Изъятие земельного участка для строительства школы
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка для строительства школы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Доводы заявителя в жалобе о том, что строительство и реконструкция школы не предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для изъятия земельного участка для муниципальных нужд, основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов. Перечень предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации оснований изъятия земельного участка для муниципальных нужд не является исчерпывающим, данная норма применяется во взаимосвязи с иными законоположениями, регулирующими спорные правоотношения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)- проектом предусмотрено изъятие земельных участков заявителя для строительства детских дошкольных учреждений и общеобразовательной школы, в то время как данные объекты не включены в перечень в ст. 49 ЗК РФ, а следовательно, для их строительства недопустимо осуществлять принудительное изъятие для муниципальных нужд;
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)- проектом предусмотрено изъятие земельных участков заявителя для строительства детских дошкольных учреждений и общеобразовательной школы, в то время как данные объекты не включены в перечень в ст. 49 ЗК РФ, а следовательно, для их строительства недопустимо осуществлять принудительное изъятие для муниципальных нужд;
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В-четвертых, в соответствии с правовыми предписаниями гл. 10 Градостроительного кодекса РФ на уровне субъектов Российской Федерации с привлечением органов местного самоуправления возможны разработка и реализация мероприятий в рамках комплексного развития территорий. Думается, что изъятие земли для реализации данного направления в большей степени подпадает под обеспечение муниципальных нужд. При реализации соответствующей программы возможно включение в территорию застройки не только земельных участков с аварийными домами, но и теми домами, которые не признаны в качестве таковых, исходя из критериев, установленных на местном уровне. Более того, границы территории могут быть расширены за счет пустырей, участков заброшенных промышленных зон, заводов, а также земель, принадлежащих муниципалитетам. При этом в качестве одной из целей соответствующей программы выступают создание комфортных и благоприятных условий проживания граждан, предотвращение роста аварийного жилищного фонда, обеспечение комплексного развития жилых территорий <13>. В рассматриваемом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры, строительстве социально значимых объектов, таких как детские сады, школы, медицинские учреждения и т.п., что в полной мере соответствует содержанию понятия "муниципальные нужды" и изъятию в связи с этим земельных участков.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)В-четвертых, в соответствии с правовыми предписаниями гл. 10 Градостроительного кодекса РФ на уровне субъектов Российской Федерации с привлечением органов местного самоуправления возможны разработка и реализация мероприятий в рамках комплексного развития территорий. Думается, что изъятие земли для реализации данного направления в большей степени подпадает под обеспечение муниципальных нужд. При реализации соответствующей программы возможно включение в территорию застройки не только земельных участков с аварийными домами, но и теми домами, которые не признаны в качестве таковых, исходя из критериев, установленных на местном уровне. Более того, границы территории могут быть расширены за счет пустырей, участков заброшенных промышленных зон, заводов, а также земель, принадлежащих муниципалитетам. При этом в качестве одной из целей соответствующей программы выступают создание комфортных и благоприятных условий проживания граждан, предотвращение роста аварийного жилищного фонда, обеспечение комплексного развития жилых территорий <13>. В рассматриваемом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры, строительстве социально значимых объектов, таких как детские сады, школы, медицинские учреждения и т.п., что в полной мере соответствует содержанию понятия "муниципальные нужды" и изъятию в связи с этим земельных участков.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Заявитель жаловался на нарушение его права на уважение собственности в связи со сносом его имущества, входящего в состав нефтебазы, и использованием властями его земельного участка без соблюдения процедуры изъятия имущества и без предоставления какой-либо компенсации.
(подготовлен Верховным Судом РФ)Заявитель жаловался на нарушение его права на уважение собственности в связи со сносом его имущества, входящего в состав нефтебазы, и использованием властями его земельного участка без соблюдения процедуры изъятия имущества и без предоставления какой-либо компенсации.
Постановление ЕСПЧ от 08.12.2020
"Дело "Дахкильгов (Dakhkilgov) против Российской Федерации" (жалоба N 34376/16)49. Однако в настоящем деле имущество заявителя было de facto изъято без предварительного судебного контроля, в рамках предусмотренной законом процедуры, без общественной пользы от лишения его собственности и без предоставления какого-либо возмещения. Затем, когда заявитель потребовал снести спортивную площадку, занимающую его земельный участок против его воли, суды ограничились установлением того, что акты, касающиеся расширения территории школы, были приняты до приобретения земельного участка заявителем и что строительство площадки соответствовало нормам градостроительства и безопасности.
"Дело "Дахкильгов (Dakhkilgov) против Российской Федерации" (жалоба N 34376/16)49. Однако в настоящем деле имущество заявителя было de facto изъято без предварительного судебного контроля, в рамках предусмотренной законом процедуры, без общественной пользы от лишения его собственности и без предоставления какого-либо возмещения. Затем, когда заявитель потребовал снести спортивную площадку, занимающую его земельный участок против его воли, суды ограничились установлением того, что акты, касающиеся расширения территории школы, были приняты до приобретения земельного участка заявителем и что строительство площадки соответствовало нормам градостроительства и безопасности.
Статья: Изъятие в пользу частного лица: практика Германии и США
(Поветкина Е.Л., Кучин С.А.)
("Вестник ВАС РФ", 2014, N 7)В 1999 г. Федеральный конституционный суд ФРГ рассмотрел вопрос о конституционности принудительного изъятия земельного участка в целях размещения на нем частной вальдорфской школы и детского сада (на праве застройки) <11>, признав, что такое изъятие не нарушает требования ст. 14 Основного Закона ФРГ. Суд пришел к выводу о том, что строительство частной школы и детского сада самым непосредственным образом соответствует понятию общего блага для каждой городской общины и относится к сфере жизнеобеспечения. В подобных случаях изъятие рассматривается обществом как достаточно обоснованное, правомерное и соответствующее понятию общего блага.
(Поветкина Е.Л., Кучин С.А.)
("Вестник ВАС РФ", 2014, N 7)В 1999 г. Федеральный конституционный суд ФРГ рассмотрел вопрос о конституционности принудительного изъятия земельного участка в целях размещения на нем частной вальдорфской школы и детского сада (на праве застройки) <11>, признав, что такое изъятие не нарушает требования ст. 14 Основного Закона ФРГ. Суд пришел к выводу о том, что строительство частной школы и детского сада самым непосредственным образом соответствует понятию общего блага для каждой городской общины и относится к сфере жизнеобеспечения. В подобных случаях изъятие рассматривается обществом как достаточно обоснованное, правомерное и соответствующее понятию общего блага.
Статья: Система оснований прекращения (лишения) права собственности как необходимое условие эффективной реализации принципа неприкосновенности собственности
(Щенникова Л.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2019, N 2)Очевидно, что теоретические исследования, в том числе цивилистические, лишь тогда имеют действительную ценность, когда они основаны на добротном фундаменте практики. Для цивилиста критерием истины является изученная судебная практика, позволяющая как выявлять проблемы гражданско-правового регулирования, так и вырабатывать конкретные предложения по его усовершенствованию. Настоящее исследование требует обращения к современной судебной практике по делам о принудительном прекращении права собственности. И здесь представляется возможным выделить для научного анализа три аспекта. Первый свяжем с проблемой выявления публичного интереса и его обоснования. Второй - с бесхозяйственным содержанием имущества как основанием для его принудительного изъятия. Третий - с компенсацией, в том числе с вопросом определения ее размера. Итак, первый аспект анализа судебной практики будет связан с характеристиками публичного интереса, ради удовлетворения которого возможно нарушение принципа неприкосновенности собственности. Обратимся к делам, рассмотренным судами Пензенской, Тюменской и Ульяновской областей. Так, администрация города Пензы обратилась в суд с иском к В.В. Краснову об изъятии земельного участка и нежилого помещения. Свои "муниципальные нужды" администрация связала с необходимостью строительства объектов водоотведения к зданию построенной школы. Администрация приняла соответствующее постановление, известив В.В. Краснова о принятом решении. Ему было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд посредством направления трех его экземпляров по почтовому адресу. Отправленное письмо адресатом не было получено и возвращено почтой администрации по истечении срока необходимого хранения. В связи с указанными обстоятельствами администрация обратилась с иском об изъятии недвижимого имущества в Ленинский районный суд г. Пензы. Требования истца суд удовлетворил в полном объеме, не обсуждая вопрос о необходимости и обоснованности изъятия спорного земельного участка и находящегося на нем строения. Ввиду отсутствия должного анализа всех обстоятельств дела и главным образом отсутствия очевидной необходимости для изъятия В.В. Краснов обратился с апелляционной жалобой в Пензенский областной суд. Однако областной суд также ограничился указанием на действующие нормы гражданского и земельного законодательства, в соответствии с которыми возможно в исключительных случаях изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При этом было подчеркнуто, что под муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение общественно полезных целей, осуществить которые невозможно без изъятия имущества. Но ведь все эти обстоятельства, связанные с общественной полезностью и невозможностью обойтись без изъятия, должны быть всесторонне исследованы судом. Суд должен убедиться, что водоотведение не формальный повод, а реальная причина, без устранения которой построенная школа останется без воды. Фактических обстоятельств в судебном заседании исследовано не было. Однако и областной суд города Пензы с принудительным изъятием земельного участка и иной недвижимости согласился, оставив в силе решение Ленинского районного суда от 19 января 2017 года <1>.
(Щенникова Л.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2019, N 2)Очевидно, что теоретические исследования, в том числе цивилистические, лишь тогда имеют действительную ценность, когда они основаны на добротном фундаменте практики. Для цивилиста критерием истины является изученная судебная практика, позволяющая как выявлять проблемы гражданско-правового регулирования, так и вырабатывать конкретные предложения по его усовершенствованию. Настоящее исследование требует обращения к современной судебной практике по делам о принудительном прекращении права собственности. И здесь представляется возможным выделить для научного анализа три аспекта. Первый свяжем с проблемой выявления публичного интереса и его обоснования. Второй - с бесхозяйственным содержанием имущества как основанием для его принудительного изъятия. Третий - с компенсацией, в том числе с вопросом определения ее размера. Итак, первый аспект анализа судебной практики будет связан с характеристиками публичного интереса, ради удовлетворения которого возможно нарушение принципа неприкосновенности собственности. Обратимся к делам, рассмотренным судами Пензенской, Тюменской и Ульяновской областей. Так, администрация города Пензы обратилась в суд с иском к В.В. Краснову об изъятии земельного участка и нежилого помещения. Свои "муниципальные нужды" администрация связала с необходимостью строительства объектов водоотведения к зданию построенной школы. Администрация приняла соответствующее постановление, известив В.В. Краснова о принятом решении. Ему было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд посредством направления трех его экземпляров по почтовому адресу. Отправленное письмо адресатом не было получено и возвращено почтой администрации по истечении срока необходимого хранения. В связи с указанными обстоятельствами администрация обратилась с иском об изъятии недвижимого имущества в Ленинский районный суд г. Пензы. Требования истца суд удовлетворил в полном объеме, не обсуждая вопрос о необходимости и обоснованности изъятия спорного земельного участка и находящегося на нем строения. Ввиду отсутствия должного анализа всех обстоятельств дела и главным образом отсутствия очевидной необходимости для изъятия В.В. Краснов обратился с апелляционной жалобой в Пензенский областной суд. Однако областной суд также ограничился указанием на действующие нормы гражданского и земельного законодательства, в соответствии с которыми возможно в исключительных случаях изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При этом было подчеркнуто, что под муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение общественно полезных целей, осуществить которые невозможно без изъятия имущества. Но ведь все эти обстоятельства, связанные с общественной полезностью и невозможностью обойтись без изъятия, должны быть всесторонне исследованы судом. Суд должен убедиться, что водоотведение не формальный повод, а реальная причина, без устранения которой построенная школа останется без воды. Фактических обстоятельств в судебном заседании исследовано не было. Однако и областной суд города Пензы с принудительным изъятием земельного участка и иной недвижимости согласился, оставив в силе решение Ленинского районного суда от 19 января 2017 года <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Резервирование земель и изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляются преимущественно для обеспечения строительства, реконструкции объектов, федерального, регионального и местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
(постатейный)
(отв. ред. Н.Н. Мельников)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Резервирование земель и изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляются преимущественно для обеспечения строительства, реконструкции объектов, федерального, регионального и местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Статья: Соотношение частных и публичных интересов при ограничении и прекращении прав на земли сельскохозяйственного назначения в общественных интересах
(Клейменова Е.С.)
("Юридический мир", 2010, N 11)Необходимо отметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран присутствует конкретизация понятий "общественная необходимость" или "общественная полезность" путем перечисления отдельных случаев, кода возможно изъятие земельного участка у правообладателя. Например, перечень публичных надобностей Польши включает: строительство и эксплуатацию публичных дорог и публичных средств связи, строительных сооружений в области охраны окружающей среды, зданий для публичных учреждений, строительство и эксплуатацию школ, больниц, домов социальных служб; строительство и эксплуатацию оборонных объектов, а также объектов обеспечения общественной безопасности, включая тюрьмы и колонии для несовершеннолетних и др. <7>.
(Клейменова Е.С.)
("Юридический мир", 2010, N 11)Необходимо отметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран присутствует конкретизация понятий "общественная необходимость" или "общественная полезность" путем перечисления отдельных случаев, кода возможно изъятие земельного участка у правообладателя. Например, перечень публичных надобностей Польши включает: строительство и эксплуатацию публичных дорог и публичных средств связи, строительных сооружений в области охраны окружающей среды, зданий для публичных учреждений, строительство и эксплуатацию школ, больниц, домов социальных служб; строительство и эксплуатацию оборонных объектов, а также объектов обеспечения общественной безопасности, включая тюрьмы и колонии для несовершеннолетних и др. <7>.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Дамбиева Т.В.)
("Адвокат", 2006, N 10)В Германии изъятие земельных участков возможно только в интересах общества. При этом такие цели должны быть определены в законе и быть вескими, поскольку на чашу весов положено другое социальное благо - право собственности. Целями изъятия могут быть: строительство объектов общего пользования (дороги, аэропорты, объекты промышленности, энергетики, транспорта и т.п.), объектов социального назначения (дома престарелых, школ, вузов, учреждений культуры и т.п.), сохранение облика городов и живописных местностей, обеспечение сохранности памятников природы и культуры, нужды безопасности и обороны, оптимизация границ земельных участков при проведении землеустройства, охрана природы, пресечение экологических правонарушений, недопущение нерационального использования земли выбытия земли из хозяйственного оборота <18>.
(Дамбиева Т.В.)
("Адвокат", 2006, N 10)В Германии изъятие земельных участков возможно только в интересах общества. При этом такие цели должны быть определены в законе и быть вескими, поскольку на чашу весов положено другое социальное благо - право собственности. Целями изъятия могут быть: строительство объектов общего пользования (дороги, аэропорты, объекты промышленности, энергетики, транспорта и т.п.), объектов социального назначения (дома престарелых, школ, вузов, учреждений культуры и т.п.), сохранение облика городов и живописных местностей, обеспечение сохранности памятников природы и культуры, нужды безопасности и обороны, оптимизация границ земельных участков при проведении землеустройства, охрана природы, пресечение экологических правонарушений, недопущение нерационального использования земли выбытия земли из хозяйственного оборота <18>.
Статья: Государственные и муниципальные нужды - основания изъятия (выкупа) земельного участка
(Дихтяр А.И., Клейменова Е.С.)
("Юрист", 2007, N 11)Изъятие земельных участков только в интересах общества возможно и в Германии. Кроме того, цели изъятия должны быть вескими и четко определенными законом. К ним относятся: строительство объектов общего пользования (к которым относятся дороги, аэропорты, объекты промышленности, транспорта, энергетики и др.), объектов социального назначения (в частности, домов престарелых, образовательных учреждений, учреждений культуры), сохранение облика городов и живописных местностей, обеспечение сохранности памятников природы и культуры, нужды безопасности и обороны, оптимизация границ земельных участков при проведении землеустройства, охрана природы, пресечение экологических правонарушений, недопущение нерационального использования земли, выбытия земли из хозяйственного оборота <7>.
(Дихтяр А.И., Клейменова Е.С.)
("Юрист", 2007, N 11)Изъятие земельных участков только в интересах общества возможно и в Германии. Кроме того, цели изъятия должны быть вескими и четко определенными законом. К ним относятся: строительство объектов общего пользования (к которым относятся дороги, аэропорты, объекты промышленности, транспорта, энергетики и др.), объектов социального назначения (в частности, домов престарелых, образовательных учреждений, учреждений культуры), сохранение облика городов и живописных местностей, обеспечение сохранности памятников природы и культуры, нужды безопасности и обороны, оптимизация границ земельных участков при проведении землеустройства, охрана природы, пресечение экологических правонарушений, недопущение нерационального использования земли, выбытия земли из хозяйственного оборота <7>.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой)
("Юстицинформ", 2002)- создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового строительства;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой)
("Юстицинформ", 2002)- создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового строительства;
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)И если в первом случае фактор "исключительности" заключается в невозможности проживания в неблагоприятной среде, то во втором случае мы видим всего лишь типичный случай злоупотребления правом и доминирования частно-публичных интересов. Такого рода примеры не ограничиваются только городом Москвой. В частности, В.П. Камышанский справедливо усомнился в том, что необходимость сноса 58 тысяч одноэтажных домов, расположенных на общей площади около двух тысяч гектаров в г. Краснодаре в 2006 году, соответствовала именно "муниципальным нуждам" <451>. Столь же дискуссионным можно назвать решение властей города Детройта об изъятии целого района (площадью 465 акров, состоящего из домов для 4200 жителей, а также нескольких школ и церквей) для того, чтобы предоставить General Motors земельный участок, отвечающий его спецификациям, для строительства нового завода <452>.
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)И если в первом случае фактор "исключительности" заключается в невозможности проживания в неблагоприятной среде, то во втором случае мы видим всего лишь типичный случай злоупотребления правом и доминирования частно-публичных интересов. Такого рода примеры не ограничиваются только городом Москвой. В частности, В.П. Камышанский справедливо усомнился в том, что необходимость сноса 58 тысяч одноэтажных домов, расположенных на общей площади около двух тысяч гектаров в г. Краснодаре в 2006 году, соответствовала именно "муниципальным нуждам" <451>. Столь же дискуссионным можно назвать решение властей города Детройта об изъятии целого района (площадью 465 акров, состоящего из домов для 4200 жителей, а также нескольких школ и церквей) для того, чтобы предоставить General Motors земельный участок, отвечающий его спецификациям, для строительства нового завода <452>.
Статья: Земля у дома
(Бандорин Л., Ганжела Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 4)Такое содержание статьи об изъятии земельных участков устраивает далеко не всех, и часто звучат предложения о введении дополнительных оснований изъятия, например таких, как строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и т.п.). В итоге можно представить ситуацию, когда будут приниматься решения об изъятии земельного участка под давно построенным многоквартирным домом в целях строительства более комфортного и многоэтажного дома с расчетом на извлечение большей прибыли. Такая ситуация была бы идеальна для застройщиков в крупных городах, где цены на жилье постоянно растут, однако жители многоквартирных домов оказались бы перед угрозой лишиться собственности в любой момент.
(Бандорин Л., Ганжела Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 4)Такое содержание статьи об изъятии земельных участков устраивает далеко не всех, и часто звучат предложения о введении дополнительных оснований изъятия, например таких, как строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и т.п.). В итоге можно представить ситуацию, когда будут приниматься решения об изъятии земельного участка под давно построенным многоквартирным домом в целях строительства более комфортного и многоэтажного дома с расчетом на извлечение большей прибыли. Такая ситуация была бы идеальна для застройщиков в крупных городах, где цены на жилье постоянно растут, однако жители многоквартирных домов оказались бы перед угрозой лишиться собственности в любой момент.