Коды доходов по инициативному бюджетированию
Подборка наиболее важных документов по запросу Коды доходов по инициативному бюджетированию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы компенсации муниципальных налогов средствами инициативного бюджетирования
(Бауэр В.П.)
("Налоги" (журнал), 2018, N 3)Ключевые слова: муниципальные образования, местные органы власти, местные налоги, бюджет, доходы местных бюджетов, партисипативное бюджетирование, инициативное бюджетирование, практики инициативного бюджетирования, население городских и сельских поселений субъектов Российской Федерации, программа поддержки местных инициатив Всемирного банка.
(Бауэр В.П.)
("Налоги" (журнал), 2018, N 3)Ключевые слова: муниципальные образования, местные органы власти, местные налоги, бюджет, доходы местных бюджетов, партисипативное бюджетирование, инициативное бюджетирование, практики инициативного бюджетирования, население городских и сельских поселений субъектов Российской Федерации, программа поддержки местных инициатив Всемирного банка.
Статья: Инициативное бюджетирование как фактор развития территорий и повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований
(Степанов М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 10)Второе. Одним из набирающих популярность методов формирования самостоятельного определения доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований становится практика инициативного бюджетирования. На основе принципа прямого участия и заинтересованности граждан, транспарентности и конкурентного отбора проектов возникает возможность выработать эффективную практику формирования неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований.
(Степанов М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 10)Второе. Одним из набирающих популярность методов формирования самостоятельного определения доходных и расходных статей бюджетов муниципальных образований становится практика инициативного бюджетирования. На основе принципа прямого участия и заинтересованности граждан, транспарентности и конкурентного отбора проектов возникает возможность выработать эффективную практику формирования неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований.
Нормативные акты
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ
"По проекту федерального закона N 893061-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(второе чтение)Представленный законопроект подготовлен в связи с проектом федерального закона N 893063-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект N 893063-7) и устанавливает необходимость присвоения каждому проекту инициативного бюджетирования (инициативному проекту) уникального кода классификации расходов бюджетов, относит инициативные платежи к неналоговым доходам бюджетов и исключает их из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, наделяет Министерство финансов Российской Федерации полномочием по осуществлению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов.
"По проекту федерального закона N 893061-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(второе чтение)Представленный законопроект подготовлен в связи с проектом федерального закона N 893063-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект N 893063-7) и устанавливает необходимость присвоения каждому проекту инициативного бюджетирования (инициативному проекту) уникального кода классификации расходов бюджетов, относит инициативные платежи к неналоговым доходам бюджетов и исключает их из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, наделяет Министерство финансов Российской Федерации полномочием по осуществлению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов.
Статья: Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования
(Чулков А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 11)Участие жителей со временем росло, приблизившись к максимуму в 2002 г., когда на районном уровне в процессах инициативного бюджетирования принимало участие 17,2 тыс. чел. Социальные характеристики участников процесса инициативного бюджетирования также интересны: наибольшее участие демонстрируют жители с низким уровнем дохода, основная доля приходится на женщин и молодежь. Инициативное бюджетирование привело к переориентации основных городских расходов на более бедные районы: были построены новые поликлиники и школы, заасфальтированы дороги, в трущобы проведены водопровод и канализация.
(Чулков А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 11)Участие жителей со временем росло, приблизившись к максимуму в 2002 г., когда на районном уровне в процессах инициативного бюджетирования принимало участие 17,2 тыс. чел. Социальные характеристики участников процесса инициативного бюджетирования также интересны: наибольшее участие демонстрируют жители с низким уровнем дохода, основная доля приходится на женщин и молодежь. Инициативное бюджетирование привело к переориентации основных городских расходов на более бедные районы: были построены новые поликлиники и школы, заасфальтированы дороги, в трущобы проведены водопровод и канализация.
Статья: Иерархия коррупционных рисков в сфере публичных финансов
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Очевидно, что эта проблема требует своего разрешения, и, надо заметить, имеется некоторый опыт в этом вопросе. Так, видятся перспективы в использовании механизмов инициативного бюджетирования. Несмотря на звучащую обоснованную критику, у этого механизма, думается, есть антикоррупционный потенциал для развития. Тем не менее следует признать, что возможности его ограничены (в частности, тем, что предлагаемые расходы бюджетов должны сопровождаться поиском доходов для их обеспечения). Кроме того, пределы использования данного института могут быть связаны с рядом объективных обстоятельств, а именно с тем, что общественные интересы и потребности не всегда совпадают с государственными, муниципальными интересами и потребностями. В большинстве случаев эти сферы пересекаются, однако абсолютного тождества не формируют. Данное обстоятельство ограничивает орбиту применения инициативного бюджетирования уровнем муниципальных образований и заставляет вести поиск новых инструментов.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Очевидно, что эта проблема требует своего разрешения, и, надо заметить, имеется некоторый опыт в этом вопросе. Так, видятся перспективы в использовании механизмов инициативного бюджетирования. Несмотря на звучащую обоснованную критику, у этого механизма, думается, есть антикоррупционный потенциал для развития. Тем не менее следует признать, что возможности его ограничены (в частности, тем, что предлагаемые расходы бюджетов должны сопровождаться поиском доходов для их обеспечения). Кроме того, пределы использования данного института могут быть связаны с рядом объективных обстоятельств, а именно с тем, что общественные интересы и потребности не всегда совпадают с государственными, муниципальными интересами и потребностями. В большинстве случаев эти сферы пересекаются, однако абсолютного тождества не формируют. Данное обстоятельство ограничивает орбиту применения инициативного бюджетирования уровнем муниципальных образований и заставляет вести поиск новых инструментов.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)"Инициативное бюджетирование", по сути, вид бюджетирования как такового. Budgeting (в переводе с английского) означает подготовку бюджетов для содействия планированию доходов и расходов <6>. Исходя из особенностей словообразования, это прежде всего процесс, связанный с планированием. Как отмечает А.В. Киреева, термин "бюджетирование" пришел из финансового права стран ОЭСР, где он широко применяется для обозначения действий правительства по управлению бюджетным процессом <7>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)"Инициативное бюджетирование", по сути, вид бюджетирования как такового. Budgeting (в переводе с английского) означает подготовку бюджетов для содействия планированию доходов и расходов <6>. Исходя из особенностей словообразования, это прежде всего процесс, связанный с планированием. Как отмечает А.В. Киреева, термин "бюджетирование" пришел из финансового права стран ОЭСР, где он широко применяется для обозначения действий правительства по управлению бюджетным процессом <7>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В самом бюджетном законодательстве единственной возможностью такого участия следует признать средства самообложения граждан <16>, а с 2020 г. и инициативные платежи как вид неналоговых доходов бюджета (ст. 41 БК РФ). Однако БК РФ не закрепляет ни данные термины, ни процедуры их уплаты. Несмотря на это, средства самообложения граждан на протяжении последних нескольких лет активно использовались в отдельных регионах как денежная форма участия граждан при осуществлении различных проектов, в том числе инициативного бюджетирования <17>. Введение инициативных платежей предопределило использование этой формы в большей степени как наиболее простой с точки зрения процедуры <18>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В самом бюджетном законодательстве единственной возможностью такого участия следует признать средства самообложения граждан <16>, а с 2020 г. и инициативные платежи как вид неналоговых доходов бюджета (ст. 41 БК РФ). Однако БК РФ не закрепляет ни данные термины, ни процедуры их уплаты. Несмотря на это, средства самообложения граждан на протяжении последних нескольких лет активно использовались в отдельных регионах как денежная форма участия граждан при осуществлении различных проектов, в том числе инициативного бюджетирования <17>. Введение инициативных платежей предопределило использование этой формы в большей степени как наиболее простой с точки зрения процедуры <18>.
Статья: Финансовое обеспечение муниципальных образований в Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения
(Балынин И.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 18)Следует отметить наличие большого внимания к данным вопросам в научном сообществе при рассмотрении различных аспектов формирования местных бюджетов: исторического аспекта, современного опыта [16], практики использования инструмента самообложения граждан при формировании доходов бюджетов муниципальных образований [17] и его роли в социально-экономическом развитии поселения [18], инициативного бюджетирования [19], резервов роста доходов бюджетов муниципальных образований [20, 21], оптимизации структуры расходов бюджетов муниципальных образований [22], совершенствования межбюджетных отношений [23 - 25], современного механизма реализации функций местного самоуправления [26], оценки его эффективности [27], особенностей финансового обеспечения муниципальных образований в условиях экономической турбулентности [28], проблем развития сельских территорий [29]. Вместе с тем особого внимания заслуживает методика С.В. Сятчихина по оценке результативности управления местными бюджетами, содержащая в своей основе девять показателей [30], что не позволяет осуществить полноценный анализ ситуации. При этом проведенная апробация данной методики не сопровождается формулированием комплекса предложений по решению существующих проблем.
(Балынин И.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 18)Следует отметить наличие большого внимания к данным вопросам в научном сообществе при рассмотрении различных аспектов формирования местных бюджетов: исторического аспекта, современного опыта [16], практики использования инструмента самообложения граждан при формировании доходов бюджетов муниципальных образований [17] и его роли в социально-экономическом развитии поселения [18], инициативного бюджетирования [19], резервов роста доходов бюджетов муниципальных образований [20, 21], оптимизации структуры расходов бюджетов муниципальных образований [22], совершенствования межбюджетных отношений [23 - 25], современного механизма реализации функций местного самоуправления [26], оценки его эффективности [27], особенностей финансового обеспечения муниципальных образований в условиях экономической турбулентности [28], проблем развития сельских территорий [29]. Вместе с тем особого внимания заслуживает методика С.В. Сятчихина по оценке результативности управления местными бюджетами, содержащая в своей основе девять показателей [30], что не позволяет осуществить полноценный анализ ситуации. При этом проведенная апробация данной методики не сопровождается формулированием комплекса предложений по решению существующих проблем.
Статья: Проблемы регулирования и пути стимулирования уплаты инициативных платежей
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Однако значительное разнообразие примеров регионального правового регулирования привело к необходимости вмешательства федерального законодателя <5>. В начале 2020 г. в Государственную Думу были внесены два проекта федеральных законов, предусматривающих изменение Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса РФ соответственно. Их принятие позволило установить правовые основы регулирования института инициативного бюджетирования. В частности, были разработаны общий порядок выдвижения и рассмотрения инициативных проектов, возможные способы финансирования их реализации, а также закреплены дефиниции основных понятий, среди которых "инициативные платежи". Под последними следует понимать "денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов". Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ, инициативные платежи относятся к неналоговым доходам.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Однако значительное разнообразие примеров регионального правового регулирования привело к необходимости вмешательства федерального законодателя <5>. В начале 2020 г. в Государственную Думу были внесены два проекта федеральных законов, предусматривающих изменение Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса РФ соответственно. Их принятие позволило установить правовые основы регулирования института инициативного бюджетирования. В частности, были разработаны общий порядок выдвижения и рассмотрения инициативных проектов, возможные способы финансирования их реализации, а также закреплены дефиниции основных понятий, среди которых "инициативные платежи". Под последними следует понимать "денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов". Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ, инициативные платежи относятся к неналоговым доходам.
Статья: Бюджетное законодательство и новые подходы к управлению местными финансами
(Гинзбург Ю.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 4)<10> См. подр.: Миронова С.М. Средства самообложения граждан в системе формирования доходов местных бюджетов: правовая природа и практика применения // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Юриспруденция. 2016. N 1. С. 31 - 36; Ее же. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. N 2. С. 85 - 90.
(Гинзбург Ю.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 4)<10> См. подр.: Миронова С.М. Средства самообложения граждан в системе формирования доходов местных бюджетов: правовая природа и практика применения // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Юриспруденция. 2016. N 1. С. 31 - 36; Ее же. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. N 2. С. 85 - 90.
Статья: Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления
(Шугрина Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 11)1. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития / В.В. Вагин, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова // Финансовый журнал. 2015. N 4(26). С. 94 - 103.
(Шугрина Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 11)1. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития / В.В. Вагин, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова // Финансовый журнал. 2015. N 4(26). С. 94 - 103.
Статья: Экономическая основа местного самоуправления: правовой анализ
(Шугрина Е.С.)
("Правоприменение", 2018, N 3)Ключевые слова: экономические основы, муниципальная собственность, местный бюджет, местное самоуправление, инвестиционная привлекательность, самообложение, инициативное бюджетирование, народное финансирование, бренд территории.
(Шугрина Е.С.)
("Правоприменение", 2018, N 3)Ключевые слова: экономические основы, муниципальная собственность, местный бюджет, местное самоуправление, инвестиционная привлекательность, самообложение, инициативное бюджетирование, народное финансирование, бренд территории.
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Очевидно, что без правового регулирования существование фактических бюджетных отношений является возможным, но достаточно редким явлением, и по своему объему они не могут быть значительными (масштабными). Бюджетные отношения, не облеченные в форму правоотношений, могут представлять собой отдельные лучшие практики правоприменения, развивающиеся или в рамках существующих иных бюджетных правоотношений (например, ведение классификаторов и нормативно-справочной информации, впоследствии закрепляемых в нормах права (перечень доходных источников)), или на стыке бюджетных и иных правоотношений, еще не урегулированных нормами бюджетного права (например, муниципальные практики инициативного бюджетирования до их правового регулирования в бюджетном законодательстве Российской Федерации).
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Очевидно, что без правового регулирования существование фактических бюджетных отношений является возможным, но достаточно редким явлением, и по своему объему они не могут быть значительными (масштабными). Бюджетные отношения, не облеченные в форму правоотношений, могут представлять собой отдельные лучшие практики правоприменения, развивающиеся или в рамках существующих иных бюджетных правоотношений (например, ведение классификаторов и нормативно-справочной информации, впоследствии закрепляемых в нормах права (перечень доходных источников)), или на стыке бюджетных и иных правоотношений, еще не урегулированных нормами бюджетного права (например, муниципальные практики инициативного бюджетирования до их правового регулирования в бюджетном законодательстве Российской Федерации).