Конституция как основополагающий нормативный акт
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция как основополагающий нормативный акт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 Конституции РФ"3. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" как основополагающий нормативный правовой акт, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает для них единую систему материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач и условий, порядка прохождения ими военной службы. Основываясь на принципе государственной поддержки и защиты семьи, закрепленном в статьях 7 (часть 2), 38 (часть 1) и 72 (пункт "ж.1" части 1) Конституции Российской Федерации, законодатель предусматривает социальные гарантии также для членов семей военнослужащих, которые, пребывая с ними в личных (брачных, родственных) отношениях, разделяют с ними ограничения и трудности, связанные с прохождением военной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 52-П). Устанавливая права, социальные гарантии и иные меры социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет, что реализация этих мер является функцией государства (пункты 1 - 4 статьи 3)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Миграционная политика и миграционно-правовая политика: сравнительный анализ и проблемы дефиниции
(Сазонова О.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Указывается, что "правовая политика отражает систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на конституционных принципах и общепризнанных нормах международного права, выражается преимущественно в конституциях, кодексах, законах, других основополагающих нормативных правовых актах конкретного государства. Данная политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Отмечается, что правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы государства" <13>.
(Сазонова О.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Указывается, что "правовая политика отражает систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на конституционных принципах и общепризнанных нормах международного права, выражается преимущественно в конституциях, кодексах, законах, других основополагающих нормативных правовых актах конкретного государства. Данная политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Отмечается, что правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы государства" <13>.
Статья: О сроках хранения документов в нормативных правовых актах
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Сроки хранения отражены по всей иерархии нормативных правовых актов, кроме Конституции РФ, в т.ч. и в основополагающем нормативном правовом акте по архивному делу в РФ, а также в межгосударственных технических регламентах и национальных стандартах РФ. В большинстве нормативных правовых актов наблюдается одна характерная особенность: сроки хранения документов обозначаются формулировками "в течение" и "не менее", что отличается от перечней документов со сроками хранения, где в большинстве случаев сроки хранения сформулированы четко и снабжены уточняющими пояснениями (после окончания действия договора, после замены новыми, после утверждения новой и т.п.).
(Куткин А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Сроки хранения отражены по всей иерархии нормативных правовых актов, кроме Конституции РФ, в т.ч. и в основополагающем нормативном правовом акте по архивному делу в РФ, а также в межгосударственных технических регламентах и национальных стандартах РФ. В большинстве нормативных правовых актов наблюдается одна характерная особенность: сроки хранения документов обозначаются формулировками "в течение" и "не менее", что отличается от перечней документов со сроками хранения, где в большинстве случаев сроки хранения сформулированы четко и снабжены уточняющими пояснениями (после окончания действия договора, после замены новыми, после утверждения новой и т.п.).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации, не относящимся к числу законов, содержащим принципиальные нормативные положения, которые служат правовой базой для всех отраслей российского права, в том числе и для административного права. В этой связи Конституция РФ, на мой взгляд, выступает в качестве особого источника административного права, определяющего наиболее общие конституционно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений на территории Российской Федерации. Такие основы закрепляются соответствующими нормами конституционного права, которые затем получают свое развитие, содержательно разворачиваются и облекаются в нормы уже административного права в федеральных конституционных законах и федеральных законах. К числу положений Конституции РФ, определяющих конституционно-правовые основы административно-правового регулирования, можно, в частности, отнести, нормы ст. 10, 11, 12, 77, 78 (в части организации осуществления исполнительной власти и системы органов исполнительной власти), ст. 15 (в части обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц), ст. 17, 18, 55, 56 (в части обеспечения соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их необоснованного ограничения), ст. 71, 72 (в части разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), глав 4 и 6 (в части формирования, определения компетенции и полномочий органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации, не относящимся к числу законов, содержащим принципиальные нормативные положения, которые служат правовой базой для всех отраслей российского права, в том числе и для административного права. В этой связи Конституция РФ, на мой взгляд, выступает в качестве особого источника административного права, определяющего наиболее общие конституционно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений на территории Российской Федерации. Такие основы закрепляются соответствующими нормами конституционного права, которые затем получают свое развитие, содержательно разворачиваются и облекаются в нормы уже административного права в федеральных конституционных законах и федеральных законах. К числу положений Конституции РФ, определяющих конституционно-правовые основы административно-правового регулирования, можно, в частности, отнести, нормы ст. 10, 11, 12, 77, 78 (в части организации осуществления исполнительной власти и системы органов исполнительной власти), ст. 15 (в части обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц), ст. 17, 18, 55, 56 (в части обеспечения соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их необоснованного ограничения), ст. 71, 72 (в части разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), глав 4 и 6 (в части формирования, определения компетенции и полномочий органов исполнительной власти и контроля за их деятельностью).
Статья: Правовая оценка оскорбления как административного правонарушения
(Брунер Р.А., Климкина Е.В., Адрианова П.С.)
("Современное право", 2023, N 7)Конституция РФ - основополагающий закон нашего государства. В данном нормативном правовом акте закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина, нарушение которых недопустимо. Наряду с базовыми и, казалось бы, очевидными правами на жизнь, равенство перед законом и судом, свободу, личную неприкосновенность, многие забывают, что Основной Закон государства закрепляет также положение об охране чести и достоинства личности <1>.
(Брунер Р.А., Климкина Е.В., Адрианова П.С.)
("Современное право", 2023, N 7)Конституция РФ - основополагающий закон нашего государства. В данном нормативном правовом акте закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина, нарушение которых недопустимо. Наряду с базовыми и, казалось бы, очевидными правами на жизнь, равенство перед законом и судом, свободу, личную неприкосновенность, многие забывают, что Основной Закон государства закрепляет также положение об охране чести и достоинства личности <1>.