Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эпидемиологический кризис и его влияние на развитие корпоративного законодательства и практику его применения
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)50. Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva_v_svyazi_s_koronavirusom/ (дата обращения: 01.11.2023).
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 6, 7)50. Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/izmeneniya_nalogovogo_zakonodatelstva_v_svyazi_s_koronavirusom/ (дата обращения: 01.11.2023).
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Таким образом, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ в период пандемии COVID-19, наряду с сокращением ненефтегазовых доходов, потребовало от государства внесения изменений в налоговое законодательство с целью увеличения нефтегазовых доходов. Что, безусловно, должно положительно сказаться как на нефтяной отрасли, так и на доходной части бюджета страны от рентных доходов.
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Таким образом, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ в период пандемии COVID-19, наряду с сокращением ненефтегазовых доходов, потребовало от государства внесения изменений в налоговое законодательство с целью увеличения нефтегазовых доходов. Что, безусловно, должно положительно сказаться как на нефтяной отрасли, так и на доходной части бюджета страны от рентных доходов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 3 апреля 2020 г. N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и вынужденно приостановивших (ограничивших) работу в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 3 апреля 2020 г. N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и вынужденно приостановивших (ограничивших) работу в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
"Перечень поручений по вопросам принятия дополнительных мер государственной поддержки организаций, осуществляющих в 2021 и 2022 годах отдельные виды культурной деятельности в Российской Федерации"
(утв. Президентом РФ 25.12.2020 N Пр-2216)б) предусмотреть возможность использования бюджетными и автономными учреждениями культуры субсидий, предоставляемых им на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в I - III кварталах 2021 г., без учета отклонений от достижения установленных значений показателей их деятельности, связанных с приостановлением (частичным приостановлением, ограничением) деятельности этих учреждений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
(утв. Президентом РФ 25.12.2020 N Пр-2216)б) предусмотреть возможность использования бюджетными и автономными учреждениями культуры субсидий, предоставляемых им на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в I - III кварталах 2021 г., без учета отклонений от достижения установленных значений показателей их деятельности, связанных с приостановлением (частичным приостановлением, ограничением) деятельности этих учреждений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Статья: Новая форма декларации по налогу на имущество для отчета за 2022 год
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В разд. 1 декларации по налогу на имущество в соответствующем поле ставился код признака 1 или 2 теми налогоплательщиками, которые применяли нормативные правовые акты соответственно Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу (в связи с эпидемией коронавируса).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В разд. 1 декларации по налогу на имущество в соответствующем поле ставился код признака 1 или 2 теми налогоплательщиками, которые применяли нормативные правовые акты соответственно Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу (в связи с эпидемией коронавируса).
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Чтобы минимизировать последствия беспрецедентных санкций по причине проведения Россией с конца февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, власти экстренно разрабатывают меры поддержки малого бизнеса. Был принят Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который возобновил программу предоставления бизнесу кредитных каникул (проводилась в 2020 г. из-за коронавируса и наложенных на бизнес временных санитарных ограничений). Условия ранее применявшихся кредитных каникул для бизнеса не изменились, просто Федеральный закон распространил действие Закона о кредитных каникулах 2020 г. на 2022 г.
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Чтобы минимизировать последствия беспрецедентных санкций по причине проведения Россией с конца февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, власти экстренно разрабатывают меры поддержки малого бизнеса. Был принят Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который возобновил программу предоставления бизнесу кредитных каникул (проводилась в 2020 г. из-за коронавируса и наложенных на бизнес временных санитарных ограничений). Условия ранее применявшихся кредитных каникул для бизнеса не изменились, просто Федеральный закон распространил действие Закона о кредитных каникулах 2020 г. на 2022 г.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
Статья: Правовой аспект воздействия экологических проблем на формирование нефтегазовых доходов федерального бюджета
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Из-за существующей геополитической обстановки (санкции), результатов по переговорам ОПЕК и ОПЕК+ по объемам добычи нефти и сложившейся в этой связи мировой цены на нефть, а также ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, нефтегазовые доходы федерального бюджета значительно сократились, что повлекло изменение бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Из-за существующей геополитической обстановки (санкции), результатов по переговорам ОПЕК и ОПЕК+ по объемам добычи нефти и сложившейся в этой связи мировой цены на нефть, а также ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, нефтегазовые доходы федерального бюджета значительно сократились, что повлекло изменение бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<54> Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<54> Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
Статья: Реорганизация юридического лица как механизм защиты или "формальная процедура банкротства" в России и в зарубежных странах
(Сушкова О.В.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Россия. В России процедуры, связанные с несостоятельностью и банкротством юридического и физического лица, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"). Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в деятельность юридических лиц, которая привела многие из них к неплатежеспособности и несостоятельности, в исключительных случаях к банкротству. Такое положение не только вещей ухудшило бы экономическую ситуацию в целом, но и сократило бы налоговые отчисления в бюджет, что также повлияло бы на сферу предпринимательской и профессиональной деятельности. Так, в базовый законодательный акт - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - были внесены существенные изменения путем введения ст. 9.1.
(Сушкова О.В.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Россия. В России процедуры, связанные с несостоятельностью и банкротством юридического и физического лица, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"). Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в деятельность юридических лиц, которая привела многие из них к неплатежеспособности и несостоятельности, в исключительных случаях к банкротству. Такое положение не только вещей ухудшило бы экономическую ситуацию в целом, но и сократило бы налоговые отчисления в бюджет, что также повлияло бы на сферу предпринимательской и профессиональной деятельности. Так, в базовый законодательный акт - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - были внесены существенные изменения путем введения ст. 9.1.
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Представляется, что с целью исключения возможности разночтения в формулировках законодательства о налогах и сборах в тексте ст. 149 НК РФ в качестве операции, не облагаемой НДС, следует отдельно закрепить реализацию цифровых финансовых активов.
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Представляется, что с целью исключения возможности разночтения в формулировках законодательства о налогах и сборах в тексте ст. 149 НК РФ в качестве операции, не облагаемой НДС, следует отдельно закрепить реализацию цифровых финансовых активов.
Статья: Принцип законности налогообложения в условиях преодоления чрезвычайных ситуаций
(Журавлева О.О.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В период социальных ограничений, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, в России, как и в других государствах, выросла доля подзаконного регулирования <25>, поскольку исполнительной власти были временно переданы полномочия по регулированию, традиционно относящиеся к прерогативе представительной власти. Произошедшее временное изменение в 2020 г. состава источников правового регулирования в налоговой сфере и принципов распределения между ними нормативного материала было обусловлено законодательным наделением высших исполнительных органов государственной власти (Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на этот период правом издавать нормативные правовые акты, предусматривавшие регулирование вопросов, которые в обычных условиях являются предметом Налогового кодекса Российской Федерации <26>, законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (их перечень был закрытым).
(Журавлева О.О.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)В период социальных ограничений, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, в России, как и в других государствах, выросла доля подзаконного регулирования <25>, поскольку исполнительной власти были временно переданы полномочия по регулированию, традиционно относящиеся к прерогативе представительной власти. Произошедшее временное изменение в 2020 г. состава источников правового регулирования в налоговой сфере и принципов распределения между ними нормативного материала было обусловлено законодательным наделением высших исполнительных органов государственной власти (Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на этот период правом издавать нормативные правовые акты, предусматривавшие регулирование вопросов, которые в обычных условиях являются предметом Налогового кодекса Российской Федерации <26>, законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (их перечень был закрытым).
Вопрос: О предложении по освобождению от налогообложения субсидий на возобновление деятельности субъектами МСП, пострадавшими от паводка в Оренбургской области, и субсидий на оплату труда работников.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.