Иск о признании недействующим нормативного правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Иск о признании недействующим нормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213 "Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" КАС РФ"Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 208 "Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Федеральный законодатель в статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрел перечень лиц, которым предоставлено право на предъявление административного иска о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, к которым в том числе отнесены лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
Ситуация: Как уплачивается госпошлина при подаче в суд совместного искового заявления?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В суд с одним иском о признании недействующим нормативного правового акта обратились три гражданина. Один из них является инвалидом II группы и освобожден от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым судами (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Общая сумма госпошлины - 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Два других истца, не имеющие права на льготы при уплате госпошлины, должны заплатить 2 000 руб. (3 000 руб. : 3 x 2), то есть по 1 000 руб. каждый.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В суд с одним иском о признании недействующим нормативного правового акта обратились три гражданина. Один из них является инвалидом II группы и освобожден от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым судами (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Общая сумма госпошлины - 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Два других истца, не имеющие права на льготы при уплате госпошлины, должны заплатить 2 000 руб. (3 000 руб. : 3 x 2), то есть по 1 000 руб. каждый.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
(ред. от 31.07.2025)Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При этом само по себе отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)При этом само по себе отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут.
Статья: Взаимодействие частного и публичного права на примере административно- и гражданско-правовых способов защиты
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Среди условий обращения особо выделим сроки. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим, по общему правилу, может быть подано в суд в течение всего срока действия этого акта (ч. 6 и 7 ст. 208 КАС).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Среди условий обращения особо выделим сроки. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим, по общему правилу, может быть подано в суд в течение всего срока действия этого акта (ч. 6 и 7 ст. 208 КАС).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, по общему правилу судья отказывает в принятии административного искового заявления в случаях, установленных в ст. 128 КАС РФ. При этом в производстве по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим также и в том случае, если на момент подачи оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, по общему правилу судья отказывает в принятии административного искового заявления в случаях, установленных в ст. 128 КАС РФ. При этом в производстве по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим также и в том случае, если на момент подачи оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет ряд обстоятельств. В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) такими обстоятельствами являются:
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет ряд обстоятельств. В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) такими обстоятельствами являются:
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)По такому же пути пошло и отечественное законодательство. С 2002 г. в ГПК РФ и АПК РФ, а с 2015 г. - в КАС РФ выделено отдельное судебное производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, позволяющее гражданам и организациям (а в ряде случаев и иным субъектам) обращаться в суды с исками о признании недействующими нормативных правовых актов, нарушающих их права и законные интересы, в случае, когда такие нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При удовлетворении такого иска суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, что означает признание его не подлежащим применению и фактически исключает его из системы правового регулирования.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)По такому же пути пошло и отечественное законодательство. С 2002 г. в ГПК РФ и АПК РФ, а с 2015 г. - в КАС РФ выделено отдельное судебное производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, позволяющее гражданам и организациям (а в ряде случаев и иным субъектам) обращаться в суды с исками о признании недействующими нормативных правовых актов, нарушающих их права и законные интересы, в случае, когда такие нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При удовлетворении такого иска суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, что означает признание его не подлежащим применению и фактически исключает его из системы правового регулирования.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу самой первой нормы главы КАС РФ о нормоконтроле (ч. 1 ст. 208 Кодекса) правом на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части обладают лица, полагающие, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу самой первой нормы главы КАС РФ о нормоконтроле (ч. 1 ст. 208 Кодекса) правом на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части обладают лица, полагающие, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.