Контроль за сохранностью муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за сохранностью муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Права собственника имущества унитарного предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""По смыслу статьи 20 Федерального закона от 14.11.02 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия лишь контролирует сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Обеспечение условий для осуществления права на жилище" ЖК РФ"Указание в апелляционной жалобе на незаконное возложение обязанности на административного ответчика по подготовке и предоставлению в Комиссию по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда города Челябинска и частного жилищного фонда признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 14, 15), именно Администрация города Челябинска, в установленном законом порядке обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, является бездействием."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)3. Вещные иски (как виндикационный, так и негаторный) могут быть предъявлены лишь в случае отсутствия между сторонами спора договорных отношений или отношений, связанных с последствиями недействительности сделки. В связи с этим требование арендодателя о сносе постройки, возведенной в нарушение договора аренды, является договорным, на такое требование распространяется исковая давность. Если арендодателем выступает публичный собственник, недопустима переквалификация договорного требования публичного арендодателя в негаторное. Такая переквалификация позволит публичному собственнику не соблюдать обязанности по контролю за использованием и сохранностью государственного (муниципального) имущества и приведет к неопределенности в правах участников спорных правоотношений и выборе ими способов защиты, в том числе в вопросе применения срока исковой давности.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)3. Вещные иски (как виндикационный, так и негаторный) могут быть предъявлены лишь в случае отсутствия между сторонами спора договорных отношений или отношений, связанных с последствиями недействительности сделки. В связи с этим требование арендодателя о сносе постройки, возведенной в нарушение договора аренды, является договорным, на такое требование распространяется исковая давность. Если арендодателем выступает публичный собственник, недопустима переквалификация договорного требования публичного арендодателя в негаторное. Такая переквалификация позволит публичному собственнику не соблюдать обязанности по контролю за использованием и сохранностью государственного (муниципального) имущества и приведет к неопределенности в правах участников спорных правоотношений и выборе ими способов защиты, в том числе в вопросе применения срока исковой давности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)381. Счет предназначен для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданных учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)381. Счет предназначен для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданных учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Статья: КС РФ о правомерности предоставления МУП субсидий органами местного самоуправления
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работникаСтатьей 240 ТК РФ предусмотрено право работодателя с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Данное право может быть ограничено собственником имущества организации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации. В настоящее время практически отсутствуют нормативные акты федерального уровня, которые ограничивают право работодателя на отказ от взыскания ущерба с виновного в его причинении работника. Однако собственник имущества унитарного предприятия может ограничить право работодателя отказаться от взыскания ущерба с работника, причинившего такой вред, поскольку в соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Статья: Междисциплинарный подход к вопросу о государственном и муниципальном имуществе
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Например, прокуратурой Приморского края были выявлены нарушения в деятельности территориального управления Росимущества в Приморском крае и департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении контроля за сохранностью и использованием по целевому назначению государственного имущества, ненадлежащем ведении реестра федерального имущества.
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Например, прокуратурой Приморского края были выявлены нарушения в деятельности территориального управления Росимущества в Приморском крае и департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении контроля за сохранностью и использованием по целевому назначению государственного имущества, ненадлежащем ведении реестра федерального имущества.
Статья: Проверка финорганом учета жилого фонда сельским поселением
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)В силу п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. При этом к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью (п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)В силу п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. При этом к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью (п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ГИ - соблюдение законодательства в сфере обеспечения сохранности и эффективного использования государственного (муниципального) имущества (в разрезе шести оцененных рисков);
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ГИ - соблюдение законодательства в сфере обеспечения сохранности и эффективного использования государственного (муниципального) имущества (в разрезе шести оцененных рисков);
Статья: Обеспечение функционирования и поддержания в состоянии готовности защитных сооружений гражданской обороны
(Кудряшов А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)Финансирование мероприятий по сохранению, накоплению фонда ЗС ГО и поддержанию их в готовности к приему укрываемых, использованию для нужд объектов экономики и обеспечения их сохранности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне".
(Кудряшов А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)Финансирование мероприятий по сохранению, накоплению фонда ЗС ГО и поддержанию их в готовности к приему укрываемых, использованию для нужд объектов экономики и обеспечения их сохранности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне".
Вопрос: Кто может входить в состав балансовой комиссии муниципального унитарного предприятия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (далее - МУП).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (далее - МУП).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Субъекты права хозяйственного ведения - государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Субъекты права хозяйственного ведения - государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Контрольная функция типична для учета. Бюджетное финансирование предполагает наличие контроля сохранности государственного (муниципального) имущества, использования его по назначению, а также целевого использования бюджетных ассигнований. Контрольная функция необходима для выявления отклонений в процессе деятельности учреждений от нормативных значений, сметных предписаний.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Контрольная функция типична для учета. Бюджетное финансирование предполагает наличие контроля сохранности государственного (муниципального) имущества, использования его по назначению, а также целевого использования бюджетных ассигнований. Контрольная функция необходима для выявления отклонений в процессе деятельности учреждений от нормативных значений, сметных предписаний.
Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование"
(КонсультантПлюс, 2025)Такой учет необходим в целях обеспечения контроля за сохранностью данного имущества, его целевым использованием и движением.
(КонсультантПлюс, 2025)Такой учет необходим в целях обеспечения контроля за сохранностью данного имущества, его целевым использованием и движением.