Контрабанда стратегически важных товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрабанда стратегически важных товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ"Само по себе отсутствие перечня особо важных стратегических товаров не свидетельствует об отсутствии уголовной ответственности за контрабанду таковых, поскольку перечень вводится в действие подзаконным нормативно-правовым актом Правительства РФ, который не является источником уголовного закона, что также исключает возможность применения положений ст. 10 УК РФ. Одновременно с исключением из УК РФ статьи 188 была введена ст. 226.1 УК РФ, сохранившая уголовную ответственность за контрабанду стратегических ресурсов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за контрабанду
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). Такие деяния наказываются штрафом в размере от 300 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. В ч. 1.1 ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). Такие деяния наказываются штрафом в размере от 300 000 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. В ч. 1.1 ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Статья: Расположение в Уголовном кодексе РФ уголовно-правовых норм о контрабанде и его влияние на судебную практику
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Не менее показателен пример описания умысла на совершение контрабанды стратегически важных товаров.
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Не менее показателен пример описания умысла на совершение контрабанды стратегически важных товаров.
Нормативные акты
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на многочисленные ограничения, вызванные пандемией коронавируса COVID-19, и обусловленный ею кризис, проблема экономической преступности не утратила своей актуальности. Две трети совершаемых преступлений относятся к категории тяжких, а причиняемый ими материальный ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. Воспользовавшись возросшим спросом на медицинские изделия и оборудование, заметно активизировались мошенники, а переводом значительного числа сотрудников компаний на дистанционный режим работы - хакеры. Изменения закупочного законодательства привели к появлению новых антиконкурентных и коррупционных проявлений. Стабильно высоким остается количество внешнеэкономических преступлений, связанных с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов. Для минимизации криминальных угроз и смягчения их негативных последствий необходимо реализовать целый комплекс организационно-правовых мер, перечень которых сформулирован в настоящей статье.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на многочисленные ограничения, вызванные пандемией коронавируса COVID-19, и обусловленный ею кризис, проблема экономической преступности не утратила своей актуальности. Две трети совершаемых преступлений относятся к категории тяжких, а причиняемый ими материальный ущерб исчисляется сотнями миллиардов рублей. Воспользовавшись возросшим спросом на медицинские изделия и оборудование, заметно активизировались мошенники, а переводом значительного числа сотрудников компаний на дистанционный режим работы - хакеры. Изменения закупочного законодательства привели к появлению новых антиконкурентных и коррупционных проявлений. Стабильно высоким остается количество внешнеэкономических преступлений, связанных с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов. Для минимизации криминальных угроз и смягчения их негативных последствий необходимо реализовать целый комплекс организационно-правовых мер, перечень которых сформулирован в настоящей статье.
Статья: О состоянии организованной преступности в таможенной сфере
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Последствия такой политики можно наглядно продемонстрировать с помощью приведенных ниже данных. В 2019 г. таможенными органами возбуждено 62 уголовных дела по фактам преступлений, совершенных организованными преступными группами <8>. По части 3 ст. 226.1 УК РФ - всего два дела о контрабанде сильнодействующих веществ, одно дело о контрабанде оружия и 55 о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, общей стоимостью 3 962,6 млн руб. <9>. Из года в год фиксируют расхождения, возникающие при сопоставлениях статданных ФТС России и зарубежных источников. Они измеряются миллиардами, а в отдельные годы - и десятками миллиардов долларов <10>. Так, по данным Центробанка, расхождения в 2018 г. составили: по экспорту из России (сопоставление осуществлялось с данными об импорте стран-партнеров) - превышение на 20 048 млн долл. США <11>. Следует отметить, что это наибольшее расхождение за все время ведения данной статистики, например, в 2017 г. превышение составляло 4 838 млн долл. США. Завышение эксперты Центробанка объясняют тем, что экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС. Это известная схема, в соответствии с которой компании не только завышают в документах стоимостные объемы экспортных поставок, но и предъявляют для возмещения НДС фиктивные документы, по которым поставки не осуществлялись ("лжеэкспорт").
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Последствия такой политики можно наглядно продемонстрировать с помощью приведенных ниже данных. В 2019 г. таможенными органами возбуждено 62 уголовных дела по фактам преступлений, совершенных организованными преступными группами <8>. По части 3 ст. 226.1 УК РФ - всего два дела о контрабанде сильнодействующих веществ, одно дело о контрабанде оружия и 55 о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, общей стоимостью 3 962,6 млн руб. <9>. Из года в год фиксируют расхождения, возникающие при сопоставлениях статданных ФТС России и зарубежных источников. Они измеряются миллиардами, а в отдельные годы - и десятками миллиардов долларов <10>. Так, по данным Центробанка, расхождения в 2018 г. составили: по экспорту из России (сопоставление осуществлялось с данными об импорте стран-партнеров) - превышение на 20 048 млн долл. США <11>. Следует отметить, что это наибольшее расхождение за все время ведения данной статистики, например, в 2017 г. превышение составляло 4 838 млн долл. США. Завышение эксперты Центробанка объясняют тем, что экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС. Это известная схема, в соответствии с которой компании не только завышают в документах стоимостные объемы экспортных поставок, но и предъявляют для возмещения НДС фиктивные документы, по которым поставки не осуществлялись ("лжеэкспорт").
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)За контрабанду этилового спирта ответственность наступает по ст. 226.1 УК РФ как за контрабанду стратегически важных товаров (см. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей").
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)За контрабанду этилового спирта ответственность наступает по ст. 226.1 УК РФ как за контрабанду стратегически важных товаров (см. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей").