Имущество фгуп
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущество фгуп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Председатель ликвидационной комиссии
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью... обратилось в... суд... к председателю ликвидационной комиссии ФГУП... с требованиями: признать незаконным бездействие председателя ликвидационной комиссии... выразившееся в неустановлении недостаточности имущества ФГУП... для расчетов с ООО...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью... обратилось в... суд... к председателю ликвидационной комиссии ФГУП... с требованиями: признать незаконным бездействие председателя ликвидационной комиссии... выразившееся в неустановлении недостаточности имущества ФГУП... для расчетов с ООО...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Принимая во внимание, что из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в своей деятельности, при том, что сохранение этого права и нахождение данного имущества в оперативном управлении накладывает на истца дополнительное бремя по его содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, все доводы ответчика об отсутствии потребности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий в использовании соответствующего имущества, не имеют правового значения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О продаже имущества федерального государственного унитарного предприятия.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 28-01-10/5493)Вопрос: О продаже имущества федерального государственного унитарного предприятия.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 28-01-10/5493)Вопрос: О продаже имущества федерального государственного унитарного предприятия.
Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"Статья 37. Порядок передачи Корпорации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в качестве имущественного взноса Российской Федерации
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"Статья 37. Порядок передачи Корпорации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в качестве имущественного взноса Российской Федерации
Статья: Проблемы юридической техники как фактор сдерживания интеграции новых регионов в правовое поле России
(Любчик А.А., Мавлиханова Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В разд. 2 указанного Положения детализируются конкретные полномочия, которые закрепляются за агентством. Среди них названы: осуществление закупок товаров, работ, услуг; полномочия собственника в отношении федерального имущества и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений; организация продажи приватизируемого федерального имущества; распоряжение (реализация, уничтожение, переработка) задержанными или изъятыми таможенными органами товарами; учет определенного федерального имущества; контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению установленного имущества; оценка имущества и др.
(Любчик А.А., Мавлиханова Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В разд. 2 указанного Положения детализируются конкретные полномочия, которые закрепляются за агентством. Среди них названы: осуществление закупок товаров, работ, услуг; полномочия собственника в отношении федерального имущества и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений; организация продажи приватизируемого федерального имущества; распоряжение (реализация, уничтожение, переработка) задержанными или изъятыми таможенными органами товарами; учет определенного федерального имущества; контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению установленного имущества; оценка имущества и др.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<140> Полномочия собственника в отношении закрепленного на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями и казенными учреждениями государственного имущества также могут быть возложены на иные органы государственной власти, в чьем ведении находятся такие организации, а также на государственную корпорацию и государственную компанию. См.: п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1112; п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<140> Полномочия собственника в отношении закрепленного на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями и казенными учреждениями государственного имущества также могут быть возложены на иные органы государственной власти, в чьем ведении находятся такие организации, а также на государственную корпорацию и государственную компанию. См.: п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1112; п. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Аттестационная комиссия может "способствовать" увольнению руководителя ФГУПа сразу по двум основаниям: либо она самостоятельно принимает подобное решение по результатам аттестации, либо дает предварительное согласие на его увольнение по решению собственника имущества ФГУПа. Необходимо обратить внимание на то, что ни законодательством Российской Федерации, ни иными нормативными правовыми актами не устанавливаются основания для применения п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации <5>. Иными словами, собственник имущества фактически не связан никакими ограничениями при увольнении руководителя ФГУПа по данному основанию.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Аттестационная комиссия может "способствовать" увольнению руководителя ФГУПа сразу по двум основаниям: либо она самостоятельно принимает подобное решение по результатам аттестации, либо дает предварительное согласие на его увольнение по решению собственника имущества ФГУПа. Необходимо обратить внимание на то, что ни законодательством Российской Федерации, ни иными нормативными правовыми актами не устанавливаются основания для применения п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации <5>. Иными словами, собственник имущества фактически не связан никакими ограничениями при увольнении руководителя ФГУПа по данному основанию.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 9 Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1335).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 9 Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1335).
Статья: Реорганизация федерального государственного унитарного предприятия
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права собственника в отношении имущества ФГУП осуществляет по общему правилу Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432). Кроме того, в случаях, установленных федеральным законом, реорганизация ФГУП в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких ФГУП осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда по иску антимонопольного органа (абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона о предприятиях), как, например, это предусмотрено ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права собственника в отношении имущества ФГУП осуществляет по общему правилу Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432). Кроме того, в случаях, установленных федеральным законом, реорганизация ФГУП в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких ФГУП осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда по иску антимонопольного органа (абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона о предприятиях), как, например, это предусмотрено ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией.
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, права собственника имущества ФГУП, в том числе полномочия по согласованию крупных сделок, могут осуществлять от имени РФ не только органы власти, но и иные субъекты, например госкорпорация "Росатом" (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, права собственника имущества ФГУП, в том числе полномочия по согласованию крупных сделок, могут осуществлять от имени РФ не только органы власти, но и иные субъекты, например госкорпорация "Росатом" (п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
Готовое решение: Каков порядок закупки автомобиля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений, которые не позволяли бы закупить автомобиль по системе "трейд-ин". Однако при такой закупке вам необходимо руководствоваться не только правилами Закона N 44-ФЗ, но и правилами, регламентирующими порядок реализации государственного (муниципального) имущества, действующими для вашей организации. Если указанные правила позволяют реализовать старый автомобиль по системе трейд-ин путем проведения закупки по Закону N 44-ФЗ, то вы можете это сделать. Так, например, ФГУП для реализации имущества обязаны провести торги в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739). Полагаем, что в этом случае ФГУП не может провести закупку автомобиля по системе трейд-ин по Закону N 44-ФЗ, поскольку это будет являться нарушением указанного порядка реализации имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений, которые не позволяли бы закупить автомобиль по системе "трейд-ин". Однако при такой закупке вам необходимо руководствоваться не только правилами Закона N 44-ФЗ, но и правилами, регламентирующими порядок реализации государственного (муниципального) имущества, действующими для вашей организации. Если указанные правила позволяют реализовать старый автомобиль по системе трейд-ин путем проведения закупки по Закону N 44-ФЗ, то вы можете это сделать. Так, например, ФГУП для реализации имущества обязаны провести торги в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739). Полагаем, что в этом случае ФГУП не может провести закупку автомобиля по системе трейд-ин по Закону N 44-ФЗ, поскольку это будет являться нарушением указанного порядка реализации имущества.
Статья: Порядок преобразования федерального унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление о полномочиях собственника имущества ФГУП) решение о преобразовании ФУП в АНО принимается Правительством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (далее - Постановление о полномочиях собственника имущества ФГУП) решение о преобразовании ФУП в АНО принимается Правительством РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) Законом об имуществе организаций в области использования атомной энергии устанавливаются особенности осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий при приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса России и акций акционерных обществ организаций атомного энергопромышленного комплекса России.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) Законом об имуществе организаций в области использования атомной энергии устанавливаются особенности осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий при приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса России и акций акционерных обществ организаций атомного энергопромышленного комплекса России.
Готовое решение: В каком порядке закупить автомобиль по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при такой закупке вам необходимо руководствоваться не только правилами положения о закупке, но и правилами, регламентирующими порядок реализации имущества, действующими в вашей организации. Если указанные правила позволяют реализовать старый автомобиль по системе трейд-ин путем проведения закупки по правилам положения о закупке, то вы можете это сделать. Так, например, ФГУП для реализации имущества обязаны провести торги в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739). Полагаем, что, если закупка автомобиля относится к случаям применения Закона N 223-ФЗ, ФГУП может провести такую закупку по системе трейд-ин по правилам названного Закона только в том случае, если эта закупка будет соответствовать и правилам положения о закупке, и указанному порядку реализации имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при такой закупке вам необходимо руководствоваться не только правилами положения о закупке, но и правилами, регламентирующими порядок реализации имущества, действующими в вашей организации. Если указанные правила позволяют реализовать старый автомобиль по системе трейд-ин путем проведения закупки по правилам положения о закупке, то вы можете это сделать. Так, например, ФГУП для реализации имущества обязаны провести торги в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23 (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739). Полагаем, что, если закупка автомобиля относится к случаям применения Закона N 223-ФЗ, ФГУП может провести такую закупку по системе трейд-ин по правилам названного Закона только в том случае, если эта закупка будет соответствовать и правилам положения о закупке, и указанному порядку реализации имущества.