Коллегиальный орган федерального антимонопольного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Коллегиальный орган федерального антимонопольного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.11.2023 N Ф01-7239/2023 по делу N А11-2124/2023
Обстоятельства: Определением производство по делу о признании незаконным решения территориального антимонопольного органа прекращено и с последнего в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины, поскольку установлено, что коллегиальный орган федерального антимонопольного органа отменил оспариваемое в рамках настоящего дела решение территориального антимонопольного органа, и поскольку суды расценили отмену оспариваемого решения как добровольное удовлетворение заявленного требования, а потому расходы по уплате государственной пошлины правомерно отнесены на территориальный антимонопольный орган.
Решение: Определение оставлено без изменения.Лицо вправе по своему выбору оспорить решение территориального антимонопольного органа в арбитражном суде либо обжаловать его в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Кроме того, лицо может одновременно обратиться и в суд и в коллегиальный орган.
Обстоятельства: Определением производство по делу о признании незаконным решения территориального антимонопольного органа прекращено и с последнего в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины, поскольку установлено, что коллегиальный орган федерального антимонопольного органа отменил оспариваемое в рамках настоящего дела решение территориального антимонопольного органа, и поскольку суды расценили отмену оспариваемого решения как добровольное удовлетворение заявленного требования, а потому расходы по уплате государственной пошлины правомерно отнесены на территориальный антимонопольный орган.
Решение: Определение оставлено без изменения.Лицо вправе по своему выбору оспорить решение территориального антимонопольного органа в арбитражном суде либо обжаловать его в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Кроме того, лицо может одновременно обратиться и в суд и в коллегиальный орган.
Последние изменения: Оспаривание в судебном порядке ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов (должностных лиц), осуществляющих публичные полномочия
(КонсультантПлюс, 2025)часть 5 ст. 4 АПК РФ о досудебном порядке урегулирования экономических споров из административных и иных публичных отношений не применяется, если по закону можно выбрать способ защиты своих прав (судебный или административный порядок). Например, исходя из ч. 1, 1.1 ст. 52 Закона о защите конкуренции можно по своему выбору оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа в суде либо обжаловать его в коллегиальном органе федерального антимонопольного органа. При этом сохраняется право обратиться в суд после рассмотрения жалобы в административном порядке (п. 45 Постановления);
(КонсультантПлюс, 2025)часть 5 ст. 4 АПК РФ о досудебном порядке урегулирования экономических споров из административных и иных публичных отношений не применяется, если по закону можно выбрать способ защиты своих прав (судебный или административный порядок). Например, исходя из ч. 1, 1.1 ст. 52 Закона о защите конкуренции можно по своему выбору оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа в суде либо обжаловать его в коллегиальном органе федерального антимонопольного органа. При этом сохраняется право обратиться в суд после рассмотрения жалобы в административном порядке (п. 45 Постановления);
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания для обжалования в коллегиальный орган ФАС России решений и предписаний территориального антимонопольного органа лицами, не привлекавшимися к рассмотрению дел
(Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Соответственно, такие лица, будучи необоснованно не привлеченными к участию в деле, также имеют право на обжалование решения, предписания территориального органа ФАС в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы.
(Москвитин О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Соответственно, такие лица, будучи необоснованно не привлеченными к участию в деле, также имеют право на обжалование решения, предписания территориального органа ФАС в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Рассмотрены актуальные подходы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы к пересмотру решений территориальных органов по делам о процедурных нарушениях при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Рассмотрены актуальные подходы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы к пересмотру решений территориальных органов по делам о процедурных нарушениях при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16. Порядок работы коллегиальных органов определяется федеральным антимонопольным органом.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16. Порядок работы коллегиальных органов определяется федеральным антимонопольным органом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"Положения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ о досудебном порядке урегулирования экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, не применяются, если в соответствии с законодательством лицо вправе выбирать, каким способом (в судебном или административном порядке) осуществлять защиту своих прав и законных интересов. Например, исходя из положений частей 1 и 1.1 статьи 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", лицо вправе по своему выбору оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа в арбитражном суде либо обжаловать его в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Аналогичный альтернативный порядок обжалования также предусмотрен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании). Так, частью 1 статьи 286 Федерального закона о таможенном регулировании определено, что решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд. При этом лицо сохраняет право на обращение в арбитражный суд после рассмотрения его жалобы в административном порядке.
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"Положения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ о досудебном порядке урегулирования экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, не применяются, если в соответствии с законодательством лицо вправе выбирать, каким способом (в судебном или административном порядке) осуществлять защиту своих прав и законных интересов. Например, исходя из положений частей 1 и 1.1 статьи 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", лицо вправе по своему выбору оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа в арбитражном суде либо обжаловать его в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Аналогичный альтернативный порядок обжалования также предусмотрен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании). Так, частью 1 статьи 286 Федерального закона о таможенном регулировании определено, что решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд. При этом лицо сохраняет право на обращение в арбитражный суд после рассмотрения его жалобы в административном порядке.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этом контексте отдельные разъяснения ФАС России могут рассматриваться как противоречащие положениям п. 5 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона о защите конкуренции, согласно которым коллегиальные органы федерального антимонопольного органа, созданные на основании ч. 3 ст. 23 Закона о защите конкуренции, рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этом контексте отдельные разъяснения ФАС России могут рассматриваться как противоречащие положениям п. 5 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 23 Закона о защите конкуренции, согласно которым коллегиальные органы федерального антимонопольного органа, созданные на основании ч. 3 ст. 23 Закона о защите конкуренции, рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения.
Статья: Процедура внутреннего обжалования решений и предписаний территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы: проблемы правоприменения
(Рассомагина Н.Л.)
("Российский судья", 2021, N 6)<2> Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. N 422/16 "О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 31.
(Рассомагина Н.Л.)
("Российский судья", 2021, N 6)<2> Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. N 422/16 "О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 31.