового акта.
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Юрист", 2023, N 11)Перед началом осуществления деятельности пункт приема ставок проходит обязательную проверку лицензирующего органа (Федеральной налоговой службы) на предмет соответствия помещения установленным законом требованиям, в том числе и требованиям ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ. Так, помещение и здание по адресу: ул. Высотная, 2а, в Красноярске было проверено в 2012 г., и было установлено соответствие всем требованиям. По результатам проверки инспекция выдала положительный акт проверки с заключением о соответствии всем проверяемым параметрам и нормам закона. Однако из материалов дела видно, что образовательное учреждение находилось в здании с 2008 г. Получается, общество выполнило обязанность, прошло проверку лицензионных требований, нарушений не было установлено, но спустя несколько лет успешной работы нарушение все-таки было выявлено. Примечательно, что за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей инспектором Федеральной налоговой службы в 2012 г. привлекли к ответственности коммерческую организацию в 2017 г. Данный правовой вопрос стоит больше в плоскости административного права и выходит за рамки настоящего исследования. Но важно отметить, что эта проблема вытекает из неурегулированных норм специального нормативно-правового акта.
Вопрос: Организация ввозит из ОАЭ в Россию беспроводные наушники с микрофоном (код 8518 30 950 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) с целью выпуска для внутреннего потребления. Какие разрешительные документы могут потребоваться для таможенного оформления?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, при ввозе в Россию беспроводных наушников с микрофоном (код 8518 30 950 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) могут потребоваться импортная лицензия Минпромторга России и декларация о соответствии требованиям ТР ЕАЭС 037/2016.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, при ввозе в Россию беспроводных наушников с микрофоном (код 8518 30 950 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) могут потребоваться импортная лицензия Минпромторга России и декларация о соответствии требованиям ТР ЕАЭС 037/2016.
Статья: Механизм "регуляторной гильотины" в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Использование уполномоченным органом механизма приостановления действия лицензии возможно в результате проведения мероприятий по государственному контролю соблюдения лицензионных требований. При этом нужно понимать, что, прежде чем реализовать такого рода действия, уполномоченному органу необходимо обратиться в суд с соответствующим требованием (например, о привлечении образовательной организации либо ее должностных лиц к административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания) и получить судебный акт о применении мер административного наказания, который, по сути, имеет преюдициальное (предрешающее) значение для Рособрнадзора для решения вопроса о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность (ст. 93 Закона N 273-ФЗ).
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Использование уполномоченным органом механизма приостановления действия лицензии возможно в результате проведения мероприятий по государственному контролю соблюдения лицензионных требований. При этом нужно понимать, что, прежде чем реализовать такого рода действия, уполномоченному органу необходимо обратиться в суд с соответствующим требованием (например, о привлечении образовательной организации либо ее должностных лиц к административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания) и получить судебный акт о применении мер административного наказания, который, по сути, имеет преюдициальное (предрешающее) значение для Рособрнадзора для решения вопроса о приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность (ст. 93 Закона N 273-ФЗ).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для осуществления образовательной деятельности необходимо обладать лицензией (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ст. 91 Закона об образовании). При установлении требований важно указать необходимый вид деятельности, соответствующий объекту закупки из Перечня. Установите соответствующее требование о наличии лицензии на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и требование к подтверждающим документам. Учитывайте исключения и особенности лицензирования, предусмотренные для образовательных организаций на территории инновационного центра "Сколково", инновационного научно-технологического центра, международного медицинского кластера, федеральной территории "Сириус" (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1, 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Для осуществления образовательной деятельности необходимо обладать лицензией (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ст. 91 Закона об образовании). При установлении требований важно указать необходимый вид деятельности, соответствующий объекту закупки из Перечня. Установите соответствующее требование о наличии лицензии на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и требование к подтверждающим документам. Учитывайте исключения и особенности лицензирования, предусмотренные для образовательных организаций на территории инновационного центра "Сколково", инновационного научно-технологического центра, международного медицинского кластера, федеральной территории "Сириус" (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1, 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)На фоне полного отсутствия правового регулирования содержания деятельности по присмотру и уходу, их стандартов приходится обращаться к нормам СНИП, стандартизирующих требования к дошкольным образовательным организациям для получения лицензии для осуществления деятельности по реализации дошкольной образовательной программы, среди которых центральным является СП 2.4.3648-20 (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28), регламентирующий требования к безопасному размещению зданий, территории детского сада; условиям помещений и необходимой мебели; количеству детей и необходимой площади в расчете на одного воспитанника.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)На фоне полного отсутствия правового регулирования содержания деятельности по присмотру и уходу, их стандартов приходится обращаться к нормам СНИП, стандартизирующих требования к дошкольным образовательным организациям для получения лицензии для осуществления деятельности по реализации дошкольной образовательной программы, среди которых центральным является СП 2.4.3648-20 (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28), регламентирующий требования к безопасному размещению зданий, территории детского сада; условиям помещений и необходимой мебели; количеству детей и необходимой площади в расчете на одного воспитанника.