Изъятие земельного участка из собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка из собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы судебной защиты прав собственников земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3
Статья: Особенности правового регулирования налогообложения денежного возмещения, выплачиваемого собственнику при изъятии земельного участка (объекта недвижимости, расположенного на нем) для государственных нужд
(Данилов К.С., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7
(Данилов К.С., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 04.11.2025)Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья: Какие налоговые последствия влечет изъятие земли и недвижимости для госнужд
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 296.1. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 296.1. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (ч. 6 ст. 71 ГрК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (ч. 6 ст. 71 ГрК РФ).
Статья: Компетенция судов и подсудность споров в сфере управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Разрешая вопросы компетенции судов и подсудности споров в сфере управления земельными ресурсами, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" <13> и совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <14>. Так, суды общей юрисдикции разрешают земельные споры в отношении земельных ресурсов, предусмотренные ст. 22 ГПК РФ и возникающие из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений <15>. Как отмечают С.Ф. Афанасьев и Т.В. Волкова, к подведомственности судов общей юрисдикции традиционно относятся большинство земельных споров, например, связанных с "неправомерным отказом в предоставлении, изъятии земельного участка, с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, с установлением границ (межеванием), признанием права на земельный участок, его государственной регистрацией, с обжалованием незаконных действий или правовых актов государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, с возмещением убытков, стоимости улучшений" <16>. А мировой судья в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 23 ГПК РФ правомочен рассматривать дела об определении порядка пользования земельным участком, разделе между супругами совместно нажитого имущества.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Разрешая вопросы компетенции судов и подсудности споров в сфере управления земельными ресурсами, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" <13> и совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <14>. Так, суды общей юрисдикции разрешают земельные споры в отношении земельных ресурсов, предусмотренные ст. 22 ГПК РФ и возникающие из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений <15>. Как отмечают С.Ф. Афанасьев и Т.В. Волкова, к подведомственности судов общей юрисдикции традиционно относятся большинство земельных споров, например, связанных с "неправомерным отказом в предоставлении, изъятии земельного участка, с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, с установлением границ (межеванием), признанием права на земельный участок, его государственной регистрацией, с обжалованием незаконных действий или правовых актов государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, с возмещением убытков, стоимости улучшений" <16>. А мировой судья в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 23 ГПК РФ правомочен рассматривать дела об определении порядка пользования земельным участком, разделе между супругами совместно нажитого имущества.
Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)возмещение, выплачиваемое при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам участков и правообладателям объектов недвижимости, расположенных на этих участках (пп. 5 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья: Возмещение за изъятие земли при применении УСН
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 19)В результате изъятия земельного участка у компании прекращается право собственности на него (п. 2 ст. 279 ГК РФ), а участок переходит в государственную или муниципальную собственность (п. 4 ст. 56.11 ЗК РФ). Переход права собственности на имущество для целей налогообложения признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Нужно ли учитывать полученную сумму возмещения в составе доходов от реализации при применении УСН.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 19)В результате изъятия земельного участка у компании прекращается право собственности на него (п. 2 ст. 279 ГК РФ), а участок переходит в государственную или муниципальную собственность (п. 4 ст. 56.11 ЗК РФ). Переход права собственности на имущество для целей налогообложения признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Нужно ли учитывать полученную сумму возмещения в составе доходов от реализации при применении УСН.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении данной территории необходимо установить специальный правовой режим - режим комплексного развития, учитывающий специфику режима сельскохозяйственных земель. Способом обособления перспективной для комплексного развития территории и установления ее границ, а также определения правового режима выступает зонирование. В результате зонирования в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется зона комплексного развития, и возникают установленные законом правовые последствия, которые в том числе могут предусматривать: 1) изъятие земельных участков, относящихся к частной собственности и располагающихся в границах зоны, для публичных нужд <1> в соответствии со специальным порядком; здесь следует подчеркнуть, что действующий порядок изъятия участков, в том числе и в отношении сельскохозяйственных земель <2>, подвергался справедливой критике в литературе <3> и нуждается в доработке, так как ущемляет права граждан; 2) особые условия использования земельных участков, располагающихся в границах зоны, предполагающие ограничения на виды деятельности и строительство объектов, не связанных с целями комплексного развития и сельскохозяйственного назначения; 3) взаимные обязательства публичных и частных субъектов; 4) определение видов разрешенного использования земельных участков, связанных с реализацией мероприятий по комплексному развитию, с учетом особенностей целевого назначения исследуемой категории земель; 5) осуществление планировки территории комплексного развития с целью определения перечня объектов, их технических характеристик и местоположения, что позволит конкретизировать условия использования земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении данной территории необходимо установить специальный правовой режим - режим комплексного развития, учитывающий специфику режима сельскохозяйственных земель. Способом обособления перспективной для комплексного развития территории и установления ее границ, а также определения правового режима выступает зонирование. В результате зонирования в составе земель сельскохозяйственного назначения формируется зона комплексного развития, и возникают установленные законом правовые последствия, которые в том числе могут предусматривать: 1) изъятие земельных участков, относящихся к частной собственности и располагающихся в границах зоны, для публичных нужд <1> в соответствии со специальным порядком; здесь следует подчеркнуть, что действующий порядок изъятия участков, в том числе и в отношении сельскохозяйственных земель <2>, подвергался справедливой критике в литературе <3> и нуждается в доработке, так как ущемляет права граждан; 2) особые условия использования земельных участков, располагающихся в границах зоны, предполагающие ограничения на виды деятельности и строительство объектов, не связанных с целями комплексного развития и сельскохозяйственного назначения; 3) взаимные обязательства публичных и частных субъектов; 4) определение видов разрешенного использования земельных участков, связанных с реализацией мероприятий по комплексному развитию, с учетом особенностей целевого назначения исследуемой категории земель; 5) осуществление планировки территории комплексного развития с целью определения перечня объектов, их технических характеристик и местоположения, что позволит конкретизировать условия использования земельных участков.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)6. Применение доктрины регуляторных изъятий на примере
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)6. Применение доктрины регуляторных изъятий на примере
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Нельзя приобрести в частную собственность земельные участки, изъятые из оборота, а также по общему правилу - участки, которые ограничены в обороте (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нельзя приобрести в частную собственность земельные участки, изъятые из оборота, а также по общему правилу - участки, которые ограничены в обороте (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).