Компетенция органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. ст. 9, 9.1 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. ст. 9, 9.1 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции").
Статья: О сроках исковой давности при принудительном правопреемстве в случае обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы
(Носов Д.В., Устинова А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)На основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <11> (далее - ФЗ N 273-ФЗ) прокуроры координируют деятельность поднадзорных им органов исполнительной власти по борьбе с коррупцией, а также осуществляют иные полномочия в этой сфере. Учитывая изложенное, прокуратура ориентирована на обеспечение защиты интересов государства и реальное восстановление законности. Представляется, что именно прокуратура должна выступать тем органом власти, который может, применяя свои полномочия, эффективно обеспечить государственные интересы по антикоррупционным искам.
(Носов Д.В., Устинова А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)На основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <11> (далее - ФЗ N 273-ФЗ) прокуроры координируют деятельность поднадзорных им органов исполнительной власти по борьбе с коррупцией, а также осуществляют иные полномочия в этой сфере. Учитывая изложенное, прокуратура ориентирована на обеспечение защиты интересов государства и реальное восстановление законности. Представляется, что именно прокуратура должна выступать тем органом власти, который может, применяя свои полномочия, эффективно обеспечить государственные интересы по антикоррупционным искам.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 N 87
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма"1.4. При установлении фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях со стороны должностных лиц государственных органов, исполняющих обязанности по контролю за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, а также при выявлении нормативных актов указанных органов, содержащих признаки коррупциогенности, направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма"1.4. При установлении фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях со стороны должностных лиц государственных органов, исполняющих обязанности по контролю за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, а также при выявлении нормативных актов указанных органов, содержащих признаки коррупциогенности, направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Статья: Реализация прокурором полномочий по контролю за соответствием расходов лиц, замещавших (замещающих) государственные должности, и иных лиц их доходам
(Бывальцева С.Г., Макарова Н.Г.)
("Законность", 2022, N 8)В силу положений действующего законодательства прокурор наделен полномочиями по борьбе с коррупцией и профилактике коррупционных правонарушений и преступлений, и с каждым годом число выявляемых нарушений растет. Так, за 2020 г. в этой сфере органы прокуратуры выявили 245 532 нарушения, а за 2021 г. - 252 328 <1>.
(Бывальцева С.Г., Макарова Н.Г.)
("Законность", 2022, N 8)В силу положений действующего законодательства прокурор наделен полномочиями по борьбе с коррупцией и профилактике коррупционных правонарушений и преступлений, и с каждым годом число выявляемых нарушений растет. Так, за 2020 г. в этой сфере органы прокуратуры выявили 245 532 нарушения, а за 2021 г. - 252 328 <1>.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Следует отметить издание Приказа Генерального прокурора РФ от 10 октября 2022 г. N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции", которым важнейшими задачами надзорной деятельности определены своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений; также утвержден и введен в действие статистический отчет "О реализации органами прокуратуры Российской Федерации отдельных полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции" <7>.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)Следует отметить издание Приказа Генерального прокурора РФ от 10 октября 2022 г. N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции", которым важнейшими задачами надзорной деятельности определены своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений; также утвержден и введен в действие статистический отчет "О реализации органами прокуратуры Российской Федерации отдельных полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции" <7>.
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса. Основное внимание уделено деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности расходования бюджетных средств, противодействию коррупции, а также контролю за исполнением бюджетного законодательства в различных сферах, включая здравоохранение и ЖКХ. Освещены специфические функции и полномочия прокуроров на разных уровнях, а также примеры эффективного взаимодействия с органами публичной власти и правоохранительными ведомствами.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса. Основное внимание уделено деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности расходования бюджетных средств, противодействию коррупции, а также контролю за исполнением бюджетного законодательства в различных сферах, включая здравоохранение и ЖКХ. Освещены специфические функции и полномочия прокуроров на разных уровнях, а также примеры эффективного взаимодействия с органами публичной власти и правоохранительными ведомствами.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем следует отметить, что соблюдение организациями и физическими лицами положений нормативных правовых актов в налоговой сфере предполагает и активное взаимодействие налоговых органов и органов прокуратуры в различных формах (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции <13> и т.д.). "Анализ полномочий отдельных органов власти, - как справедливо пишет А.С. Жутаев, - позволяет говорить о наличии нескольких субъектов, осуществляющих контроль и надзор в сфере налогов и сборов. В частности, к ним относятся, помимо ФНС РФ, полиция, таможенные органы и органы прокуратуры РФ" <14>. Следует также отметить, что развитие современных технологий приведет к сближению информационных баз данных, находящихся в распоряжении фискальных органов и органов прокуратуры, что, несомненно, будет содействовать единству и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства как цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Вместе с тем следует отметить, что соблюдение организациями и физическими лицами положений нормативных правовых актов в налоговой сфере предполагает и активное взаимодействие налоговых органов и органов прокуратуры в различных формах (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции <13> и т.д.). "Анализ полномочий отдельных органов власти, - как справедливо пишет А.С. Жутаев, - позволяет говорить о наличии нескольких субъектов, осуществляющих контроль и надзор в сфере налогов и сборов. В частности, к ним относятся, помимо ФНС РФ, полиция, таможенные органы и органы прокуратуры РФ" <14>. Следует также отметить, что развитие современных технологий приведет к сближению информационных баз данных, находящихся в распоряжении фискальных органов и органов прокуратуры, что, несомненно, будет содействовать единству и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства как цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Ведомственные правовые акты обязывают прокуроров вносить требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора и обеспечивать их рассмотрение с участием представителя прокуратуры (п. 2.24 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"). Только после отклонения соответствующего требования прокурор уполномочен обратиться в судебный орган.
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Ведомственные правовые акты обязывают прокуроров вносить требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора и обеспечивать их рассмотрение с участием представителя прокуратуры (п. 2.24 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"). Только после отклонения соответствующего требования прокурор уполномочен обратиться в судебный орган.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В отдельных случаях возникают трудности при определении компетенции территориальных прокуратур по осуществлении надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Федерации) поручено осуществлять надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах и подразделениях федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти), природоохранных органах исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им учреждениях и организациях.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Гражданские иски могут быть заявлены по результатам прокурорской проверки исполнения законов и законности правовых актов, в сфере уголовного преследования, в сфере противодействия коррупции.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Гражданские иски могут быть заявлены по результатам прокурорской проверки исполнения законов и законности правовых актов, в сфере уголовного преследования, в сфере противодействия коррупции.
Статья: Состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и работа прокуроров
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)<5> Выборочные данные из формы К "О реализации органами прокуратуры Российской Федерации отдельных полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции" за 2022 г. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. N 114), из формы К "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции" за 2021 г. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 января 2021 г. N 9), из формы К "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" за 2018 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2016 г. N 528).
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)<5> Выборочные данные из формы К "О реализации органами прокуратуры Российской Федерации отдельных полномочий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции" за 2022 г. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 февраля 2022 г. N 114), из формы К "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции" за 2021 г. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 января 2021 г. N 9), из формы К "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" за 2018 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2016 г. N 528).
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Помимо вышеупомянутого Агентства, Закон Республики Узбекистан "О противодействии коррупции" детально регламентирует полномочия следующих государственных органов: Генеральной прокуратуры, которая в том числе осуществляет предварительное следствие по уголовным делам о коррупционных преступлениях (ст. 9), Службы государственной безопасности (ст. 10), Министерства внутренних дел (ст. 11), Министерства юстиции (ст. 12), а также недавно созданного Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре (ст. 13) <4>.
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Помимо вышеупомянутого Агентства, Закон Республики Узбекистан "О противодействии коррупции" детально регламентирует полномочия следующих государственных органов: Генеральной прокуратуры, которая в том числе осуществляет предварительное следствие по уголовным делам о коррупционных преступлениях (ст. 9), Службы государственной безопасности (ст. 10), Министерства внутренних дел (ст. 11), Министерства юстиции (ст. 12), а также недавно созданного Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре (ст. 13) <4>.
Статья: Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)2. Давитадзе М.Д. Злоупотребление должностными полномочиями / М.Д. Давитадзе // Вестник Московского университета МВД России. 2019. N 5. С. 114 - 121.
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)2. Давитадзе М.Д. Злоупотребление должностными полномочиями / М.Д. Давитадзе // Вестник Московского университета МВД России. 2019. N 5. С. 114 - 121.