Категории риска объектов негативного воздействия
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории риска объектов негативного воздействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 N 16-120/2023 (УИД 35RS0001-01-2022-000954-91)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
Решение: Отказано.Как следует из материалов дела, в период с 22 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года на основании решения Северного межрегионального управления Росприроднадзора N-рв от 15.11.2021 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Речфлотсервис" требований в области охраны атмосферного воздуха, поскольку на государственный учет Обществом в настоящее время поставлен 1 объект, расположенный на территории Вологодской области, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: "производственная база", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, <адрес>, - код объекта N категория объекта - I; категория риска - значительная (3). Согласно ПТО УОНВОС Обществом поставлено на учет 2 источника загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ N 6001, N 6002). Объектом негативного воздействия предприятия ООО "Речфлотсервис" является производственная база, которая расположена на части земельного участка с кадастровым номером N в координатах N по адресу: <адрес> в промышленной зоне индустриального района города Череповца на берегу реки Шексна. Период производственной деятельности ООО "Речфлотсервис" включает в себя период навигации с мая по ноябрь. Для транспортирования отходов ООО Речфлотсервис" использует специализированное судно "ОС-14". Судно оборудовано тремя емкостями общим объемом 120 м3, двумя емкостями объемом по 40 м3, каждая для транспортировки бытовых сточных вод и одной объемом 40 м3 для транспортировки подсланевых (нефтесодержащих) вод. Прием бытовых стоков с транзитного судна производится закрытым способом через переходники международного образца, исключающие попадание загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Бытовые стоки транспортируются специализированным транспортом на очистные сооружения МУП "Водоканал". Прием вод подсланевых с содержанием нефтепродуктов более 15% с транзитного судна производится закрытым способом через переходники международного образца, исключающие попадание загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Подсланевые воды со специализированного судна по закрытому трубопроводу перекачиваются в локальное очистное сооружение с использованием Модуля напорной флотации ФД-5 (далее ДОС Модуль ФД-5), где проходят предварительную очистку. При работе очистного сооружения ЛОС Модуль ФД-5 в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества: (0333) Сероводород, (2754) Алканы С 12-С 19. Источники выброса N 6001 - неорганизованный. В период навигации в акватории у береговой линии маневрируют два судна "ОС-14" и "Свирь". Суда покидают причал и возвращаются обратно в разное время. При маневрировании судов в акватории у береговой линии, в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества: азот диоксид (0301), азот оксид (0304), углерод черный (сажа) (0328), сера диоксид (0330), углерод оксид (0337), керосин (2732) бенз(а)пирен (0703) и формальдегид (1325). Источники выброса N 6002- неорганизованные. В результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как: сероводород, алканы (ИЗА 6001), азот оксид, азот диоксид, углерод черный (сажа), сера диоксид, углерод оксид, керосин, бензапирен, формальдегид (ИЗА 6002). На момент окончания проверки у ООО "Речфлотсервис" отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, КЭР также отсутствует.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
Решение: Отказано.Как следует из материалов дела, в период с 22 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года на основании решения Северного межрегионального управления Росприроднадзора N-рв от 15.11.2021 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Речфлотсервис" требований в области охраны атмосферного воздуха, поскольку на государственный учет Обществом в настоящее время поставлен 1 объект, расположенный на территории Вологодской области, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: "производственная база", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, <адрес>, - код объекта N категория объекта - I; категория риска - значительная (3). Согласно ПТО УОНВОС Обществом поставлено на учет 2 источника загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ N 6001, N 6002). Объектом негативного воздействия предприятия ООО "Речфлотсервис" является производственная база, которая расположена на части земельного участка с кадастровым номером N в координатах N по адресу: <адрес> в промышленной зоне индустриального района города Череповца на берегу реки Шексна. Период производственной деятельности ООО "Речфлотсервис" включает в себя период навигации с мая по ноябрь. Для транспортирования отходов ООО Речфлотсервис" использует специализированное судно "ОС-14". Судно оборудовано тремя емкостями общим объемом 120 м3, двумя емкостями объемом по 40 м3, каждая для транспортировки бытовых сточных вод и одной объемом 40 м3 для транспортировки подсланевых (нефтесодержащих) вод. Прием бытовых стоков с транзитного судна производится закрытым способом через переходники международного образца, исключающие попадание загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Бытовые стоки транспортируются специализированным транспортом на очистные сооружения МУП "Водоканал". Прием вод подсланевых с содержанием нефтепродуктов более 15% с транзитного судна производится закрытым способом через переходники международного образца, исключающие попадание загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Подсланевые воды со специализированного судна по закрытому трубопроводу перекачиваются в локальное очистное сооружение с использованием Модуля напорной флотации ФД-5 (далее ДОС Модуль ФД-5), где проходят предварительную очистку. При работе очистного сооружения ЛОС Модуль ФД-5 в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества: (0333) Сероводород, (2754) Алканы С 12-С 19. Источники выброса N 6001 - неорганизованный. В период навигации в акватории у береговой линии маневрируют два судна "ОС-14" и "Свирь". Суда покидают причал и возвращаются обратно в разное время. При маневрировании судов в акватории у береговой линии, в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества: азот диоксид (0301), азот оксид (0304), углерод черный (сажа) (0328), сера диоксид (0330), углерод оксид (0337), керосин (2732) бенз(а)пирен (0703) и формальдегид (1325). Источники выброса N 6002- неорганизованные. В результате производственной деятельности предприятия в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как: сероводород, алканы (ИЗА 6001), азот оксид, азот диоксид, углерод черный (сажа), сера диоксид, углерод оксид, керосин, бензапирен, формальдегид (ИЗА 6002). На момент окончания проверки у ООО "Речфлотсервис" отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, КЭР также отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
Статья: Новый подход в установлении санитарно-защитных зон при размещении и проектировании промышленных объектов
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Таким образом, для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должен быть установлен минимальный размер защитной зоны с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, как это установлено для каждого класса опасности объектов согласно санитарной классификации в настоящее время.
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Таким образом, для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должен быть установлен минимальный размер защитной зоны с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, как это установлено для каждого класса опасности объектов согласно санитарной классификации в настоящее время.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1095
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)"а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, и объекты, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с геологическим изучением, включающим поиски и оценку россыпных месторождений золота, разведкой и добычей золота на россыпных месторождениях, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
(ред. от 27.08.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)"а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, и объекты, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с геологическим изучением, включающим поиски и оценку россыпных месторождений золота, разведкой и добычей золота на россыпных месторождениях, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии);
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии);
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)<10> Расчеты выполнены автором на основе данных Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. URL: https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/.
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)<10> Расчеты выполнены автором на основе данных Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. URL: https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/.
Статья: Проблемы возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам лесозаготовительной деятельностью
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)- категории, видов разрешенного использования, площади земельных участков и акваторий, относящихся к объекту НВОС;
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)- категории, видов разрешенного использования, площади земельных участков и акваторий, относящихся к объекту НВОС;
Статья: Правовая неопределенность в спорах о сносе построек в охранных зонах
(Мендохов К.Х.)
("Современное право", 2025, N 2)Особенности современного территориального развития России обусловили необходимость разработки мер, направленных на снижение рисков соседства с жилыми комплексами объектов жизнедеятельности, оказывающих негативное воздействие на человека и окружающую среду, а также усиление охраны особо опасных или секретных объектов.
(Мендохов К.Х.)
("Современное право", 2025, N 2)Особенности современного территориального развития России обусловили необходимость разработки мер, направленных на снижение рисков соседства с жилыми комплексами объектов жизнедеятельности, оказывающих негативное воздействие на человека и окружающую среду, а также усиление охраны особо опасных или секретных объектов.
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В ст. 24, 25 ВдК РФ сказано, что водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, поэтому на органы государственной власти возложены такие полномочия, как разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, осуществление государственного экологического контроля (надзора) в отношении водных объектов, осуществление государственного мониторинга водных объектов, установление правил охраны поверхностных и подземных водных объектов, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, осуществление мер по охране водных объектов.