Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О направлении работодателем запроса о предоставлении медицинского заключения о возможном нахождении пострадавшего в состоянии опьянения в рамках расследования несчастного случая на производстве.
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).
(Письмо Минтруда России от 04.03.2025 N 15-3/ООГ-447)Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 Положения), а также принимает порядок выдачи медицинскими организациями медицинских заключений, справок на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (пункт 5.2.22 Положения), порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (пункт 5.2.73 Положения), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.208 Положения).
Вопрос: При каком уровне содержания барбитуратов в организме человека можно привлечь его к административной ответственности при управлении транспортным средством?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в Решении от 30.06.2010 N ГКПИ10-527 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 17 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утв. Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308" (Определением Верховного Суда РФ от 09.09.2010 N КАС10-407 данное Решение оставлено без изменения), также сформулировал позицию о том, что заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества), что согласуется с Правилами определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475, где не закреплены нормы о предельно допустимой концентрации наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ при определении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в Решении от 30.06.2010 N ГКПИ10-527 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 17 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утв. Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308" (Определением Верховного Суда РФ от 09.09.2010 N КАС10-407 данное Решение оставлено без изменения), также сформулировал позицию о том, что заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества), что согласуется с Правилами определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475, где не закреплены нормы о предельно допустимой концентрации наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение, веществ при определении результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Основания и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения урегулированы положениями ст. 27.12 КоАП РФ, п. 6 которой предусматривает, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Основания и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения урегулированы положениями ст. 27.12 КоАП РФ, п. 6 которой предусматривает, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отстранить работника от работыОтметим: даже если работник (его законный представитель) согласился на медицинское освидетельствование, он вправе отказаться от процедуры как непосредственно перед началом, так и в ходе ее проведения. Это подтверждается положениями ч. 3 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, пп. 1 - 3 п. 33 Порядка медосвидетельствования на состояние опьянения, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.04.2025 N 262н.
Статья: Об опыте практической реализации института экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9, частями 2, 3 статьи 20.20 КоАП России
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Действительно, порядок медицинского освидетельствования, проводимого на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствии с ч. 5 ст. 44 данного Закона, а также ст. 5.2.57(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации <4>, должен устанавливаться Минздравом России по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России. В настоящее время такой нормативный акт отсутствует <5>. Нормативно определенным является лишь порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утвержденный Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н), принятие которого в соответствии с ч. 6 ст. 27.12.1 КоАП РФ и в соответствии со ст. 5.2.73 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Минздрава РФ. Положения утвержденного порядка, как отмечалось, не позволяют решить ряд задач, стоящих перед медицинским освидетельствованием, и обеспечивать регулирование общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Действительно, порядок медицинского освидетельствования, проводимого на основании Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствии с ч. 5 ст. 44 данного Закона, а также ст. 5.2.57(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации <4>, должен устанавливаться Минздравом России по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России. В настоящее время такой нормативный акт отсутствует <5>. Нормативно определенным является лишь порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утвержденный Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н), принятие которого в соответствии с ч. 6 ст. 27.12.1 КоАП РФ и в соответствии со ст. 5.2.73 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Минздрава РФ. Положения утвержденного порядка, как отмечалось, не позволяют решить ряд задач, стоящих перед медицинским освидетельствованием, и обеспечивать регулирование общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (ред. от 25.03.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (ред. от 25.03.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Состояние опьянения как признак транспортных преступлений
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Из данного Постановления следует недопустимость создания в системе действующего правового регулирования привилегированного положения для водителя, совершившего криминальное дорожно-транспортное происшествие, находясь в состоянии опьянения, и скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия (в отношении которого по объективным причинам не представляется возможным провести медицинское освидетельствование и установить факт употребления спиртосодержащих или иных одурманивающих веществ надлежащим образом), равно как и для лица, отказавшегося выполнять такое освидетельствование, по сравнению с таким же виновным в преступлении, предусмотренном ст. 264, но не покинувшим места аварии <15>. Кроме того, Конституционный Суд РФ выразил четкую правовую позицию по поводу возможности установления состояния опьянения при расследовании криминальных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК РФ, не только путем медицинского освидетельствования, но и другими не противоречащими закону способами.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2024, N 2)Из данного Постановления следует недопустимость создания в системе действующего правового регулирования привилегированного положения для водителя, совершившего криминальное дорожно-транспортное происшествие, находясь в состоянии опьянения, и скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия (в отношении которого по объективным причинам не представляется возможным провести медицинское освидетельствование и установить факт употребления спиртосодержащих или иных одурманивающих веществ надлежащим образом), равно как и для лица, отказавшегося выполнять такое освидетельствование, по сравнению с таким же виновным в преступлении, предусмотренном ст. 264, но не покинувшим места аварии <15>. Кроме того, Конституционный Суд РФ выразил четкую правовую позицию по поводу возможности установления состояния опьянения при расследовании криминальных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК РФ, не только путем медицинского освидетельствования, но и другими не противоречащими закону способами.
Статья: Верховный Суд РФ разрешил увольнять выпившего сотрудника без освидетельствования
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)Суды пришли к выводу, что предприятие не смогло доказать факт нахождения истца на рабочем месте в состоянии опьянения, так как медицинское освидетельствование проведено не было, в то время как именно на работодателе лежит обязанность по доказыванию подобного инцидента.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)Суды пришли к выводу, что предприятие не смогло доказать факт нахождения истца на рабочем месте в состоянии опьянения, так как медицинское освидетельствование проведено не было, в то время как именно на работодателе лежит обязанность по доказыванию подобного инцидента.
Статья: Подтверждение состояния опьянения у работника
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся:
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся: