Камеральная проверка уведомления о контролируемых сделках
Подборка наиболее важных документов по запросу Камеральная проверка уведомления о контролируемых сделках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 311 "Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с требованием о пересмотре вынесенных в отношении него решений по новым обстоятельствам, а именно в связи с принятием КС РФ Постановления от 14.07.2023 N 41-П. Предприниматель указал, что налоговый орган проверил первоначальную декларацию предпринимателя и не представил никаких возражений по итогам ее камеральной проверки. Налоговый орган просил изменить ОКВЭД в поданной декларации, действия налогового органа были направлены на искусственное создание ситуации, при которой возможно вынести решение с пропуском срока на его вынесение, что невозможно с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 14.07.2023 N 41-П. В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате права на применение нулевой ставки налога в связи с превышением предельного размера дохода, суд признал решение законным. Суд установил, что в качестве нового основания для пересмотра решения суда первой инстанции предприниматель сослался на Постановление КС РФ от 14.07.2023 N 41-П, которым абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ признан неконституционным в той мере, в какой он позволяет ФНС России назначать проверку в течение 2 лет после сдачи уточненного уведомления о контролируемой сделке. Вместе с тем оспоренное предпринимателем решение не основывалось на положениях ст. 105.17 НК РФ, а положения ст. 88 НК РФ в части проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не являлись предметом рассмотрения (проверки) КС РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. Отказывая в пересмотре вынесенных судебных актов, суд указал, что условие, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, не соблюдено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с требованием о пересмотре вынесенных в отношении него решений по новым обстоятельствам, а именно в связи с принятием КС РФ Постановления от 14.07.2023 N 41-П. Предприниматель указал, что налоговый орган проверил первоначальную декларацию предпринимателя и не представил никаких возражений по итогам ее камеральной проверки. Налоговый орган просил изменить ОКВЭД в поданной декларации, действия налогового органа были направлены на искусственное создание ситуации, при которой возможно вынести решение с пропуском срока на его вынесение, что невозможно с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 14.07.2023 N 41-П. В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате права на применение нулевой ставки налога в связи с превышением предельного размера дохода, суд признал решение законным. Суд установил, что в качестве нового основания для пересмотра решения суда первой инстанции предприниматель сослался на Постановление КС РФ от 14.07.2023 N 41-П, которым абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ признан неконституционным в той мере, в какой он позволяет ФНС России назначать проверку в течение 2 лет после сдачи уточненного уведомления о контролируемой сделке. Вместе с тем оспоренное предпринимателем решение не основывалось на положениях ст. 105.17 НК РФ, а положения ст. 88 НК РФ в части проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не являлись предметом рассмотрения (проверки) КС РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. Отказывая в пересмотре вынесенных судебных актов, суд указал, что условие, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, не соблюдено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
Статья: Налоговый контроль при совершении сделок между взаимозависимыми лицами
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)ФНС отмечает, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)ФНС отмечает, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами производится вышеуказанным уполномоченным органом на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку и мониторинг налогоплательщика. Кроме того, выявление контролируемой сделки возможно ФНС России при проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами производится вышеуказанным уполномоченным органом на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку и мониторинг налогоплательщика. Кроме того, выявление контролируемой сделки возможно ФНС России при проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124
<Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации">Пунктом 1 статьи 105.17 Кодекса предусмотрено, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг. При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 - 97 Кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
<Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации">Пунктом 1 статьи 105.17 Кодекса предусмотрено, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг. При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 - 97 Кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Статья: Офшорные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Контроль за такими сделками осуществляют налоговые органы. Его суть состоит в том, чтобы отслеживать соответствие цен в сделках взаимозависимых лиц (и в приравненных к ним сделках) рыночным ценам. Если будет выявлено различие в ценах, то суммы сделок могут быть пересчитаны, а налоги доначислены. Проверка полноты и правильности исчисления налогов по сделкам с офшорными компаниями производится на основании уведомления налоговых органов самим налогоплательщиком в соответствии со ст. 105.16 НК РФ либо по результатам выездной или камеральной проверок. Объектом контроля служит правильность исчисления налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Контроль за такими сделками осуществляют налоговые органы. Его суть состоит в том, чтобы отслеживать соответствие цен в сделках взаимозависимых лиц (и в приравненных к ним сделках) рыночным ценам. Если будет выявлено различие в ценах, то суммы сделок могут быть пересчитаны, а налоги доначислены. Проверка полноты и правильности исчисления налогов по сделкам с офшорными компаниями производится на основании уведомления налоговых органов самим налогоплательщиком в соответствии со ст. 105.16 НК РФ либо по результатам выездной или камеральной проверок. Объектом контроля служит правильность исчисления налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)при камеральной проверке;
(КонсультантПлюс, 2025)при камеральной проверке;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый орган не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый орган не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.