Информационно-разъяснительный характер
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационно-разъяснительный характер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах" НК РФ"Кроме того, письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствовали налогоплательщику руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах. Указанные письма в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 АПК РФ не относятся к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику единый налог по УСН, сделав вывод о неправомерном невключении налогоплательщиком в налоговую базу дохода в виде безвозмездно полученного недвижимого имущества. Налоговый орган установил, что налогоплательщиком получен доход от использования полученного в дар недвижимого имущества в предпринимательской деятельности посредством сдачи его в аренду. Руководствуясь ст. ст. 250, 346.11, 346.15 НК РФ и правовыми позициями, изложенными в Определениях КС РФ от 14.07.2011 N 1017-О-О, от 22.03.2012 N 407-О-О, суд признал доначисление единого налога правомерным, отклонив довод налогоплательщика о наличии обстоятельств, исключающих вину, в виде позиции Минфина России по данному вопросу, поскольку на основании п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не являются ответом на запросы налогоплательщика и не содержат разъяснений об освобождении от налогообложения при получении в дар имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику единый налог по УСН, сделав вывод о неправомерном невключении налогоплательщиком в налоговую базу дохода в виде безвозмездно полученного недвижимого имущества. Налоговый орган установил, что налогоплательщиком получен доход от использования полученного в дар недвижимого имущества в предпринимательской деятельности посредством сдачи его в аренду. Руководствуясь ст. ст. 250, 346.11, 346.15 НК РФ и правовыми позициями, изложенными в Определениях КС РФ от 14.07.2011 N 1017-О-О, от 22.03.2012 N 407-О-О, суд признал доначисление единого налога правомерным, отклонив довод налогоплательщика о наличии обстоятельств, исключающих вину, в виде позиции Минфина России по данному вопросу, поскольку на основании п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не являются ответом на запросы налогоплательщика и не содержат разъяснений об освобождении от налогообложения при получении в дар имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применяются письма Минфина России по вопросам налогообложения
(КонсультантПлюс, 2024)Письма Минфина России носят информационно-разъяснительный характер и нормативным актом не являются. Следовать им вы не обязаны. Но если недоимка возникла из-за того, что вы следовали рекомендациям, которые адресованы лично вам, налоговым органам или неопределенному кругу лиц, от штрафа и пеней вас могут освободить.
(КонсультантПлюс, 2024)Письма Минфина России носят информационно-разъяснительный характер и нормативным актом не являются. Следовать им вы не обязаны. Но если недоимка возникла из-за того, что вы следовали рекомендациям, которые адресованы лично вам, налоговым органам или неопределенному кругу лиц, от штрафа и пеней вас могут освободить.
Статья: О гарантиях правомерных интересов частных лиц в условиях полисемии права
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Полномочие давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенциям соответствующей службы, с одной стороны, закреплено в положениях о большинстве федеральных служб <73>. В отношении Федеральной налоговой службы <74> (ФНС России) Конституционный Суд РФ, например, не исключает ее полномочия "принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации" <75>. Данное полномочие, кажется, не следует исключать и за иными контрольно-надзорными органами в соответствующих сферах. С другой стороны, ни перечисленные нормы законов об отдельных видах контроля, ни положения о контрольно-надзорных органах не предусматривают обязанность дать контролируемому лицу разъяснение о том, как закон необходимо толковать применительно к конкретной ситуации. В результате не исключено, например, что в ответ на вопрос о том, относится ли конкретное имущество к числу движимого или недвижимого с точки зрения налога на недвижимое имущество организаций, ФНС России предоставит разъяснение, содержащее лишь общее описание критериев признания имущества недвижимостью <76>, не снимая, таким образом, с налогоплательщика риска неправильного понимания закона. По мнению ФНС, у налоговых органов нет обязанности давать разъяснения "по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем" <77>, что во многом обесценивает разъяснения в качестве необходимой основы для планирования хозяйственной деятельности.
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Полномочие давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенциям соответствующей службы, с одной стороны, закреплено в положениях о большинстве федеральных служб <73>. В отношении Федеральной налоговой службы <74> (ФНС России) Конституционный Суд РФ, например, не исключает ее полномочия "принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации" <75>. Данное полномочие, кажется, не следует исключать и за иными контрольно-надзорными органами в соответствующих сферах. С другой стороны, ни перечисленные нормы законов об отдельных видах контроля, ни положения о контрольно-надзорных органах не предусматривают обязанность дать контролируемому лицу разъяснение о том, как закон необходимо толковать применительно к конкретной ситуации. В результате не исключено, например, что в ответ на вопрос о том, относится ли конкретное имущество к числу движимого или недвижимого с точки зрения налога на недвижимое имущество организаций, ФНС России предоставит разъяснение, содержащее лишь общее описание критериев признания имущества недвижимостью <76>, не снимая, таким образом, с налогоплательщика риска неправильного понимания закона. По мнению ФНС, у налоговых органов нет обязанности давать разъяснения "по вопросам о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем" <77>, что во многом обесценивает разъяснения в качестве необходимой основы для планирования хозяйственной деятельности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П отмечено, что тем самым не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера для обеспечения единообразного применения налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П отмечено, что тем самым не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера для обеспечения единообразного применения налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации.
"Обзор правоприменительной практики за 4 квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"В письменных возражениях заинтересованные лица Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) пояснили, что оспариваемое письмо адресовано конкретному лицу, носит информационно-разъяснительный характер, о чем непосредственно указано в его содержании, не устанавливает новых норм, обязательных к применению налоговыми органами, не обладает нормативными свойствами, содержащееся в нем разъяснение не выходит за рамки адекватного истолкования положений налогового законодательства, не влечет изменение правового регулирования соответствующих налоговых правоотношений, прав и законных интересов административного истца не нарушает.