Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2021 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2021 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения налогового законодательства с 1 января 2021 года
(Лермонтов Ю.М.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2021, N 1)"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2021, N 1
(Лермонтов Ю.М.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2021, N 1)"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2021, N 1
Статья: Гармонизация налогового законодательства и таможенно-налогового администрирования в условиях функционирования ЕАЭС
(Лисовская И.А., Сокольникова О.Б.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)<18> Информация об основных изменениях налогового законодательства государств - членов ЕАЭС с 1 января 2021 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/nalog/Documents/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf.
(Лисовская И.А., Сокольникова О.Б.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)<18> Информация об основных изменениях налогового законодательства государств - членов ЕАЭС с 1 января 2021 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dofp/nalog/Documents/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"На момент заключения данного договора предоставление на основании лицензионного или сублицензионного соглашения исключительных прав на программное обеспечение являлось операцией, не подлежащей обложению НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 19 июля 2007 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"), поэтому в договоре было указано, что предоставление исключительных прав не облагается НДС. С 1 января 2021 года - в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ - НДС введен в отношении операций по предоставлению исключительных прав на программное обеспечение, которое не включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку иностранное программное обеспечение не было включено в этот реестр, АО "Ситроникс Ай Ти", будучи плательщиком НДС в бюджет, предъявило Банку ВТБ документы об оплате вознаграждения за лицензионный период 2021 года, в состав которого включило НДС по налоговой ставке 20 процентов в размере 141 353 528 руб. 96 коп., с чем Банк ВТБ не согласился. АО "Ситроникс Ай Ти" обратилось в суд с иском о взыскании с Банка ВТБ этой суммы и пени в размере 7 067 676 руб. 44 коп.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"На момент заключения данного договора предоставление на основании лицензионного или сублицензионного соглашения исключительных прав на программное обеспечение являлось операцией, не подлежащей обложению НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 19 июля 2007 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"), поэтому в договоре было указано, что предоставление исключительных прав не облагается НДС. С 1 января 2021 года - в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ - НДС введен в отношении операций по предоставлению исключительных прав на программное обеспечение, которое не включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку иностранное программное обеспечение не было включено в этот реестр, АО "Ситроникс Ай Ти", будучи плательщиком НДС в бюджет, предъявило Банку ВТБ документы об оплате вознаграждения за лицензионный период 2021 года, в состав которого включило НДС по налоговой ставке 20 процентов в размере 141 353 528 руб. 96 коп., с чем Банк ВТБ не согласился. АО "Ситроникс Ай Ти" обратилось в суд с иском о взыскании с Банка ВТБ этой суммы и пени в размере 7 067 676 руб. 44 коп.
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в рассматриваемой ситуации изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора прямо предусмотрено, что спорная услуга НДС не облагается в силу закона, то есть установленная в договоре цена не включает в себя сумму НДС. Следовательно, на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вознаграждения по договору, подлежащего уплате после 01.01.2021, общество правомерно предъявило банку сумму НДС, исчисленную по ставке 20%, в дополнение к ранее согласованной цене.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в рассматриваемой ситуации изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора прямо предусмотрено, что спорная услуга НДС не облагается в силу закона, то есть установленная в договоре цена не включает в себя сумму НДС. Следовательно, на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вознаграждения по договору, подлежащего уплате после 01.01.2021, общество правомерно предъявило банку сумму НДС, исчисленную по ставке 20%, в дополнение к ранее согласованной цене.
Вопрос: Об НДФЛ при получении в 2021 - 2023 гг. доходов в совокупной сумме, превышающей 5 млн руб. за налоговый период.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-04-06/129831)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 06.12.2022 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
(Письмо Минфина России от 30.12.2022 N 03-04-06/129831)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 06.12.2022 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Статья: Вопросы применения измененных положений Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Рассматриваются изменения законодательства о патентной системе налогообложения, произошедшие с 1 января 2021 г., позволяющие поставить вопрос о конституционности данного специального режима налогообложения в целом. Законодатель исключил ограничения для региональных органов законодательной власти, устанавливающие предельный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, а через него - и размер налога по патентной системе налогообложения. Тем самым федеральный законодатель фактически устранился от реальных ограничений полномочий региональных законодательных органов, регламентирующих патентную систему налогообложения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации еще с 1990-х гг. многократно выражал правовые позиции, в соответствии с которыми отсутствие таких ограничений недопустимо. Сделаны предложения о возможных путях решения проблемы. Не исключено, что Конституционный Суд РФ мог бы признать исключение ограничений федеральным законодателем неконституционным. Но с учетом предшествующего опыта возможно, что со стороны заинтересованных лиц вообще не будет никакой реакции на введенные в законодательство, по существу, неконституционные изменения.
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Рассматриваются изменения законодательства о патентной системе налогообложения, произошедшие с 1 января 2021 г., позволяющие поставить вопрос о конституционности данного специального режима налогообложения в целом. Законодатель исключил ограничения для региональных органов законодательной власти, устанавливающие предельный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, а через него - и размер налога по патентной системе налогообложения. Тем самым федеральный законодатель фактически устранился от реальных ограничений полномочий региональных законодательных органов, регламентирующих патентную систему налогообложения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации еще с 1990-х гг. многократно выражал правовые позиции, в соответствии с которыми отсутствие таких ограничений недопустимо. Сделаны предложения о возможных путях решения проблемы. Не исключено, что Конституционный Суд РФ мог бы признать исключение ограничений федеральным законодателем неконституционным. Но с учетом предшествующего опыта возможно, что со стороны заинтересованных лиц вообще не будет никакой реакции на введенные в законодательство, по существу, неконституционные изменения.
Вопрос: О применении резидентом ТОСЭР, заключившим соглашение об осуществлении деятельности до 01.01.2021, пониженных ставок налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 22.12.2022 N 03-03-06/1/126701)Федеральным законом от 13.07.2020 N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) внесены изменения в статью 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым резидент ТОСЭР вправе применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций либо ко всей налоговой базе (с учетом критерия, что 90 процентов всех доходов составляют доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение)), либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ). Данная норма НК РФ вступила в силу с 01.01.2021 (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 195-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 22.12.2022 N 03-03-06/1/126701)Федеральным законом от 13.07.2020 N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) внесены изменения в статью 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым резидент ТОСЭР вправе применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций либо ко всей налоговой базе (с учетом критерия, что 90 процентов всех доходов составляют доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение)), либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ). Данная норма НК РФ вступила в силу с 01.01.2021 (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 195-ФЗ).
Вопрос: О ставках по налогу на прибыль к доходам в виде дивидендов у российских организаций (международных холдинговых компаний), владеющих долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды.
(Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-12-11/5/122141)Одновременно обращаем внимание, что для российских организаций (международных холдинговых компаний), имеющих фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующих в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено временное применение в отчетных (налоговых) периодах с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно налоговых ставок, установленных подпунктами 1 и 1.1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктами 2 и 4 статьи 8 указанного Федерального закона.
(Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-12-11/5/122141)Одновременно обращаем внимание, что для российских организаций (международных холдинговых компаний), имеющих фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующих в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено временное применение в отчетных (налоговых) периодах с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно налоговых ставок, установленных подпунктами 1 и 1.1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктами 2 и 4 статьи 8 указанного Федерального закона.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: О налогообложении вкладов и облигаций и необходимости квалификации пассивных доходов
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 102-ФЗ <2> положения ст. 214.2 НК РФ применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 г. При этом дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 102-ФЗ <2> положения ст. 214.2 НК РФ применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 г. При этом дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, ценным бумагам СССР, государств - участников Союзного государства, субъектов РФ и ОМСУ.
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-04-05/54743)Изменение порядка обложения налогом на доходы физических лиц, в частности, доходов по операциям с ценными бумагами предусмотрено Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 14.06.2024 N 03-04-05/54743)Изменение порядка обложения налогом на доходы физических лиц, в частности, доходов по операциям с ценными бумагами предусмотрено Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.