Координация деятельности правоохранительных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Координация деятельности правоохранительных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Прокуратура Российской Федерации" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу статьи 129 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих единую федеральную централизованную систему, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры и следователи от имени Российской Федерации и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы согласованной правоохранительной деятельности территориальных органов по обеспечению региональной безопасности
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Однако вопрос взаимодействия, на наш взгляд, в большой степени зависит от личной позиции руководителей правоохранительных органов в субъекте. Этому, как представляется, способствует и Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью <6>, которое (статьи 14 и 15) регламентирует только взаимодействие органов прокуратуры с судами и органами юстиции. Соответственно, в настоящее время деятельность правоохранительных органов усложняется в том числе неурегулированностью отдельных вопросов обеспечения региональной безопасности, что может повлечь противоречивую ситуацию, привести к неточностям, расхождению во мнениях в ходе принятия правовых, организационных и иных мер, направленных на обеспечение региональной безопасности. Игнорирование же региональных особенностей и интересов субъектов Федерации может негативно повлиять на состояние всего блока обеспечения национальной безопасности [3, с. 133 - 134].
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Однако вопрос взаимодействия, на наш взгляд, в большой степени зависит от личной позиции руководителей правоохранительных органов в субъекте. Этому, как представляется, способствует и Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью <6>, которое (статьи 14 и 15) регламентирует только взаимодействие органов прокуратуры с судами и органами юстиции. Соответственно, в настоящее время деятельность правоохранительных органов усложняется в том числе неурегулированностью отдельных вопросов обеспечения региональной безопасности, что может повлечь противоречивую ситуацию, привести к неточностям, расхождению во мнениях в ходе принятия правовых, организационных и иных мер, направленных на обеспечение региональной безопасности. Игнорирование же региональных особенностей и интересов субъектов Федерации может негативно повлиять на состояние всего блока обеспечения национальной безопасности [3, с. 133 - 134].
Статья: Войска национальной гвардии в системе правоохранительных органов и правоохранительной деятельности
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Конституционная идея о месте правоохранительных органов среди государственных органов исполнительной власти Российской Федерации частично нашла отражение в ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <12>. В ч. 1 ст. 8 указанного Закона говорится, что "генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (выделено нами. - С.С.)", перечисленных в ст. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" <13>.
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Конституционная идея о месте правоохранительных органов среди государственных органов исполнительной власти Российской Федерации частично нашла отражение в ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <12>. В ч. 1 ст. 8 указанного Закона говорится, что "генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (выделено нами. - С.С.)", перечисленных в ст. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" <13>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"1. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"1. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Нужно отметить важное значение роли транспортных прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с рассматриваемой преступностью, межведомственных групп по противодействию правонарушениям и преступлениям в области экономики и в таможенной сфере, в состав которых включены представители таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте, подразделений ФСБ России СК России на транспорте; организации взаимного обмена информацией о нарушениях законодательства в сфере оборота древесины с пограничными органами и территориальными подразделениями Росприроднадзора, окружными департаментами лесного хозяйства. Актуален вопрос взаимодействия транспортных, природоохранных и территориальных прокуратур, их активное участие в мероприятиях, проводимых региональными и местными властями в указанной сфере, проведение ими совместных анализов состояния законности. Перспективной представляется разработка совместных с природоохранными и территориальными прокуратурами планов декриминализации лесной отрасли по различным регионам России.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Нужно отметить важное значение роли транспортных прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с рассматриваемой преступностью, межведомственных групп по противодействию правонарушениям и преступлениям в области экономики и в таможенной сфере, в состав которых включены представители таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте, подразделений ФСБ России СК России на транспорте; организации взаимного обмена информацией о нарушениях законодательства в сфере оборота древесины с пограничными органами и территориальными подразделениями Росприроднадзора, окружными департаментами лесного хозяйства. Актуален вопрос взаимодействия транспортных, природоохранных и территориальных прокуратур, их активное участие в мероприятиях, проводимых региональными и местными властями в указанной сфере, проведение ими совместных анализов состояния законности. Перспективной представляется разработка совместных с природоохранными и территориальными прокуратурами планов декриминализации лесной отрасли по различным регионам России.
Статья: О некоторых реализуемых в Российской Федерации мерах по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, в рамках международной экологической повестки
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье рассматриваются меры, предпринимаемые в Российской Федерации в связи с современной экологической повесткой в разрезе правового регулирования, организации контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности. Отмечая приверженность Российской Федерации принципам и нормам международного права в части охраны окружающей среды, в том числе уголовно-правовыми средствами, указывается на важность противодействия экологической преступности, зафиксированную в базовых документах стратегического планирования и специальном законодательстве. Подчеркивается необходимость учета такого рода положений при непосредственной организации работы государственного аппарата и выработке предложений по совершенствованию антикриминальной активности в экологической сфере. На основе сформулированного определения понятия противодействия экологической преступности определяются его главные направления, такие как: профилактика экологических преступлений, их пресечение, расследование, привлечение к ответственности виновных лиц и устранение общественно опасных последствий. Констатируется особая роль в деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, органов прокуратуры, в том числе специализированных природоохранных прокуратур, строящих эту работу в рамках функций надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В статье рассматриваются меры, предпринимаемые в Российской Федерации в связи с современной экологической повесткой в разрезе правового регулирования, организации контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности. Отмечая приверженность Российской Федерации принципам и нормам международного права в части охраны окружающей среды, в том числе уголовно-правовыми средствами, указывается на важность противодействия экологической преступности, зафиксированную в базовых документах стратегического планирования и специальном законодательстве. Подчеркивается необходимость учета такого рода положений при непосредственной организации работы государственного аппарата и выработке предложений по совершенствованию антикриминальной активности в экологической сфере. На основе сформулированного определения понятия противодействия экологической преступности определяются его главные направления, такие как: профилактика экологических преступлений, их пресечение, расследование, привлечение к ответственности виновных лиц и устранение общественно опасных последствий. Констатируется особая роль в деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, органов прокуратуры, в том числе специализированных природоохранных прокуратур, строящих эту работу в рамках функций надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Статья: Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Нуждаются в изменениях правовое регулирование и содержание координирующей функции прокуратуры. В настоящее время закон возлагает на прокуратуру координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Нуждаются в изменениях правовое регулирование и содержание координирующей функции прокуратуры. В настоящее время закон возлагает на прокуратуру координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Статья: Система субъектов международного противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
(Трофимец А.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)МОУП-Интерпол представляет собой универсальную международную структуру, обеспечивающую выработку единых подходов в борьбе с преступностью и координацию деятельности правоохранительных органов 194 стран мира. До недавнего времени под эгидой Интерпола проводились региональные антинаркотические конференции и всемирные конференции по борьбе с различными видами наркотиков. Сейчас входит в практику новый формат - всемирные конференции Интерпола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (первая проведена в 2018 г. в Испании <16> и вторая в 2019 г. в ЮАР <17>).
(Трофимец А.М.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 4)МОУП-Интерпол представляет собой универсальную международную структуру, обеспечивающую выработку единых подходов в борьбе с преступностью и координацию деятельности правоохранительных органов 194 стран мира. До недавнего времени под эгидой Интерпола проводились региональные антинаркотические конференции и всемирные конференции по борьбе с различными видами наркотиков. Сейчас входит в практику новый формат - всемирные конференции Интерпола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (первая проведена в 2018 г. в Испании <16> и вторая в 2019 г. в ЮАР <17>).
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Предполагаем, что данный вид деятельности имеет комплексный характер, учитывая, что информационный обмен может быть реализован как при осуществлении надзорной деятельности, координации деятельности правоохранительных органов, так и при участии в правотворческой деятельности и реализации иных направлений деятельности прокуратуры.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Предполагаем, что данный вид деятельности имеет комплексный характер, учитывая, что информационный обмен может быть реализован как при осуществлении надзорной деятельности, координации деятельности правоохранительных органов, так и при участии в правотворческой деятельности и реализации иных направлений деятельности прокуратуры.
Статья: О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Очевидно, небесспорен тезис о том, что "реализуя... конституционную новеллу, законодатель в ст. 1 Закона о прокуратуре определил... структуру и иерархию функций прокуратуры". Во-первых, в исследуемой части п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре приобрел свою действующую редакцию в 2014 г., т.е. более шести лет назад, а потому прямого отношения к конституционным преобразованиям явно не имеет. Во-вторых, ни о какой структуре и иерархии речь в принципе не идет, поскольку из признанных функций в указанной норме прямо названы только уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в то время как функция участия прокурора в рассмотрении дел судами (разд. IV Закона о прокуратуре) нелогично нашла закрепление в п. 3 рассматриваемой статьи. Что касается возбуждения дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами, то налицо законодательный казус <24>, поскольку речь идет о полномочиях, реализуемых прокурорами в рамках разработанной и обоснованной учеными Университета прокуратуры РФ функции административного преследования <25>, которую, к слову, предполагалось включить несколько лет назад в один из проектов нового федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Очевидно, небесспорен тезис о том, что "реализуя... конституционную новеллу, законодатель в ст. 1 Закона о прокуратуре определил... структуру и иерархию функций прокуратуры". Во-первых, в исследуемой части п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре приобрел свою действующую редакцию в 2014 г., т.е. более шести лет назад, а потому прямого отношения к конституционным преобразованиям явно не имеет. Во-вторых, ни о какой структуре и иерархии речь в принципе не идет, поскольку из признанных функций в указанной норме прямо названы только уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в то время как функция участия прокурора в рассмотрении дел судами (разд. IV Закона о прокуратуре) нелогично нашла закрепление в п. 3 рассматриваемой статьи. Что касается возбуждения дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами, то налицо законодательный казус <24>, поскольку речь идет о полномочиях, реализуемых прокурорами в рамках разработанной и обоснованной учеными Университета прокуратуры РФ функции административного преследования <25>, которую, к слову, предполагалось включить несколько лет назад в один из проектов нового федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Статья: Конституционные новеллы о системе и иерархии функции прокуратуры
(Щерба С.П., Решетникова Т.А.)
("Законность", 2021, N 4)7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
(Щерба С.П., Решетникова Т.А.)
("Законность", 2021, N 4)7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Статья: Профилактика правонарушений и предупреждение преступности органами прокуратуры и другими правоохранительными органами
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Статья посвящена исследованию вопроса профилактики правонарушений и предупреждению преступлений. Анализируются дефиниции "профилактика" и "предупреждение" применительно к правонарушениям и преступлениям. Раскрываются содержание и сущность профилактики правонарушений и предупреждения преступности. Авторы исследуют нормы действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений, приказы и информационные письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что между Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" имеются правовые коллизии, которые требуют законодательного разрешения и урегулирования в правоприменении. Анализируются полномочия органов прокуратуры по осуществлению координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Предложен ряд изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы профилактики правонарушений.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Статья посвящена исследованию вопроса профилактики правонарушений и предупреждению преступлений. Анализируются дефиниции "профилактика" и "предупреждение" применительно к правонарушениям и преступлениям. Раскрываются содержание и сущность профилактики правонарушений и предупреждения преступности. Авторы исследуют нормы действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений, приказы и информационные письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что между Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" имеются правовые коллизии, которые требуют законодательного разрешения и урегулирования в правоприменении. Анализируются полномочия органов прокуратуры по осуществлению координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Предложен ряд изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы профилактики правонарушений.
Статья: Проблемы предупреждения преступности мигрантов-иностранцев
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Эффективность предупредительной деятельности во многом зависит от совместной согласованной работы субъектов профилактики, которые реализуют специальные направления деятельности в рамках своей компетенции. В этой связи повышается значимость координации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности мигрантов-иностранцев, которую осуществляет прокуратура Российской Федерации.
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Эффективность предупредительной деятельности во многом зависит от совместной согласованной работы субъектов профилактики, которые реализуют специальные направления деятельности в рамках своей компетенции. В этой связи повышается значимость координации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности мигрантов-иностранцев, которую осуществляет прокуратура Российской Федерации.