Конкурсное производство кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурсное производство кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Приостановление исполнительного производства в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, отказывая в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего в указанной части, правомерно исходили из того, что сам факт вынесения судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства является самостоятельным основанием для приостановления исполнительного производства по следующим основаниям.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды, отказывая в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего в указанной части, правомерно исходили из того, что сам факт вынесения судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства является самостоятельным основанием для приостановления исполнительного производства по следующим основаниям.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФ"Из изложенного следует, что исполнение обязанности исключенной саморегулируемой организации, предусмотренной частью 14 статьи 55.16 ГрК РФ может быть признана исполненной после завершения процедуры конкурсного производства кредитной организации, в которой размещались средства компенсационного фонда и их зачисления таких средств, полученных в рамках конкурсной процедуры на специальный банковский счет НОСТРОЙ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.103. Особенности конкурсного производства в кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.103. Особенности конкурсного производства в кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация
Обзор: "Основные изменения в законодательстве о банкротстве в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2024)5 января 2024 года дополнили норму о расчетах с кредиторами в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций
(КонсультантПлюс, 2024)5 января 2024 года дополнили норму о расчетах с кредиторами в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций
Статья: Установление требований кредиторов в процедурах несостоятельности в России и Германии
(Шишмарева Т.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Процедура установления требований кредиторов является, как правило, судебной, за исключением установления бесспорных требований в процедуре несостоятельности застройщика согласно п. 3 ст. 201.4, а также в процедуре конкурсного производства кредитной организации согласно ст. 189.35 Закона о банкротстве, когда установление требований производится конкурсным управляющим.
(Шишмарева Т.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Процедура установления требований кредиторов является, как правило, судебной, за исключением установления бесспорных требований в процедуре несостоятельности застройщика согласно п. 3 ст. 201.4, а также в процедуре конкурсного производства кредитной организации согласно ст. 189.35 Закона о банкротстве, когда установление требований производится конкурсным управляющим.
Статья: Споры с потребителями финансовых услуг: актуальные позиции Верховного Суда по конкретным делам
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)По смыслу приведенных норм распоряжение имуществом кредитной организации в ходе конкурсного производства, в том числе и уступка прав требования, может осуществляться путем продажи имущества на открытых торгах в порядке и на условиях, определенных Законом о банкротстве, что и имело место в ходе конкурсного производства в отношении банка.
(Малиношевский К., Рой А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2022, N 4)По смыслу приведенных норм распоряжение имуществом кредитной организации в ходе конкурсного производства, в том числе и уступка прав требования, может осуществляться путем продажи имущества на открытых торгах в порядке и на условиях, определенных Законом о банкротстве, что и имело место в ходе конкурсного производства в отношении банка.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)С учетом ч. 8 комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ <239> внесено изменение в абз. 3 п. 1 ст. 133 "Счета должника в ходе конкурсного производства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": по общему правилу, установленному в данном абзаце, другие (помимо основного счета должника) известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, а остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника; при этом предусмотрены исключения, которые Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ дополнены указанием на открытый в соответствии с комментируемым Законом счет гарантийного фонда платежной системы.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)С учетом ч. 8 комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ <239> внесено изменение в абз. 3 п. 1 ст. 133 "Счета должника в ходе конкурсного производства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": по общему правилу, установленному в данном абзаце, другие (помимо основного счета должника) известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, а остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника; при этом предусмотрены исключения, которые Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ дополнены указанием на открытый в соответствии с комментируемым Законом счет гарантийного фонда платежной системы.
Путеводитель по трудовым спорам: Увольнение в связи с ликвидацией организации.
Правомерно ли увольнение в связи с ликвидацией организации, если работодатель - кредитная организация признан банкротом и у него отозвана лицензия
(КонсультантПлюс, 2025)Незавершение конкурсного производства в отношении кредитной организации и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о ее ликвидации не препятствуют конкурсному управляющему производить увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Правомерно ли увольнение в связи с ликвидацией организации, если работодатель - кредитная организация признан банкротом и у него отозвана лицензия
(КонсультантПлюс, 2025)Незавершение конкурсного производства в отношении кредитной организации и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о ее ликвидации не препятствуют конкурсному управляющему производить увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Статья: О формировании концепции применения зачета встречных однородных требований в делах о банкротстве граждан
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)3. Анализ содержания п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 29 декабря 2001 года N 65 позволяет сделать вывод о том, что Суд сформировал рекомендации по запрету зачета с даты возбуждения дела о банкротстве в отношении такой категории должников, как кредитные организации, к которым на момент издания письма применялись положения Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", утратившего силу с декабря 2014 года. В соответствии с п. 3 ст. 1 этого Закона отношения, связанные с банкротством кредитных организаций, прямо не урегулированные специальным законодательством, регулировались Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Дела о банкротстве кредитных организаций и особенности процедуры конкурсного производства в них как единственной судебной процедуры носили ликвидационный характер, ориентированный на максимально возможное и системное удовлетворение требований кредиторов, что имело далеко идущие социально-экономические последствия для страны конца 90-х годов прошлого века. Конкурсное производство кредитных организаций в тот период было ориентировано на юридическую ликвидацию банкрота; ни о какой реабилитации кредитной организации, признанной банкротом, не могло быть и речи. По данной причине положения п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 29 декабря 2001 года N 65 касались весьма узкой группы отношений в сфере ликвидационной процедуры банкротства банков. К моменту публикации этого письма в российской юрисдикции хотя и имелись нормы о банкротстве физических лиц, не обладающих специальными статусами, но они в силу положений п. 2 ст. 185 тогдашнего Закона о банкротстве не применялись на практике. В настоящее же время процедуры банкротства граждан являются реабилитационными. Характер и природа процесса банкротства гражданина не имеют ничего общего с целями и характером процедур конкурсного производства кредитных организаций. Это нашло свое отражение и в том, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х Закона о банкротстве, в соответствии с п. 1 ст. 213.1 указанного Закона не регулируются § 4.1 ("Банкротство кредитных организаций") главы IX.
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)3. Анализ содержания п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 29 декабря 2001 года N 65 позволяет сделать вывод о том, что Суд сформировал рекомендации по запрету зачета с даты возбуждения дела о банкротстве в отношении такой категории должников, как кредитные организации, к которым на момент издания письма применялись положения Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", утратившего силу с декабря 2014 года. В соответствии с п. 3 ст. 1 этого Закона отношения, связанные с банкротством кредитных организаций, прямо не урегулированные специальным законодательством, регулировались Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Дела о банкротстве кредитных организаций и особенности процедуры конкурсного производства в них как единственной судебной процедуры носили ликвидационный характер, ориентированный на максимально возможное и системное удовлетворение требований кредиторов, что имело далеко идущие социально-экономические последствия для страны конца 90-х годов прошлого века. Конкурсное производство кредитных организаций в тот период было ориентировано на юридическую ликвидацию банкрота; ни о какой реабилитации кредитной организации, признанной банкротом, не могло быть и речи. По данной причине положения п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 29 декабря 2001 года N 65 касались весьма узкой группы отношений в сфере ликвидационной процедуры банкротства банков. К моменту публикации этого письма в российской юрисдикции хотя и имелись нормы о банкротстве физических лиц, не обладающих специальными статусами, но они в силу положений п. 2 ст. 185 тогдашнего Закона о банкротстве не применялись на практике. В настоящее же время процедуры банкротства граждан являются реабилитационными. Характер и природа процесса банкротства гражданина не имеют ничего общего с целями и характером процедур конкурсного производства кредитных организаций. Это нашло свое отражение и в том, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х Закона о банкротстве, в соответствии с п. 1 ст. 213.1 указанного Закона не регулируются § 4.1 ("Банкротство кредитных организаций") главы IX.
Статья: Расчет сальдо в отношении связанных требований
(Кантор Н.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)В Российской Федерации зачет наряду с другими подозрительными сделками должника относится к категории оспоримых сделок <10>. При этом зачет, совершенный после введения процедуры наблюдения, не должен нарушать установленную п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве), а при оценке правомерности зачета после введения процедуры финансового оздоровления также оценивается, имеется ли преимущественное удовлетворение требований кредитора в рамках одной очереди перед другими кредиторами (п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве). Зачет в конкурсном производстве подчинен правилам п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которой зачет допускается только в размере квоты, по которой распределяется конкурсная масса между всеми другими кредиторами той же очереди, т.е. при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (квота становится известна только в процедуре конкурсного производства). Кредитным организациям погашение требований зачетом запрещено в принципе, за исключением неттинга по финансовым сделкам (п. 31 ст. 189.96 Закона о банкротстве).
(Кантор Н.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)В Российской Федерации зачет наряду с другими подозрительными сделками должника относится к категории оспоримых сделок <10>. При этом зачет, совершенный после введения процедуры наблюдения, не должен нарушать установленную п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве), а при оценке правомерности зачета после введения процедуры финансового оздоровления также оценивается, имеется ли преимущественное удовлетворение требований кредитора в рамках одной очереди перед другими кредиторами (п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве). Зачет в конкурсном производстве подчинен правилам п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которой зачет допускается только в размере квоты, по которой распределяется конкурсная масса между всеми другими кредиторами той же очереди, т.е. при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (квота становится известна только в процедуре конкурсного производства). Кредитным организациям погашение требований зачетом запрещено в принципе, за исключением неттинга по финансовым сделкам (п. 31 ст. 189.96 Закона о банкротстве).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи после дня представления реестра обязательств банка перед вкладчиками в Агентство и до дня вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо о завершении принудительной ликвидации кредитной организации, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка - до дня окончания действия указанного моратория банк обязан вносить в реестр обязательств банка перед вкладчиками изменения в следующих случаях:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи после дня представления реестра обязательств банка перед вкладчиками в Агентство и до дня вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо о завершении принудительной ликвидации кредитной организации, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка - до дня окончания действия указанного моратория банк обязан вносить в реестр обязательств банка перед вкладчиками изменения в следующих случаях:
Статья: Почему обеспечение залогом межбанковских кредитов в случае банкротства банка-заемщика неэффективно
(Михеенкова М., Ширяев М.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)В соответствии с п. 1 ст. 189.92 Закона N 127-ФЗ исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной названным Законом, с учетом особенностей, установленных параграфом 4.1.
(Михеенкова М., Ширяев М.)
("Банковское кредитование", 2023, N 4)В соответствии с п. 1 ст. 189.92 Закона N 127-ФЗ исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной названным Законом, с учетом особенностей, установленных параграфом 4.1.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Юсуфов А.Т. Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации // Право и бизнес. 2023. N 4. С. 31 - 34.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Юсуфов А.Т. Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации // Право и бизнес. 2023. N 4. С. 31 - 34.