Индивидуальный предприниматель приравнивается к должностному лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальный предприниматель приравнивается к должностному лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <26> (далее - КоАП РФ) предусматривает такие виды правонарушений, как обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ). Возможно ли привлечение по этим статьям КоАП РФ самозанятых? Если возможно, то в качестве каких субъектов? Субъектами административной ответственности являются граждане и ИП, которые привлекаются к административной ответственности по общему правилу как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Самозанятые - понятие "собирательное", которое включает в себя как граждан, так и ИП. Дифференциация подходов к ответственности при осуществлении одних и тех же видов деятельности, на наш взгляд, недопустима, поскольку не будет способствовать реализации принципа справедливости административного наказания, поэтому при привлечении к административной ответственности самозанятых их следует приравнивать к ИП (должностным лицам), вне зависимости от того, имеют ли они статус ИП. Эта позиция вытекает также из буквального толкования примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <26> (далее - КоАП РФ) предусматривает такие виды правонарушений, как обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ). Возможно ли привлечение по этим статьям КоАП РФ самозанятых? Если возможно, то в качестве каких субъектов? Субъектами административной ответственности являются граждане и ИП, которые привлекаются к административной ответственности по общему правилу как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Самозанятые - понятие "собирательное", которое включает в себя как граждан, так и ИП. Дифференциация подходов к ответственности при осуществлении одних и тех же видов деятельности, на наш взгляд, недопустима, поскольку не будет способствовать реализации принципа справедливости административного наказания, поэтому при привлечении к административной ответственности самозанятых их следует приравнивать к ИП (должностным лицам), вне зависимости от того, имеют ли они статус ИП. Эта позиция вытекает также из буквального толкования примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Статья: Тенденции развития института административной ответственности в отношении физических лиц как субъектов административных правонарушений
(Савочкина Д.О., Кудовба О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Ранее существенной проблемой был вопрос о приравнивании индивидуальных предпринимателей к должностным лицам. Так, указание в ст. 2.4 КоАП РФ не подразумевает приравнивание индивидуальных предпринимателей к должностным лицам в вопросах несения административной ответственности, а предусматривается для выбора санкции к индивидуальным предпринимателям при назначении административного наказания <4>.
(Савочкина Д.О., Кудовба О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Ранее существенной проблемой был вопрос о приравнивании индивидуальных предпринимателей к должностным лицам. Так, указание в ст. 2.4 КоАП РФ не подразумевает приравнивание индивидуальных предпринимателей к должностным лицам в вопросах несения административной ответственности, а предусматривается для выбора санкции к индивидуальным предпринимателям при назначении административного наказания <4>.
Нормативные акты
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Статья: Новые путевые листы для транспорта аптеки
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Кроме того, даты и время выпуска ТС на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию ТС, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, или самим индивидуальным предпринимателем. Эти сведения заверяются собственноручной подписью ответственного лица на бумажном носителе либо УКЭП или УНЭП в случае формирования электронного путевого листа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) (п. 13 Приложения к Приказу N 390).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Кроме того, даты и время выпуска ТС на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию ТС, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, или самим индивидуальным предпринимателем. Эти сведения заверяются собственноручной подписью ответственного лица на бумажном носителе либо УКЭП или УНЭП в случае формирования электронного путевого листа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) (п. 13 Приложения к Приказу N 390).
Готовое решение: Кто может быть представителем налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным представителем налогоплательщика-физлица может быть организация или другой человек, которые представляют его интересы в налоговых отношениях на основании нотариально заверенной или приравненной к ней доверенности либо на основании доверенности в форме электронного документа (электронного образа документа) с усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Это правило действует и для ИП (п. 3 ст. 29 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным представителем налогоплательщика-физлица может быть организация или другой человек, которые представляют его интересы в налоговых отношениях на основании нотариально заверенной или приравненной к ней доверенности либо на основании доверенности в форме электронного документа (электронного образа документа) с усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Это правило действует и для ИП (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Статья: Институт судебного штрафа как мера процессуальной ответственности: проблемы определения субъектного состава
(Зайков Д.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<42> См., например: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 г. N 19АП-4555/16 по делу N А36-6961/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2019 г. N 15АП-14651/19 по делу N А53-30428/2018. В судебной практике имели место случаи приравнивания индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности к организации и наложения на него штрафа в размере 100 тыс. руб., позднее исправленные апелляционной инстанцией. См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2019 г. N 09АП-60473/19 по делу N А40-28063/17.
(Зайков Д.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<42> См., например: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 г. N 19АП-4555/16 по делу N А36-6961/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2019 г. N 15АП-14651/19 по делу N А53-30428/2018. В судебной практике имели место случаи приравнивания индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности к организации и наложения на него штрафа в размере 100 тыс. руб., позднее исправленные апелляционной инстанцией. См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2019 г. N 09АП-60473/19 по делу N А40-28063/17.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Закон "О борьбе с коррупцией" среди правонарушений, которые создают условия для коррупции на основе конфликта интересов, указывает следующие: а) оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении; б) использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные служебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью; в) использование государственным должностным лицом или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей; г) нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Закон "О борьбе с коррупцией" среди правонарушений, которые создают условия для коррупции на основе конфликта интересов, указывает следующие: а) оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении; б) использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные служебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью; в) использование государственным должностным лицом или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей; г) нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.
Готовое решение: Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если организация является малым предприятием и на момент совершения правонарушения включена в соответствующий реестр, то штраф назначат в размере, предусмотренном для ИП. При этом если санкцией статьи не предусмотрен штраф для ИП, то он назначается в размере от половины минимального до половины максимального размера штрафа, предусмотренного для юрлица, или в размере половины фиксированного штрафа для юрлица. Размер штрафа, назначаемого по ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, не может быть меньше минимального размера соответствующего штрафа для должностного лица (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если организация является малым предприятием и на момент совершения правонарушения включена в соответствующий реестр, то штраф назначат в размере, предусмотренном для ИП. При этом если санкцией статьи не предусмотрен штраф для ИП, то он назначается в размере от половины минимального до половины максимального размера штрафа, предусмотренного для юрлица, или в размере половины фиксированного штрафа для юрлица. Размер штрафа, назначаемого по ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, не может быть меньше минимального размера соответствующего штрафа для должностного лица (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
Статья: Новая форма СТД-Р с 2023 года: когда и как заполнять
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Непредоставление СТД-Р при увольнении является серьезным нарушением и приравнивается к невыдаче трудовой книжки. Во-первых, работодателя могут привлечь к административной ответственности (по ст. 5.27 КоАП РФ), если работник обратится в ГИТ или прокуратуру. Штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может достичь 5 000 рублей на должностное лицо и ИП, 50 000 рублей на организацию. Если же работодатель ранее уже был уличен в аналогичном правонарушении, то будет применена ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, где размер штрафа выше (до 20 000 и 70 000 руб. соответственно). Некоторые специалисты считают, что невыдача сведений о трудовой деятельности наказывается только по "специальной" норме.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 2)Непредоставление СТД-Р при увольнении является серьезным нарушением и приравнивается к невыдаче трудовой книжки. Во-первых, работодателя могут привлечь к административной ответственности (по ст. 5.27 КоАП РФ), если работник обратится в ГИТ или прокуратуру. Штраф по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может достичь 5 000 рублей на должностное лицо и ИП, 50 000 рублей на организацию. Если же работодатель ранее уже был уличен в аналогичном правонарушении, то будет применена ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, где размер штрафа выше (до 20 000 и 70 000 руб. соответственно). Некоторые специалисты считают, что невыдача сведений о трудовой деятельности наказывается только по "специальной" норме.
Статья: Разрешение на оружие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения РАН, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и ИП, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения РАН, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и ИП, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
Статья: Про УКЭП и МЧД: 8 ответов на 8 вопросов наших читателей
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 16)- или в бумажном виде с заверением ее у нотариуса (либо у лица, чье заверение приравнивается к нотариальному);
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 16)- или в бумажном виде с заверением ее у нотариуса (либо у лица, чье заверение приравнивается к нотариальному);
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В Общей части КоАП РФ также отсутствуют нормы, предусматривающие общие подходы к систематизации субъектов административных правонарушений. В главе 2 КоАП РФ выделены некоторые категории специальных субъектов, такие как должностные лица, военнослужащие и приравненные к ним лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, собственники (владельцы) транспортных средств, собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости. Однако при этом нормами Особенной части КоАП РФ выделяются дополнительные категории специальных субъектов применительно к некоторым административным правонарушениям, в частности, отдельные виды должностных и юридических лиц, индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты, лица, выполняющие определенные функции (производители, продавцы, лица, оказывающие услуги, операторы и т.п.). Полагаем, что такое хаотичное вне какой-либо общей системы введение новых категорий субъектов в конструкции составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, недопустимо. В Общей части проекта нового КоАП РФ необходимо осуществить систематизацию субъектов административных правонарушений, предусмотрев особенности привлечения каждой из выделенных категорий физических и юридических к административной ответственности. При этом законодатель, с нашей точки зрения, должен разрешить следующие возникшие в ходе многолетнего применения на практике КоАП РФ проблемные вопросы:
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В Общей части КоАП РФ также отсутствуют нормы, предусматривающие общие подходы к систематизации субъектов административных правонарушений. В главе 2 КоАП РФ выделены некоторые категории специальных субъектов, такие как должностные лица, военнослужащие и приравненные к ним лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, собственники (владельцы) транспортных средств, собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости. Однако при этом нормами Особенной части КоАП РФ выделяются дополнительные категории специальных субъектов применительно к некоторым административным правонарушениям, в частности, отдельные виды должностных и юридических лиц, индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты, лица, выполняющие определенные функции (производители, продавцы, лица, оказывающие услуги, операторы и т.п.). Полагаем, что такое хаотичное вне какой-либо общей системы введение новых категорий субъектов в конструкции составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, недопустимо. В Общей части проекта нового КоАП РФ необходимо осуществить систематизацию субъектов административных правонарушений, предусмотрев особенности привлечения каждой из выделенных категорий физических и юридических к административной ответственности. При этом законодатель, с нашей точки зрения, должен разрешить следующие возникшие в ходе многолетнего применения на практике КоАП РФ проблемные вопросы: