Компенсационные выплаты депутатам представительного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационные выплаты депутатам представительного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.1.2.3. По элементу вида расходов "123 Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам" отражаются осуществляемые вне фонда оплаты труда расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами выплаты физическим лицам, привлекаемым государственными (муниципальными) органами для выполнения отдельных полномочий либо участия в мероприятиях, без заключения с ними служебных контрактов или договоров гражданско-правового характера, в том числе расходы на выплаты присяжным и арбитражным заседателям, свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве, гражданам при их призыве на военные сборы, а также на выплату возмещений и компенсаций:
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.1.2.3. По элементу вида расходов "123 Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам" отражаются осуществляемые вне фонда оплаты труда расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами выплаты физическим лицам, привлекаемым государственными (муниципальными) органами для выполнения отдельных полномочий либо участия в мероприятиях, без заключения с ними служебных контрактов или договоров гражданско-правового характера, в том числе расходы на выплаты присяжным и арбитражным заседателям, свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве, гражданам при их призыве на военные сборы, а также на выплату возмещений и компенсаций:
<Письмо> ФНС России от 14.10.2019 N БС-4-11/21114@
"По вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам расходов"Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатам представительного органа муниципального образования (далее - депутаты) расходов при осуществлении ими должностных обязанностей, сообщает следующее.
"По вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам расходов"Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с возмещением депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатам представительного органа муниципального образования (далее - депутаты) расходов при осуществлении ими должностных обязанностей, сообщает следующее.
Статья: Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области)
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Большинство депутатов высказались за увеличение финансирования и расширение полномочий районов. Наиболее часто в качестве проблемы депутатской деятельности они называют отсутствие депутатского фонда, который раньше был, например, у городских депутатов: каждый из 35 депутатов Думы мог распоряжаться двумя миллионами рублей в порядке исполнения наказов избирателей (эти средства направлялись из бюджета по заявке депутата). Теперь институт депутатского фонда и наказов избирателей отсутствует на всех уровнях представительных органов на всей территории региона. Отсутствует и институт депутатских виз, введенный главой Самары Г.С. Лиманским (1997 - 2006 гг.): без визы депутата не строился ни один объект (автостоянка, автомойка, жилой дом, торговый центр и т.д.). Это повышало ответственность депутатов, и с них был такой же спрос, как и с руководителей исполнительной власти.
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Большинство депутатов высказались за увеличение финансирования и расширение полномочий районов. Наиболее часто в качестве проблемы депутатской деятельности они называют отсутствие депутатского фонда, который раньше был, например, у городских депутатов: каждый из 35 депутатов Думы мог распоряжаться двумя миллионами рублей в порядке исполнения наказов избирателей (эти средства направлялись из бюджета по заявке депутата). Теперь институт депутатского фонда и наказов избирателей отсутствует на всех уровнях представительных органов на всей территории региона. Отсутствует и институт депутатских виз, введенный главой Самары Г.С. Лиманским (1997 - 2006 гг.): без визы депутата не строился ни один объект (автостоянка, автомойка, жилой дом, торговый центр и т.д.). Это повышало ответственность депутатов, и с них был такой же спрос, как и с руководителей исполнительной власти.
Статья: Презумпции в муниципальном праве
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)К выборным должностям в государственных органах относятся должности Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)К выборным должностям в государственных органах относятся должности Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Вопрос: В организации работает работник, который является депутатом представительного органа муниципального образования (осуществляет полномочия не на постоянной основе). Должен ли работодатель предоставлять ему дни для осуществления своих полномочий и оплачивать эти дни?
(Консультация эксперта, 2025)При этом сохранять за работником средний заработок не надо, поскольку денежную компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)При этом сохранять за работником средний заработок не надо, поскольку денежную компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. На странице информационного агентства в сети Интернет опубликована статья с текстом следующего содержания: "Депутат Совета Депутатов района Кунцево Ш. предупредил правоохранителей о готовящейся провокации со стороны одного из организаторов акции, сообщил агентству источник в правоохранительных органах". Ш. обратился в суд с исковыми требованиями о признании сведений не соответствующими действительности, удалении сведений, обязании опубликовать опровержение, обязании опубликовать ответ, взыскании денежной компенсации морального вреда.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. На странице информационного агентства в сети Интернет опубликована статья с текстом следующего содержания: "Депутат Совета Депутатов района Кунцево Ш. предупредил правоохранителей о готовящейся провокации со стороны одного из организаторов акции, сообщил агентству источник в правоохранительных органах". Ш. обратился в суд с исковыми требованиями о признании сведений не соответствующими действительности, удалении сведений, обязании опубликовать опровержение, обязании опубликовать ответ, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Статья: Освобождение редакции от ответственности за диффамационный деликт по правилам ст. 57 Закона РФ "О средствах массовой информации": гражданско-правовой аспект
(Пальцева Е.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Сопоставляя материальные и процессуальные нормы российского законодательства в сфере диффамации, приходим к выводу, что положения ст. 57 Закона о СМИ не нивелируют те финансовые риски, которые сопровождают редакцию при цитировании других СМИ, при цитировании депутатов и должностных лиц. Имея статус соответчика и решение в пользу истца, редакция будет нести все финансовые затраты, связанные с рассмотрением дела: это и расходы на проведение лингвистической экспертизы, и расходы на услуги представителя, транспортные расходы истца и других участников дела (процессуальные расходы).
(Пальцева Е.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 3)Сопоставляя материальные и процессуальные нормы российского законодательства в сфере диффамации, приходим к выводу, что положения ст. 57 Закона о СМИ не нивелируют те финансовые риски, которые сопровождают редакцию при цитировании других СМИ, при цитировании депутатов и должностных лиц. Имея статус соответчика и решение в пользу истца, редакция будет нести все финансовые затраты, связанные с рассмотрением дела: это и расходы на проведение лингвистической экспертизы, и расходы на услуги представителя, транспортные расходы истца и других участников дела (процессуальные расходы).