Конфликт интересов педагогического работника
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов педагогического работника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Незаконные действия как элемент диспозиции уголовно-правовой нормы
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: незаконные действия, преподаватель, профессиональные обязанности, конфликт интересов педагогического работника, правонарушение.
(Королев Г.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Ключевые слова: незаконные действия, преподаватель, профессиональные обязанности, конфликт интересов педагогического работника, правонарушение.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <3> под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <3> под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Что касается защиты прав обучающихся, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, названный Закон говорит о том, что указанные лица самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Что касается защиты прав обучающихся, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, названный Закон говорит о том, что указанные лица самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Особое внимание законодатель уделяет конфликту интересов педагогического работника, вводя этот термин в число основных понятий комментируемого Закона и определяя его как ситуацию, при которой у педагога может возникнуть личная заинтересованность в получении какой-либо выгоды, в том числе материальной, от обучающегося или его родителей (законных представителей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Особое внимание законодатель уделяет конфликту интересов педагогического работника, вводя этот термин в число основных понятий комментируемого Закона и определяя его как ситуацию, при которой у педагога может возникнуть личная заинтересованность в получении какой-либо выгоды, в том числе материальной, от обучающегося или его родителей (законных представителей).
Статья: Понятие и проблемы школьной медиации
(Грабар В.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Следовательно, в рамках образовательного учреждения медиация отличается от привычной нам медиации, так как школьники вряд ли будут заключать медиативное соглашение при разрешении спора. Школьная медиация берет от медиации основные начала, такие как добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие. Сложнее обстоят дела с такими принципами, как беспристрастность и независимость медиатора. Действительно, исходя из анализа Письма, можно заключить, что в школьной медиации медиатором может выступить педагог, родитель или ученик. Здесь может иметь место конфликт интересов, так как педагог является заинтересованным лицом, родитель конфликтующей стороны априори займет позицию своего ребенка, а наделение учеников правом быть медиатором не совсем корректно в силу разных объективных причин.
(Грабар В.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Следовательно, в рамках образовательного учреждения медиация отличается от привычной нам медиации, так как школьники вряд ли будут заключать медиативное соглашение при разрешении спора. Школьная медиация берет от медиации основные начала, такие как добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие. Сложнее обстоят дела с такими принципами, как беспристрастность и независимость медиатора. Действительно, исходя из анализа Письма, можно заключить, что в школьной медиации медиатором может выступить педагог, родитель или ученик. Здесь может иметь место конфликт интересов, так как педагог является заинтересованным лицом, родитель конфликтующей стороны априори займет позицию своего ребенка, а наделение учеников правом быть медиатором не совсем корректно в силу разных объективных причин.