Контрабанда лесоматериалов
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрабанда лесоматериалов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2025 N 77-612/2025 (УИД 25RS0007-01-2024-001462-83)
Приговор: По ч. 1 ст. 226.1, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников...).
Определение: Приговор изменен, исключено решение о конфискации и обращении в доход государства вещественных доказательств: лесоматериалов, задержанных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, указано, что вопрос о судьбе данных вещественных доказательств оставлен до его разрешения в рамках уголовного дела; приговор отменен в части разрешения вопроса, касающегося судьбы доли нежилого здания и доли земельного участка, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.Так как судом апелляционной инстанции из приговора было исключено решение о конфискации предмета контрабанды - лесоматериалов, а стоимость всего конфискованного по приговору имущества А. не превышает стоимости предмета контрабанды, подлежащего конфискации, изъятие части лесоматериалов правоохранительными органами также не свидетельствует о неправомерности конфискации принадлежащего осужденному имущества.
Приговор: По ч. 1 ст. 226.1, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников...).
Определение: Приговор изменен, исключено решение о конфискации и обращении в доход государства вещественных доказательств: лесоматериалов, задержанных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, указано, что вопрос о судьбе данных вещественных доказательств оставлен до его разрешения в рамках уголовного дела; приговор отменен в части разрешения вопроса, касающегося судьбы доли нежилого здания и доли земельного участка, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.Так как судом апелляционной инстанции из приговора было исключено решение о конфискации предмета контрабанды - лесоматериалов, а стоимость всего конфискованного по приговору имущества А. не превышает стоимости предмета контрабанды, подлежащего конфискации, изъятие части лесоматериалов правоохранительными органами также не свидетельствует о неправомерности конфискации принадлежащего осужденному имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расположение в Уголовном кодексе РФ уголовно-правовых норм о контрабанде и его влияние на судебную практику
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Так, Д. в целях реализации своего преступного умысла, направленного на контрабанду лесоматериалов в виде фанерного кряжа из березы, путем недостоверного декларирования товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о качественных характеристиках товаров (таможенной стоимости), в целях недостоверного декларирования для снижения таможенной стоимости экспортируемого товара умышленно указал в контракте не соответствующие реальному положению дел условия поставки <9>. Суд признал Д. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ.
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Так, Д. в целях реализации своего преступного умысла, направленного на контрабанду лесоматериалов в виде фанерного кряжа из березы, путем недостоверного декларирования товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о качественных характеристиках товаров (таможенной стоимости), в целях недостоверного декларирования для снижения таможенной стоимости экспортируемого товара умышленно указал в контракте не соответствующие реальному положению дел условия поставки <9>. Суд признал Д. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ.
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Снижению эффективности работы правоохранительных органов по делам рассматриваемой категории способствует то, что в подавляющем большинстве случаев контрабанда лесоматериалов выявляется в результате проведенных проверок деятельности участников ВЭД после фактического вывоза этого стратегически важного ресурса с территории Российской Федерации либо Таможенного союза, в связи с чем на момент принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела нет возможности изъятия леса и продукции его переработки. Это обстоятельство создает трудности в решении задачи по возмещению ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 194 УК, за счет изъятых лесоматериалов. При этом лица, совершившие противоправные деяния, как правило, не имеют имущества, в том числе денежных средств, на которое может быть наложен арест, что в большинстве случаев обусловлено оформлением имущества на третьих лиц в целях исключения возможности применения правоохранительными органами соответствующих мер обеспечительного характера. Кроме того, зачастую при совершении таких преступлений используются фирмы-однодневки.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Снижению эффективности работы правоохранительных органов по делам рассматриваемой категории способствует то, что в подавляющем большинстве случаев контрабанда лесоматериалов выявляется в результате проведенных проверок деятельности участников ВЭД после фактического вывоза этого стратегически важного ресурса с территории Российской Федерации либо Таможенного союза, в связи с чем на момент принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела нет возможности изъятия леса и продукции его переработки. Это обстоятельство создает трудности в решении задачи по возмещению ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 194 УК, за счет изъятых лесоматериалов. При этом лица, совершившие противоправные деяния, как правило, не имеют имущества, в том числе денежных средств, на которое может быть наложен арест, что в большинстве случаев обусловлено оформлением имущества на третьих лиц в целях исключения возможности применения правоохранительными органами соответствующих мер обеспечительного характера. Кроме того, зачастую при совершении таких преступлений используются фирмы-однодневки.
Статья: Ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей: особенности отграничения
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Несколько иная позиция была представлена 6 июня 2018 года Канским городским судом Красноярского края, которым был вынесен обвинительный приговор в отношении К.В.В. по факту совершения преступлений, ответственность за которые предусмотрена п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Преступления были совершены при следующих обстоятельствах: К.В.В., являясь директором ООО ЛТК "Асури", в период с 27.11.2012 по 29.08.2013 осуществила перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов. Деяние было совершено посредством недостоверного декларирования, в частности К.В.В. предоставила таможенному органу недостоверные сведения, касающиеся изготовителя направленных на экспорт лесоматериалов, с использованием разовых лицензий Минпромторга России, дающих основания на применение льготной тарифной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости товара. В результате чего К.В.В., по мнению суда, не уплатила таможенные платежи на сумму свыше 8 миллионов рублей (особо крупный размер) и контрабандным путем переместила стратегически важные ресурсы на сумму свыше 13 миллионов рублей (крупный размер <11>).
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Несколько иная позиция была представлена 6 июня 2018 года Канским городским судом Красноярского края, которым был вынесен обвинительный приговор в отношении К.В.В. по факту совершения преступлений, ответственность за которые предусмотрена п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ, ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. Преступления были совершены при следующих обстоятельствах: К.В.В., являясь директором ООО ЛТК "Асури", в период с 27.11.2012 по 29.08.2013 осуществила перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов. Деяние было совершено посредством недостоверного декларирования, в частности К.В.В. предоставила таможенному органу недостоверные сведения, касающиеся изготовителя направленных на экспорт лесоматериалов, с использованием разовых лицензий Минпромторга России, дающих основания на применение льготной тарифной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости товара. В результате чего К.В.В., по мнению суда, не уплатила таможенные платежи на сумму свыше 8 миллионов рублей (особо крупный размер) и контрабандным путем переместила стратегически важные ресурсы на сумму свыше 13 миллионов рублей (крупный размер <11>).
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на снижение объемов внешнеторгового оборота, динамика таможенных преступлений не изменилась. В минувшем году было возбуждено столько же уголовных дел, сколько и в 2019 г., - свыше 2 тыс. Однако количество дел о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) увеличилось с 679 до 832 (размер ущерба по ним сократился с 9 до 8 млрд руб.). Десять таких дел были возбуждены в отношении членов организованных групп. Предметами совершенных преступлений были сильнодействующие вещества и наркотики, лесоматериалы, иностранная валюта, автотранспорт и промтовары. Остальные уголовные дела касались неуплаты таможенных пошлин (на 7 млрд: в 2019 г. - 6 млрд); перевода валюты на зарубежные счета по подложным документам (на 14/31 млрд); невозврата из-за границы валютной выручки (на 49,3/26,7 млрд); контрабанды наличных денежных средств (на 3 млрд/185,8 млн), алкогольной и табачной продукции (на 371/329 млн) руб.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Несмотря на снижение объемов внешнеторгового оборота, динамика таможенных преступлений не изменилась. В минувшем году было возбуждено столько же уголовных дел, сколько и в 2019 г., - свыше 2 тыс. Однако количество дел о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) увеличилось с 679 до 832 (размер ущерба по ним сократился с 9 до 8 млрд руб.). Десять таких дел были возбуждены в отношении членов организованных групп. Предметами совершенных преступлений были сильнодействующие вещества и наркотики, лесоматериалы, иностранная валюта, автотранспорт и промтовары. Остальные уголовные дела касались неуплаты таможенных пошлин (на 7 млрд: в 2019 г. - 6 млрд); перевода валюты на зарубежные счета по подложным документам (на 14/31 млрд); невозврата из-за границы валютной выручки (на 49,3/26,7 млрд); контрабанды наличных денежных средств (на 3 млрд/185,8 млн), алкогольной и табачной продукции (на 371/329 млн) руб.
Статья: Некоторые проблемы применения технических средств таможенного контроля в отношении лесоматериалов
(Демура Е.А., Муленков Д.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Экспорт лесной продукции является одним из основных направлений российского товарооборота. Известно, что в Российской Федерации достаточно большой запас древесины, основными покупателями которой выступают Китай (44% всего экспортного круглого дерева и 53% экспортных пиломатериалов), Финляндия (41% от общего объема экспорта круглого леса), Узбекистан (7,2%), Сингапур (5,7%), Азербайджан (3,5%) и другие страны. Но ввиду неоднозначной геополитической ситуации, происходящей в мире, и неправомерной санкционной политики в отношении нашей страны основным покупателем на данный момент выступает КНДР <1>. Но также стоит отметить и значительное увеличение контрабанды леса. Как отмечает ФТС России, только за 8 месяцев 2021 г. была предотвращена контрабанда леса объемом около 20 тысяч кубометров стоимостью около 250 миллионов рублей <2>. Так, например, для сравнения можно привести данные по одному из случаев незаконного перемещения лесоматериалов в 2022 г., а именно вывоз более 200 тысяч кубометров древесины общей стоимостью примерно в 1,4 миллиарда рублей <3>. В связи с этим с 1 июля 2021 г. были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины и пиломатериалов, а также был введен в действие Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", в котором установлен запрет на экспорт некоторых видов древесины, а именно древесины в виде щепок и стружек и необработанных лесоматериалов <4>. Данная мера направлена на сохранение лесных ресурсов и богатства нашей страны для будущих поколений, стимулирование глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействие декриминализации лесной отрасли. Полагаем, что во многом и таких мер на сегодняшний день недостаточно.
(Демура Е.А., Муленков Д.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Экспорт лесной продукции является одним из основных направлений российского товарооборота. Известно, что в Российской Федерации достаточно большой запас древесины, основными покупателями которой выступают Китай (44% всего экспортного круглого дерева и 53% экспортных пиломатериалов), Финляндия (41% от общего объема экспорта круглого леса), Узбекистан (7,2%), Сингапур (5,7%), Азербайджан (3,5%) и другие страны. Но ввиду неоднозначной геополитической ситуации, происходящей в мире, и неправомерной санкционной политики в отношении нашей страны основным покупателем на данный момент выступает КНДР <1>. Но также стоит отметить и значительное увеличение контрабанды леса. Как отмечает ФТС России, только за 8 месяцев 2021 г. была предотвращена контрабанда леса объемом около 20 тысяч кубометров стоимостью около 250 миллионов рублей <2>. Так, например, для сравнения можно привести данные по одному из случаев незаконного перемещения лесоматериалов в 2022 г., а именно вывоз более 200 тысяч кубометров древесины общей стоимостью примерно в 1,4 миллиарда рублей <3>. В связи с этим с 1 июля 2021 г. были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины и пиломатериалов, а также был введен в действие Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", в котором установлен запрет на экспорт некоторых видов древесины, а именно древесины в виде щепок и стружек и необработанных лесоматериалов <4>. Данная мера направлена на сохранение лесных ресурсов и богатства нашей страны для будущих поколений, стимулирование глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействие декриминализации лесной отрасли. Полагаем, что во многом и таких мер на сегодняшний день недостаточно.
Статья: Уголовно-правовая оценка сбыта предметов контрабанды
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2021, N 3)Сложности же возникают прежде всего при квалификации действий лиц, осознанно сбывающих предметы контрабанды, на которые распространяется режим свободного гражданского оборота. Примерами таких товаров являются изделия из драгоценных металлов, пушнина, лесоматериалы, мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинины, которые относятся к стратегически важным товарам и ресурсам и в соответствии со ст. 226.1 УК могут выступать предметами контрабанды.
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2021, N 3)Сложности же возникают прежде всего при квалификации действий лиц, осознанно сбывающих предметы контрабанды, на которые распространяется режим свободного гражданского оборота. Примерами таких товаров являются изделия из драгоценных металлов, пушнина, лесоматериалы, мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинины, которые относятся к стратегически важным товарам и ресурсам и в соответствии со ст. 226.1 УК могут выступать предметами контрабанды.
Статья: О состоянии организованной преступности в таможенной сфере
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В мае 2019 г. Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России совместно с органами ФСБ России в Дальневосточном ФО пресечена деятельность ОПГ, осуществлявшей контрабанду лесоматериалов в крупном размере. Предположительный выявленный ущерб, нанесенный противоправной деятельностью, составляет более 1 млрд руб. <14>.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)В мае 2019 г. Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России совместно с органами ФСБ России в Дальневосточном ФО пресечена деятельность ОПГ, осуществлявшей контрабанду лесоматериалов в крупном размере. Предположительный выявленный ущерб, нанесенный противоправной деятельностью, составляет более 1 млрд руб. <14>.
Статья: Проблемы определения территориальной подсудности по делам о контрабанде
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)По смыслу ст. 227, 228 УПК РФ, обязывающих суд проверить вопросы подсудности и правомочности рассмотрения данным судом поступившего уголовного дела, 15 апреля 2022 г. Читинским районным судом Забайкальского края поставлен вопрос о направлении уголовного дела по подсудности во Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края, исходя из того, что обвиняемый З., являясь индивидуальным предпринимателем, совершил контрабанду стратегически важных ресурсов (лесоматериалов из сосны) в КНР путем подачи последней таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, в отдел таможенного контроля г. Владивостока.
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)По смыслу ст. 227, 228 УПК РФ, обязывающих суд проверить вопросы подсудности и правомочности рассмотрения данным судом поступившего уголовного дела, 15 апреля 2022 г. Читинским районным судом Забайкальского края поставлен вопрос о направлении уголовного дела по подсудности во Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края, исходя из того, что обвиняемый З., являясь индивидуальным предпринимателем, совершил контрабанду стратегически важных ресурсов (лесоматериалов из сосны) в КНР путем подачи последней таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, в отдел таможенного контроля г. Владивостока.