Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как осуществляется проверка наличия конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как осуществляется проверка наличия конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Статья: К вопросу о правовых пробелах института "конфликт интересов на государственной службе"
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<2> См., например: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. 2012. N 6. С. 20 - 21; Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2010. N 10. С. 13.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<2> См., например: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. 2012. N 6. С. 20 - 21; Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2010. N 10. С. 13.
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<8> Например: Ноздрачев А.Ф., Глазырин Т.С., Козлов Т.Л. и др. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практ. пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. С. 48; Матулис С.Н., Цирин А.М. Понятие скрытой аффилированности и способы ее выявления // Журнал российского права. 2020. N 2. С. 164.
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)<8> Например: Ноздрачев А.Ф., Глазырин Т.С., Козлов Т.Л. и др. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практ. пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. С. 48; Матулис С.Н., Цирин А.М. Понятие скрытой аффилированности и способы ее выявления // Журнал российского права. 2020. N 2. С. 164.
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Необходимо констатировать, что ввиду представленной выше причинной обусловленности протекающий конфликт интересов не влечет за собой привлечение соответствующих должностных лиц к мерам правовой ответственности. Это позволяет рассматривать существующий правовой механизм разрешения конфликтов интересов на государственной (муниципальной) службе как требующий законодательного совершенствования. Последнее требует принятия и включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ) нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение лицом, замещающим должность государственной (муниципальной) службы, нарушения порядка реализации служебных (должностных) функций по причине вовлеченности в конфликт интересов. В качестве санкции за совершение рассматриваемого правонарушения предлагается установить меру в виде дисквалификации - лишения права занимать должности в системе государственного управления. Наиболее соответствующим тяжести рассматриваемого деяния следует полагать трехлетний срок лишения лица соответствующего права. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая санкция исключает возможность избегания лицом, вовлеченным в конфликт интересов, правовой ответственности путем подачи заявления о расторжении трудовых отношений с государственным (муниципальным) органом по собственному желанию.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Необходимо констатировать, что ввиду представленной выше причинной обусловленности протекающий конфликт интересов не влечет за собой привлечение соответствующих должностных лиц к мерам правовой ответственности. Это позволяет рассматривать существующий правовой механизм разрешения конфликтов интересов на государственной (муниципальной) службе как требующий законодательного совершенствования. Последнее требует принятия и включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ) нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение лицом, замещающим должность государственной (муниципальной) службы, нарушения порядка реализации служебных (должностных) функций по причине вовлеченности в конфликт интересов. В качестве санкции за совершение рассматриваемого правонарушения предлагается установить меру в виде дисквалификации - лишения права занимать должности в системе государственного управления. Наиболее соответствующим тяжести рассматриваемого деяния следует полагать трехлетний срок лишения лица соответствующего права. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая санкция исключает возможность избегания лицом, вовлеченным в конфликт интересов, правовой ответственности путем подачи заявления о расторжении трудовых отношений с государственным (муниципальным) органом по собственному желанию.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)<7> См.: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2016.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)<7> См.: Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2016.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<1> Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)<1> Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Ограничения на представительство, в т.ч. на представительство сторон исполнительного производства, предусмотрены механизмами урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Эти механизмы заложены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <279> и детализированы в актах федерального законодателя, регламентирующих вопросы государственной и муниципальной службы. Однако соответствующие нормы предполагают урегулирование конфликта интересов в рамках взаимоотношений между служащим и представителем нанимателя (работодателя), а не в рамках взаимоотношений по исполнительному производству.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Ограничения на представительство, в т.ч. на представительство сторон исполнительного производства, предусмотрены механизмами урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Эти механизмы заложены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <279> и детализированы в актах федерального законодателя, регламентирующих вопросы государственной и муниципальной службы. Однако соответствующие нормы предполагают урегулирование конфликта интересов в рамках взаимоотношений между служащим и представителем нанимателя (работодателя), а не в рамках взаимоотношений по исполнительному производству.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Эти определения даны на основании общих норм ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", определяющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Эти определения даны на основании общих норм ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", определяющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)218. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИНФРА-М; ИЗиСП, 2016. 224 с.; СПС "КонсультантПлюс".
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)218. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИНФРА-М; ИЗиСП, 2016. 224 с.; СПС "КонсультантПлюс".