К ведению совета Федерации относятся вопросы
Подборка наиболее важных документов по запросу К ведению совета Федерации относятся вопросы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 125 Конституции РФ"Развивая и конкретизируя статью 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, законодатель в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" установил, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты (пункт 3 части первой статьи 3), определив при этом предъявляемые к обращению требования (статьи 37 - 39, 96 и 97). Такие условия являются одинаковыми для всех заявителей, направляющих обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению при наличии оснований, указанных в статье 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние доктрины на трансформацию понятия "компетенция суда" в контексте реформирования цивилистического процессуального законодательства
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)В широком смысле понятие подведомственности охватывает совокупность вопросов, которые в силу закона или правового акта должны разрешаться тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления. Так, в силу Конституции РФ (п. "ж" ч. 1 ст. 102) вопрос о назначении на должность судей высших федеральных судов относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ, т.е. подведомствен ему.
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)В широком смысле понятие подведомственности охватывает совокупность вопросов, которые в силу закона или правового акта должны разрешаться тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления. Так, в силу Конституции РФ (п. "ж" ч. 1 ст. 102) вопрос о назначении на должность судей высших федеральных судов относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ, т.е. подведомствен ему.
Ситуация: Как подать жалобу в Конституционный Суд РФ на нарушение прав и свобод гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод вправе обратиться граждане, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом (НПА) Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституцией республики, уставом, законом либо иным региональным НПА, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 96 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод вправе обратиться граждане, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом (НПА) Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституцией республики, уставом, законом либо иным региональным НПА, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 96 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 N 44-П
"По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия"Перечисляя в статье 102 вопросы, составляющие ведение Совета Федерации, Конституция Российской Федерации относит к ним утверждение изменения границы между субъектами Российской Федерации (пункт "а части 1) и не упоминает в их числе установление (определение) границ между ними. Тем самым не предполагается и утверждение Советом Федерации осуществленного субъектами Российской Федерации на основе соглашения (договора) разграничения своих сопредельных территорий, если такое разграничение не было урегулировано (надлежащим образом не легализовано) на момент принятия Конституции Российской Федерации. Следовательно, в таких случаях, по смыслу действующего конституционно-правового регулирования, участие Совета Федерации в установлении границы между субъектами Российской Федерации не является обязательным.
"По делу о проверке конституционности Закона Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" и Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой в связи с запросом Главы Республики Ингушетия"Перечисляя в статье 102 вопросы, составляющие ведение Совета Федерации, Конституция Российской Федерации относит к ним утверждение изменения границы между субъектами Российской Федерации (пункт "а части 1) и не упоминает в их числе установление (определение) границ между ними. Тем самым не предполагается и утверждение Советом Федерации осуществленного субъектами Российской Федерации на основе соглашения (договора) разграничения своих сопредельных территорий, если такое разграничение не было урегулировано (надлежащим образом не легализовано) на момент принятия Конституции Российской Федерации. Следовательно, в таких случаях, по смыслу действующего конституционно-правового регулирования, участие Совета Федерации в установлении границы между субъектами Российской Федерации не является обязательным.
Статья: Конституционное судопроизводство в системе процессуальных форм защиты публичных прав
(Михайлова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<20> "Конституционный Суд Российской Федерации: <...> 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты". См.: Статья 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
(Михайлова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<20> "Конституционный Суд Российской Федерации: <...> 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты". См.: Статья 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
Статья: 25 лет в Совете Европы, и снова дискуссия об обязательности постановлений ЕСПЧ
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Суды, рассматривающие заявления о пересмотре по новым обстоятельствам в связи с принятием межгосударственным органом решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации обязательств, обеспечение исполнения которых относится к компетенции этого межгосударственного органа, при применении федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта РФ, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, вправе лишь обратиться с запросом в КС РФ о проверке конституционности этого нормативного акта, если придут к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего нормативного акта может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ (ч. 2 ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Суды, рассматривающие заявления о пересмотре по новым обстоятельствам в связи с принятием межгосударственным органом решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации обязательств, обеспечение исполнения которых относится к компетенции этого межгосударственного органа, при применении федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта РФ, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, вправе лишь обратиться с запросом в КС РФ о проверке конституционности этого нормативного акта, если придут к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего нормативного акта может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ (ч. 2 ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Статья: О роли парламента Кыргызской Республики в разработке и реализации научной и научно-технической политики
(Атабекова Н.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 27 Закона КР "О Регламенте ЖК КР" закреплены полномочия комитетов, однако не указаны эксплицитно полномочия по направлениям деятельности комитетов, что не позволяет четко определить конкретные задачи их деятельности. Отметим в данном аспекте положительный опыт Российской Федерации (РФ), где Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ утвержден Регламент, в котором открыто и ясно перечислены вопросы, отнесенные к ведению Комитета Федерации по науке <16>. Данный акт четко определяет круг полномочий данного государственного органа, что способствует упорядочению его деятельности, соответственно, повышению ее результативности. В Азербайджане же принят Закон АР "О комитетах Милли Меджлиса Азербайджанской Республики" <17>, которым регламентирована деятельность комитетов парламента.
(Атабекова Н.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В ст. 27 Закона КР "О Регламенте ЖК КР" закреплены полномочия комитетов, однако не указаны эксплицитно полномочия по направлениям деятельности комитетов, что не позволяет четко определить конкретные задачи их деятельности. Отметим в данном аспекте положительный опыт Российской Федерации (РФ), где Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ утвержден Регламент, в котором открыто и ясно перечислены вопросы, отнесенные к ведению Комитета Федерации по науке <16>. Данный акт четко определяет круг полномочий данного государственного органа, что способствует упорядочению его деятельности, соответственно, повышению ее результативности. В Азербайджане же принят Закон АР "О комитетах Милли Меджлиса Азербайджанской Республики" <17>, которым регламентирована деятельность комитетов парламента.
Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности <7> и лишение неприкосновенности главы государства, прекратившего исполнение своих полномочий. Правовой анализ последних изменений Основного Закона позволяет отметить некоторое сокращение объема полномочий верхней палаты российского парламента со смещением приоритета волеизъявления в пользу Президента РФ. Так, в настоящее время непосредственно в Конституции обозначено, что судьи Конституционного и Верховного Судов РФ могут быть назначены (и освобождены от должности) Советом Федерации лишь по представлению главы государства. Прежние полномочия по назначению на должность и освобождению от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей заменены на полномочия с достаточно спорной формулировкой и неопределенной процедурой, обозначенные как проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности <7> и лишение неприкосновенности главы государства, прекратившего исполнение своих полномочий. Правовой анализ последних изменений Основного Закона позволяет отметить некоторое сокращение объема полномочий верхней палаты российского парламента со смещением приоритета волеизъявления в пользу Президента РФ. Так, в настоящее время непосредственно в Конституции обозначено, что судьи Конституционного и Верховного Судов РФ могут быть назначены (и освобождены от должности) Советом Федерации лишь по представлению главы государства. Прежние полномочия по назначению на должность и освобождению от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей заменены на полномочия с достаточно спорной формулировкой и неопределенной процедурой, обозначенные как проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Проверка соответствия нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации - прерогатива Конституционного Суда РФ (подп. "а" п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Проверка соответствия нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации - прерогатива Конституционного Суда РФ (подп. "а" п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Статья: Иерархия нормативных правовых актов государственных органов
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ установлены полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ по принятию постановлений по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ установлены полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ по принятию постановлений по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
"Обновленное арбитражное судопроизводство как результат реализации Концепции развития судебной системы России в 2013 - 2020 годах: монография"
(Наумова Е.А.)
("Юстицинформ", 2021)3.1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле" <8>.
(Наумова Е.А.)
("Юстицинформ", 2021)3.1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле" <8>.
Статья: Правовые основы суперпрезидентства в Российской Федерации: новые конституционные изменения
(Конджакулян К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Представляется эффективным положение, по которому к ведению Совета Федерации относится проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. При этом консультации должны носить не факультативный, а первоочередной характер для назначения на соответствующие государственные должности.
(Конджакулян К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)Представляется эффективным положение, по которому к ведению Совета Федерации относится проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. При этом консультации должны носить не факультативный, а первоочередной характер для назначения на соответствующие государственные должности.