Контроль за размещением нестационарных торговых объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за размещением нестационарных торговых объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
Статья: Позиции судов по вопросам актуальной судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Регулирование органами местного самоуправления размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, должно отвечать требованиям соразмерности, разумной дифференциации, баланса интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Такое регулирование не должно лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П).
(Шайхеев Т.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Регулирование органами местного самоуправления размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, должно отвечать требованиям соразмерности, разумной дифференциации, баланса интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Такое регулирование не должно лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П).