Как осуществить возврат излишне уплаченного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Как осуществить возврат излишне уплаченного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченного земельного налога на расчетный счет физического лица, с которого производились платежи, поскольку согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика. Суд признал отказ правомерным, отметив, что процедура возврата излишне уплаченного налога не предусматривает возможности участия в ней каких-либо третьих лиц, в налоговом законодательстве РФ не предусмотрено никаких исключений из этого правила, в том числе относительно применения порядка передачи налогоплательщиком по гражданско-правовым основаниям (в частности, уступка права требования) права требования, вытекающего из публично-правовых отношений. Возврат из бюджета излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом в строгой законодательно установленной процедуре, то есть непосредственно налогоплательщику, за которого была произведена уплата налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченного земельного налога на расчетный счет физического лица, с которого производились платежи, поскольку согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика. Суд признал отказ правомерным, отметив, что процедура возврата излишне уплаченного налога не предусматривает возможности участия в ней каких-либо третьих лиц, в налоговом законодательстве РФ не предусмотрено никаких исключений из этого правила, в том числе относительно применения порядка передачи налогоплательщиком по гражданско-правовым основаниям (в частности, уступка права требования) права требования, вытекающего из публично-правовых отношений. Возврат из бюджета излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом в строгой законодательно установленной процедуре, то есть непосредственно налогоплательщику, за которого была произведена уплата налога.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)1.4. КАКОЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
Ситуация: Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возврат излишне уплаченного налога осуществляется при наличии положительного сальдо единого налогового счета. Для возврата налога необходимо представить в налоговый орган на бумажном носителе или в электронной форме заявление (п. п. 1 - 4 ст. 11.3, п. п. 1, 5 ст. 79 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Возврат излишне уплаченного налога осуществляется при наличии положительного сальдо единого налогового счета. Для возврата налога необходимо представить в налоговый орган на бумажном носителе или в электронной форме заявление (п. п. 1 - 4 ст. 11.3, п. п. 1, 5 ст. 79 НК РФ).
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>В рассматриваемом деле установление факта излишней уплаты в сумме превышения авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, над исчисленной суммой налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления общества о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации>В рассматриваемом деле установление факта излишней уплаты в сумме превышения авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, над исчисленной суммой налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления общества о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
Статья: Федеральная налоговая служба: специальная и общая правосубъектность
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Равным образом в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного налога. Однако очевидно, что, как уже отмечалось, возврат налога, излишне взысканного и излишне уплаченного, осуществляется фактически не налоговым органом, а государством как собственником за счет казны. И это следует из п. 11 ст. 78 и п. 6 ст. 79 НК РФ, где установлено, что "территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного и уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогов". Из этого следует, что в отношениях по возврату налога налоговый орган, принимая решение о возврате, действует в налоговом правоотношении от имени государства как собственника. Соответственно, он реализует свою специальную правосубъектность, но выступает в данном случае как представитель государства, от его имени. На практике впервые на это было обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11747/09 от 19 января 2010 г. в связи с актуализацией вопроса о необходимости взыскания убытков, которые понесло государство, второй раз возместив из бюджета сумму налога на добавленную стоимость. Суд указал, что "в правоотношениях по возврату суммы налога инспекция действовала от имени государства". И именно из этой посылки последовали выводы суда, о которых будет сказано ниже.
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Равным образом в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного налога. Однако очевидно, что, как уже отмечалось, возврат налога, излишне взысканного и излишне уплаченного, осуществляется фактически не налоговым органом, а государством как собственником за счет казны. И это следует из п. 11 ст. 78 и п. 6 ст. 79 НК РФ, где установлено, что "территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного и уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогов". Из этого следует, что в отношениях по возврату налога налоговый орган, принимая решение о возврате, действует в налоговом правоотношении от имени государства как собственника. Соответственно, он реализует свою специальную правосубъектность, но выступает в данном случае как представитель государства, от его имени. На практике впервые на это было обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11747/09 от 19 января 2010 г. в связи с актуализацией вопроса о необходимости взыскания убытков, которые понесло государство, второй раз возместив из бюджета сумму налога на добавленную стоимость. Суд указал, что "в правоотношениях по возврату суммы налога инспекция действовала от имени государства". И именно из этой посылки последовали выводы суда, о которых будет сказано ниже.
Статья: Срок на возврат налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Апелляционный суд с решением суда первой инстанции не согласился. Он указал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. В подпункте 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Апелляционный суд с решением суда первой инстанции не согласился. Он указал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. В подпункте 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В случае если возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В случае если возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Статья: Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов в части отсутствия права на "налоговую реконструкцию"
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Уплата обществом налога имела место не в результате принудительных действий инспекции по их взысканию, предусмотренных ст. 46, 47, 69, 76 НК РФ, а в результате самостоятельного исполнения заявителем своей налоговой обязанности. Излишняя уплата налога возникла у налогоплательщика не в результате действий налогового органа и не в результате исполнения обществом ненормативного правового акта, вынесенного инспекцией, а в результате исполнения нормативного правового акта Правительства Москвы, признанного судом недействующим. Суды первой и апелляционной инстанций ошибочно квалифицируют проценты на сумму излишне уплаченного налога на имущество, которые подлежат начислению и уплате на основании п. 10 ст. 78 НК РФ, как проценты на сумму излишне взысканного налога, которые подлежат начислению и уплате на основании п. 5 ст. 79 НК РФ. Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае начисление и уплата процентов заявителю должны производиться на основании п. 5 ст. 79 НК РФ, являются неверными, и в данном случае при расчете суммы процентов налоговым органом правомерно применены положения п. 10 ст. 78 НК РФ. Исходя из изложенного, возвращенная инспекцией налогоплательщику сумма налога не является излишне взысканной, а является излишне уплаченной. Возврат излишне уплаченного налога осуществляется без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п. 6, 10 ст. 78 НК РФ). Поскольку в настоящем деле срок возврата обществу суммы излишне уплаченного налога налоговым органом не нарушен, то суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене судебных актов и отказе в удовлетворении требований.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Уплата обществом налога имела место не в результате принудительных действий инспекции по их взысканию, предусмотренных ст. 46, 47, 69, 76 НК РФ, а в результате самостоятельного исполнения заявителем своей налоговой обязанности. Излишняя уплата налога возникла у налогоплательщика не в результате действий налогового органа и не в результате исполнения обществом ненормативного правового акта, вынесенного инспекцией, а в результате исполнения нормативного правового акта Правительства Москвы, признанного судом недействующим. Суды первой и апелляционной инстанций ошибочно квалифицируют проценты на сумму излишне уплаченного налога на имущество, которые подлежат начислению и уплате на основании п. 10 ст. 78 НК РФ, как проценты на сумму излишне взысканного налога, которые подлежат начислению и уплате на основании п. 5 ст. 79 НК РФ. Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае начисление и уплата процентов заявителю должны производиться на основании п. 5 ст. 79 НК РФ, являются неверными, и в данном случае при расчете суммы процентов налоговым органом правомерно применены положения п. 10 ст. 78 НК РФ. Исходя из изложенного, возвращенная инспекцией налогоплательщику сумма налога не является излишне взысканной, а является излишне уплаченной. Возврат излишне уплаченного налога осуществляется без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п. 6, 10 ст. 78 НК РФ). Поскольку в настоящем деле срок возврата обществу суммы излишне уплаченного налога налоговым органом не нарушен, то суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене судебных актов и отказе в удовлетворении требований.
Статья: Некоторые налогово-правовые вопросы при добровольной ликвидации кредитной организации
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Представляется целесообразным установить нормативную обязанность налоговых органов осуществлять возврат излишне уплаченных налогов по требованию ликвидационной комиссии в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня предъявления соответствующего требования, а также запретить налоговым органам отказывать во внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица при пропуске годичного срока без судебного продления по причине просрочки налоговых органов в возврате излишне уплаченных налогов и сборов. Предложение по сокращению сроков связано с тем, чтобы ускорить добровольную ликвидацию кредитной организации, как, впрочем, и любого другого хозяйственного общества. Презюмируем, что в ускорении сроков ликвидации юридического лица заинтересована и сама ФНС России, что позволит сократить перечень подконтрольных хозяйствующих субъектов.
(Прошунин М.М.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Представляется целесообразным установить нормативную обязанность налоговых органов осуществлять возврат излишне уплаченных налогов по требованию ликвидационной комиссии в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня предъявления соответствующего требования, а также запретить налоговым органам отказывать во внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица при пропуске годичного срока без судебного продления по причине просрочки налоговых органов в возврате излишне уплаченных налогов и сборов. Предложение по сокращению сроков связано с тем, чтобы ускорить добровольную ликвидацию кредитной организации, как, впрочем, и любого другого хозяйственного общества. Презюмируем, что в ускорении сроков ликвидации юридического лица заинтересована и сама ФНС России, что позволит сократить перечень подконтрольных хозяйствующих субъектов.
Готовое решение: Как заполнить заявление на возврат НДС (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)статью Налогового кодекса РФ, на основании которой осуществляется возврат НДС (излишне уплаченный НДС - "78", излишне взысканный - "79", подлежащий возмещению - "176");
(КонсультантПлюс, 2022)статью Налогового кодекса РФ, на основании которой осуществляется возврат НДС (излишне уплаченный НДС - "78", излишне взысканный - "79", подлежащий возмещению - "176");
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 79 НК РФ, поскольку налог на имущество самостоятельно исчислен и уплачен налогоплательщиком в бюджет на основании поданных им налоговых деклараций. Также суд первой инстанции отметил, что общество не обращалось в налоговый орган с соответствующим заявлением, возврат излишне уплаченного налога осуществлен налоговым органом самостоятельно в связи с подачей уточненной налоговой декларации.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 79 НК РФ, поскольку налог на имущество самостоятельно исчислен и уплачен налогоплательщиком в бюджет на основании поданных им налоговых деклараций. Также суд первой инстанции отметил, что общество не обращалось в налоговый орган с соответствующим заявлением, возврат излишне уплаченного налога осуществлен налоговым органом самостоятельно в связи с подачей уточненной налоговой декларации.
Готовое решение: Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Зачет или возврат переплаты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов осуществляется в том же порядке, что и зачет (возврат) переплаты по налогу на прибыль (по итогам года) (п. 14 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Зачет или возврат переплаты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов осуществляется в том же порядке, что и зачет (возврат) переплаты по налогу на прибыль (по итогам года) (п. 14 ст. 78 НК РФ).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 1 января 2023 года утратило силу правило, в соответствии с которым возврат суммы излишне уплаченного налога осуществлялся налогоплательщику в порядке, установленном комментируемой статьей.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 1 января 2023 года утратило силу правило, в соответствии с которым возврат суммы излишне уплаченного налога осуществлялся налогоплательщику в порядке, установленном комментируемой статьей.