Имущественная поддержка некоммерческих организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущественная поддержка некоммерческих организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)Поддержка может предоставляться СОНКО, в частности, в следующих формах (п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях):
(КонсультантПлюс, 2025)Поддержка может предоставляться СОНКО, в частности, в следующих формах (п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях):
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"6. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"6. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.
Постановление Правительства РФ от 03.07.2025 N 1009
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"7. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 85; 2024, N 25, ст. 3493; N 44, ст. 6642):
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"7. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 85; 2024, N 25, ст. 3493; N 44, ст. 6642):
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Для создания и поддержания реальной, а не фиктивной имущественной обособленности коммерческие и некоторые некоммерческие юридические лица обязаны иметь минимальный уставный капитал установленного законом размера и состава, а также принимать необходимые меры к поддержанию определенного размера своих чистых активов, т.е. имущества, свободного от долгов и обременений. Но, строго говоря, все эти требования касаются имущественной обособленности, а не права собственности юридических лиц, поскольку речь при этом идет не только о вещах как объектах вещного права собственности, но главным образом о безналичных "денежных средствах" и других объектах обязательственных (а также корпоративных и исключительных) прав. Вместе с тем в известной мере это относится и к вещным правам, субъектами которых являются юридические лица.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Для создания и поддержания реальной, а не фиктивной имущественной обособленности коммерческие и некоторые некоммерческие юридические лица обязаны иметь минимальный уставный капитал установленного законом размера и состава, а также принимать необходимые меры к поддержанию определенного размера своих чистых активов, т.е. имущества, свободного от долгов и обременений. Но, строго говоря, все эти требования касаются имущественной обособленности, а не права собственности юридических лиц, поскольку речь при этом идет не только о вещах как объектах вещного права собственности, но главным образом о безналичных "денежных средствах" и других объектах обязательственных (а также корпоративных и исключительных) прав. Вместе с тем в известной мере это относится и к вещным правам, субъектами которых являются юридические лица.
Статья: Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Проект Федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" предполагает дополнение перечня видов деятельности, позволяющих признавать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью по осуществлению ТОС. Соответственно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров). Кроме того, законопроектом предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе осуществлять оказание поддержки ТОС в таких формах, как: предоставление льгот по уплате налогов и сборов, осуществление закупок у ТОС товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов юридическим лицам, оказывающим ТОС материальную поддержку.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Проект Федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" предполагает дополнение перечня видов деятельности, позволяющих признавать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью по осуществлению ТОС. Соответственно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров). Кроме того, законопроектом предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе осуществлять оказание поддержки ТОС в таких формах, как: предоставление льгот по уплате налогов и сборов, осуществление закупок у ТОС товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов юридическим лицам, оказывающим ТОС материальную поддержку.
Статья: Благотворительные аспекты миграционной политики Российского государства в условиях специальной военной операции
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Некоммерческие организации, как самостоятельные субъекты социальных и экономических отношений, являются важными в решении проблем беженцев. Некоммерческие организации представляют собой не только социальные проекты, но и социальные услуги и дополнительные рабочие места. В этой связи необходимо не только поддерживать некоммерческий сектор, но и создавать комфортные условия для эффективной работы.
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Некоммерческие организации, как самостоятельные субъекты социальных и экономических отношений, являются важными в решении проблем беженцев. Некоммерческие организации представляют собой не только социальные проекты, но и социальные услуги и дополнительные рабочие места. В этой связи необходимо не только поддерживать некоммерческий сектор, но и создавать комфортные условия для эффективной работы.
Вопрос: Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)При этом предоставление субсидии в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, созданным в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 02-08-12/63464)При этом предоставление субсидии в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, созданным в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прокурор Омской области обратился в суд с заявлением о признании указанной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей, указывая, что она противоречит ст. 69 БК, которой определен исчерпывающий перечень бюджетных ассигнований, при этом не предусматривается возможности выделения бюджетных средств на формирование фонда имущества, а также ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которой установлен перечень форм экономической поддержки, оказываемой некоммерческим организациям органами государственной власти, в который не входит выделение бюджетных средств на формирование имущества данных организаций.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прокурор Омской области обратился в суд с заявлением о признании указанной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей, указывая, что она противоречит ст. 69 БК, которой определен исчерпывающий перечень бюджетных ассигнований, при этом не предусматривается возможности выделения бюджетных средств на формирование фонда имущества, а также ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которой установлен перечень форм экономической поддержки, оказываемой некоммерческим организациям органами государственной власти, в который не входит выделение бюджетных средств на формирование имущества данных организаций.
Вопрос: О некоммерческих организациях, которым предоставляется субсидия в виде имущественного взноса, и возврате остатка предоставленной АНО субсидии из бюджета Челябинской области и его использовании.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)Из обращения следует, что в соответствии с Законом Челябинской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" АНО была предоставлена субсидия в виде имущественного взноса.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)Из обращения следует, что в соответствии с Законом Челябинской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" АНО была предоставлена субсидия в виде имущественного взноса.
Статья: Междисциплинарный подход к вопросу о государственном и муниципальном имуществе
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Публичная собственность в широком смысле относится ко всему богатству в государстве, независимо от учреждения или отдельного лица в государстве; публичная собственность в узком смысле относится к собственности, непосредственно принадлежащей и контролируемой государством либо муниципальным образованием через государственные (муниципальные) органы или государственные (муниципальные) предприятия, включая собственность различных некоммерческих организаций, поддерживаемых публичными образованиями.
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Публичная собственность в широком смысле относится ко всему богатству в государстве, независимо от учреждения или отдельного лица в государстве; публичная собственность в узком смысле относится к собственности, непосредственно принадлежащей и контролируемой государством либо муниципальным образованием через государственные (муниципальные) органы или государственные (муниципальные) предприятия, включая собственность различных некоммерческих организаций, поддерживаемых публичными образованиями.
Статья: Классификация юридических лиц в современном корпоративном праве: организационно-правовые формы и критерии их разграничения
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)Вполне мыслимы не только коммерческие, но и некоммерческие товарищества, в которых участники (полные товарищи, комплементарии) объединяют имущество и личные усилия для какой-либо общественно полезной деятельности в качестве юридического лица, не создавая при этом органов управления и неся личную имущественную субсидиарную ответственность по обязательствам некоммерческого товарищества в гражданском обороте. При этом такое товарищество, как и любые некоммерческие организации, не лишено права вести "приносящую доход" деятельность, соответствующую некоммерческим целям деятельности товарищества, а полученные от этого доходы направлять на соответствующие цели или на благотворительность, не распределяя их между товарищами. Также не вызывает каких-либо принципиальных возражений конструкция коммандитного некоммерческого товарищества, в котором часть товарищей не осуществляет непосредственно некоммерческую деятельность и ведение дел товарищества, а ограничивается лишь имущественными вкладами в деятельность товарищества, поддерживая его исключительно материально.
(Гутников О.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 2)Вполне мыслимы не только коммерческие, но и некоммерческие товарищества, в которых участники (полные товарищи, комплементарии) объединяют имущество и личные усилия для какой-либо общественно полезной деятельности в качестве юридического лица, не создавая при этом органов управления и неся личную имущественную субсидиарную ответственность по обязательствам некоммерческого товарищества в гражданском обороте. При этом такое товарищество, как и любые некоммерческие организации, не лишено права вести "приносящую доход" деятельность, соответствующую некоммерческим целям деятельности товарищества, а полученные от этого доходы направлять на соответствующие цели или на благотворительность, не распределяя их между товарищами. Также не вызывает каких-либо принципиальных возражений конструкция коммандитного некоммерческого товарищества, в котором часть товарищей не осуществляет непосредственно некоммерческую деятельность и ведение дел товарищества, а ограничивается лишь имущественными вкладами в деятельность товарищества, поддерживая его исключительно материально.
Готовое решение: Как оценивают эффективность использования имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)эффективность передачи на безвозмездной основе объектов недвижимости некоммерческим организациям в целях их имущественной поддержки (таблица 7 Приложения к Методике N 2645-р);
(КонсультантПлюс, 2025)эффективность передачи на безвозмездной основе объектов недвижимости некоммерческим организациям в целях их имущественной поддержки (таблица 7 Приложения к Методике N 2645-р);
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Обновленные нормы ГК РФ о юридических лицах действуют более 10 лет, однако поставленные задачи до сих пор не решены. Система нормативного регулирования некоммерческих организаций в России остается многоуровневой и включает множество различных правовых актов, принципы взаимосвязи и соподчинения которых неодинаковы. ГК РФ закрепляет правовой статус некоммерческих организаций как юридических лиц, определяет их возможные формы, устанавливает основы их участия в имущественном обороте, но многие правила имеют общий характер и применяются ко всем юридическим лицам независимо от целей их создания. Продолжает действовать Закон о некоммерческих организациях, имеющий комплексный характер и содержащий, наряду с правилами, определяющими варианты государственной поддержки некоммерческих организаций и порядок осуществления контроля за их деятельностью, также гражданско-правовые нормы. Последние не приводились в соответствие с обновленными правилами ГК РФ и сегодня вступают с ними в противоречие.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Обновленные нормы ГК РФ о юридических лицах действуют более 10 лет, однако поставленные задачи до сих пор не решены. Система нормативного регулирования некоммерческих организаций в России остается многоуровневой и включает множество различных правовых актов, принципы взаимосвязи и соподчинения которых неодинаковы. ГК РФ закрепляет правовой статус некоммерческих организаций как юридических лиц, определяет их возможные формы, устанавливает основы их участия в имущественном обороте, но многие правила имеют общий характер и применяются ко всем юридическим лицам независимо от целей их создания. Продолжает действовать Закон о некоммерческих организациях, имеющий комплексный характер и содержащий, наряду с правилами, определяющими варианты государственной поддержки некоммерческих организаций и порядок осуществления контроля за их деятельностью, также гражданско-правовые нормы. Последние не приводились в соответствие с обновленными правилами ГК РФ и сегодня вступают с ними в противоречие.