Компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возраст как критерий беспомощности
(Гостькова Д.Ж.)
("Законность", 2025, N 8)И. Мальцагов и И. Биккинин <23>, соотнося понятия "престарелый" и "беспомощный", обращают внимание на социальную сферу, в которой согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Постановлению Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" к престарелым лицам относят граждан, достигших 80 лет.
(Гостькова Д.Ж.)
("Законность", 2025, N 8)И. Мальцагов и И. Биккинин <23>, соотнося понятия "престарелый" и "беспомощный", обращают внимание на социальную сферу, в которой согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Постановлению Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" к престарелым лицам относят граждан, достигших 80 лет.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как отмечено в пояснительной записке, в настоящее время в качестве меры поддержки граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы и престарелыми, предусмотрена только компенсация, при этом - только неработающим трудоспособным лицам. Пансионаты и сиделки на дому являются дорогостоящей услугой, на которую пенсий и социальных выплат не хватает. Данные обстоятельства свидетельствуют о сложной жизненной ситуации людей, являющихся инвалидами I группы, престарелыми, нуждающимися в постороннем уходе, а также лиц, осуществляющих уход за ними. Предложенные изменения позволят улучшить материальное благосостояние таких граждан.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Как отмечено в пояснительной записке, в настоящее время в качестве меры поддержки граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы и престарелыми, предусмотрена только компенсация, при этом - только неработающим трудоспособным лицам. Пансионаты и сиделки на дому являются дорогостоящей услугой, на которую пенсий и социальных выплат не хватает. Данные обстоятельства свидетельствуют о сложной жизненной ситуации людей, являющихся инвалидами I группы, престарелыми, нуждающимися в постороннем уходе, а также лиц, осуществляющих уход за ними. Предложенные изменения позволят улучшить материальное благосостояние таких граждан.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам, касающимся ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми (01.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам, касающимся ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, ухаживающим за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми (01.01.2025)
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Статья: К вопросу об определении понятия "страховая пенсия по инвалидности"
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)- ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет <13>;
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)- ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет <13>;
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)<22> См.: п. 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 (в ред. от 16 августа 2022 г.); п. 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. N 397 (в ред. от 16 августа 2022 г.).
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)<22> См.: п. 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 (в ред. от 16 августа 2022 г.); п. 2 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. N 397 (в ред. от 16 августа 2022 г.).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет <4>;
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет <4>;
Статья: Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Необходимо отметить, что при характеристике компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения имеются и определенные теоретические проблемы, и проблемы законодательной техники. В первую очередь следует обратить внимание на безусловную содержательную близость социально-обеспечительных компенсационных выплат и пособий. Данная особенность отмечается в научной литературе <6>. Действительно, алгоритм расчета многих социальных пособий включает в себя компенсационные элементы, а социально-страховые пособия, компенсирующие заработную плату, по своей природе являются полноценными компенсационными выплатами. Нужно обратить внимание и на то, что как бы это ни было парадоксально, но большинство социальных выплат, указанных в законодательстве как компенсационные, назначаются в твердой денежной сумме и их размер никак не связан с расходами, которые они призваны компенсировать. И они по своей сущности представляют собой пособия, выплачиваемые в твердой денежной сумме. В результате право социального обеспечения имеет ряд пособий, которые являются компенсационными выплатами <7>, и компенсаций, по сути являющихся пособиями. В частности, если рассматривать компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, ежемесячные денежные компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, компенсационные выплаты лицам, подвергавшимся политическим репрессиям, то будет видно, что по характеру данные компенсационные выплаты представляют собой пособия. Это порождает очень большие сложности при характеристике социально-обеспечительных компенсаций как вида социального обеспечения.
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Необходимо отметить, что при характеристике компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения имеются и определенные теоретические проблемы, и проблемы законодательной техники. В первую очередь следует обратить внимание на безусловную содержательную близость социально-обеспечительных компенсационных выплат и пособий. Данная особенность отмечается в научной литературе <6>. Действительно, алгоритм расчета многих социальных пособий включает в себя компенсационные элементы, а социально-страховые пособия, компенсирующие заработную плату, по своей природе являются полноценными компенсационными выплатами. Нужно обратить внимание и на то, что как бы это ни было парадоксально, но большинство социальных выплат, указанных в законодательстве как компенсационные, назначаются в твердой денежной сумме и их размер никак не связан с расходами, которые они призваны компенсировать. И они по своей сущности представляют собой пособия, выплачиваемые в твердой денежной сумме. В результате право социального обеспечения имеет ряд пособий, которые являются компенсационными выплатами <7>, и компенсаций, по сути являющихся пособиями. В частности, если рассматривать компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, ежемесячные денежные компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, компенсационные выплаты лицам, подвергавшимся политическим репрессиям, то будет видно, что по характеру данные компенсационные выплаты представляют собой пособия. Это порождает очень большие сложности при характеристике социально-обеспечительных компенсаций как вида социального обеспечения.