Ходатайство о введении финансового оздоровления
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство о введении финансового оздоровления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Окончание наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""При этом из совокупного толкования положений пункта 2 статьи 75, пункта 1 статьи 53, пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 93 Закона о банкротстве следует, что в отсутствие решения собрания кредиторов о введении следующей процедуры банкротства, а также невозможности отложения рассмотрения дела в пределах вышеуказанного срока, арбитражный суд вводит в отношении должника финансовое оздоровление только при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника, внешнее управление - при отсутствии вышеуказанных оснований для введения финансового оздоровления, а также при наличии у арбитражного суда достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, а при отсутствии приведенных оснований для введения названных процедур и при наличии у должника признаков банкротства, установленных данным Федеральным законом, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания отказа во введении процедуры финансового оздоровления в судебной практике
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономической безопасности", 2024, N 4)В сложившейся геополитической ситуации важное значение имеет устранение препятствий к сохранению жизнеспособного бизнеса, попавшего в затруднительное финансовое положение. В статье рассматриваются основания отказа арбитражных судов, рассматривающих дела о банкротстве, во введении финансового оздоровления по решению первого собрания кредиторов и ходатайству иных лиц. Среди них: несоответствие решения собрания кредиторов и прилагаемых документов, а также соответствующего ходатайства формальным требованиям закона; нарушение срока обращения с ходатайством; отрицательная оценка судом возможности восстановления платежеспособности должника. Цель исследования - проанализировать причины, по которым на практике участникам банкротных правоотношений не удается инициировать данную процедуру. Автором выделены факторы, создающие предпосылки для отказа в удовлетворении ходатайств о введении финансового оздоровления. Отмечены проблемы: отсутствие легальной возможности проведения повторного собрания кредиторов для устранения выявленных судом дефектов, в том числе незначительных; отсутствие обязанности и заинтересованности временного управляющего в оказании содействия в надлежащем инициировании процедуры; излишне жесткие ограничения срока заявления ходатайства о введении процедуры; чрезмерная судебная дискреция при оценивании реалистичности восстановления платежеспособности; непригодность анализа временного управляющего в качестве объективного доказательства при таком оценивании. Автором выработан комплекс мер по преодолению выявленных проблем с учетом зарубежного опыта.
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономической безопасности", 2024, N 4)В сложившейся геополитической ситуации важное значение имеет устранение препятствий к сохранению жизнеспособного бизнеса, попавшего в затруднительное финансовое положение. В статье рассматриваются основания отказа арбитражных судов, рассматривающих дела о банкротстве, во введении финансового оздоровления по решению первого собрания кредиторов и ходатайству иных лиц. Среди них: несоответствие решения собрания кредиторов и прилагаемых документов, а также соответствующего ходатайства формальным требованиям закона; нарушение срока обращения с ходатайством; отрицательная оценка судом возможности восстановления платежеспособности должника. Цель исследования - проанализировать причины, по которым на практике участникам банкротных правоотношений не удается инициировать данную процедуру. Автором выделены факторы, создающие предпосылки для отказа в удовлетворении ходатайств о введении финансового оздоровления. Отмечены проблемы: отсутствие легальной возможности проведения повторного собрания кредиторов для устранения выявленных судом дефектов, в том числе незначительных; отсутствие обязанности и заинтересованности временного управляющего в оказании содействия в надлежащем инициировании процедуры; излишне жесткие ограничения срока заявления ходатайства о введении процедуры; чрезмерная судебная дискреция при оценивании реалистичности восстановления платежеспособности; непригодность анализа временного управляющего в качестве объективного доказательства при таком оценивании. Автором выработан комплекс мер по преодолению выявленных проблем с учетом зарубежного опыта.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Так, в числе прав, которые предоставляются Законом о банкротстве учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия в деле о банкротстве, можно указать право на обращение к собранию кредиторов или в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления (ст. 77), право на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставление должнику средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов (ст. 71.1, 85.1, 112.1, 113, 125, 129.1). Предоставление учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия соответствующих прав в деле о банкротстве позволяет им осуществлять защиту своих интересов, а также прав и законных интересов должника <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Так, в числе прав, которые предоставляются Законом о банкротстве учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия в деле о банкротстве, можно указать право на обращение к собранию кредиторов или в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления (ст. 77), право на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставление должнику средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов (ст. 71.1, 85.1, 112.1, 113, 125, 129.1). Предоставление учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия соответствующих прав в деле о банкротстве позволяет им осуществлять защиту своих интересов, а также прав и законных интересов должника <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"34. Рассматривая вопрос о введении финансового оздоровления, арбитражным судам следует учитывать, что пропуск установленного в пункте 2 статьи 76 Закона о банкротстве 15-дневного срока для представления ходатайства о введении финансового оздоровления первому собранию кредиторов сам по себе не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"34. Рассматривая вопрос о введении финансового оздоровления, арбитражным судам следует учитывать, что пропуск установленного в пункте 2 статьи 76 Закона о банкротстве 15-дневного срока для представления ходатайства о введении финансового оздоровления первому собранию кредиторов сам по себе не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления.
Статья: Проблемы, возникающие в судебной практике в связи с отсутствием решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)3.3. Порядок инициирования финансового оздоровления включает обязательное обращение с ходатайством о его введении либо к первому собранию кредиторов (а также в суд за 15 дней до собрания), либо, если собрание не состоялось, только в суд (п. 2 ст. 75, ст. 78 ЗоНБ). Однако при наложении судом запрета на проведение собрания дата его проведения неизвестна, что дезориентирует потенциальных инициаторов процедуры, они не подают ходатайство заранее, а ждут назначения даты собрания. Но суды зачастую принимают решение не продлевать наблюдение, а выбрать следующую процедуру по своему усмотрению на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 75 ЗоНБ в том же судебном заседании, где было заявлено ходатайство временного управляющего об отложении судебного разбирательства. Соответственно, лица, заинтересованные во введении финансового оздоровления, не предполагают, что первое собрание кредиторов так и не будет проведено, что им следовало подготовить ходатайство и прилагаемые документы к судебному заседанию. Интересанты не успевают заявить ходатайство о введении финансового оздоровления, тем более что вместе с ним они должны представить график погашения задолженности и соглашение об обеспечении обязательств должника по этому графику (абз. 3 п. 2 ст. 75, п. 3 ст. 79 ЗоНБ). Причем обеспечение должно быть предоставлено именно "до введения финансового оздоровления" <28>, а его размер зависит от суммы требований, включенных в реестр на дату проведения первого собрания кредиторов, которое не проводилось, в силу чего этот размер неизвестен. В редких случаях суды относятся к этой проблеме с пониманием: "...учитывая, что первое собрание не было проведено в связи с судебным запретом, учредители должника никак не могли представить план финансового оздоровления в суд, была утрачена объективная возможность это сделать, что очевидно влечет нарушение прав лиц, названных в пункте 1 статьи 76 ЗоНБ, является недопустимым" <29>. Но в большинстве случаев суды расценивают непредставление ходатайства либо требуемых законом приложений как отсутствие оснований введения финансового оздоровления <30>.
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)3.3. Порядок инициирования финансового оздоровления включает обязательное обращение с ходатайством о его введении либо к первому собранию кредиторов (а также в суд за 15 дней до собрания), либо, если собрание не состоялось, только в суд (п. 2 ст. 75, ст. 78 ЗоНБ). Однако при наложении судом запрета на проведение собрания дата его проведения неизвестна, что дезориентирует потенциальных инициаторов процедуры, они не подают ходатайство заранее, а ждут назначения даты собрания. Но суды зачастую принимают решение не продлевать наблюдение, а выбрать следующую процедуру по своему усмотрению на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 75 ЗоНБ в том же судебном заседании, где было заявлено ходатайство временного управляющего об отложении судебного разбирательства. Соответственно, лица, заинтересованные во введении финансового оздоровления, не предполагают, что первое собрание кредиторов так и не будет проведено, что им следовало подготовить ходатайство и прилагаемые документы к судебному заседанию. Интересанты не успевают заявить ходатайство о введении финансового оздоровления, тем более что вместе с ним они должны представить график погашения задолженности и соглашение об обеспечении обязательств должника по этому графику (абз. 3 п. 2 ст. 75, п. 3 ст. 79 ЗоНБ). Причем обеспечение должно быть предоставлено именно "до введения финансового оздоровления" <28>, а его размер зависит от суммы требований, включенных в реестр на дату проведения первого собрания кредиторов, которое не проводилось, в силу чего этот размер неизвестен. В редких случаях суды относятся к этой проблеме с пониманием: "...учитывая, что первое собрание не было проведено в связи с судебным запретом, учредители должника никак не могли представить план финансового оздоровления в суд, была утрачена объективная возможность это сделать, что очевидно влечет нарушение прав лиц, названных в пункте 1 статьи 76 ЗоНБ, является недопустимым" <29>. Но в большинстве случаев суды расценивают непредставление ходатайства либо требуемых законом приложений как отсутствие оснований введения финансового оздоровления <30>.
Статья: Реабилитационные процедуры в несостоятельности (банкротстве) в доктрине и практике
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)В соответствии со ст. 76 Федерального закона N 127-ФЗ должник в установленном данным Законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, также предусмотренных этим Законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по решению собрания кредиторов финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения по ходатайству учредителей (участников) должника <11>.
(Романов А.А., Хан А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)В соответствии со ст. 76 Федерального закона N 127-ФЗ должник в установленном данным Законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, также предусмотренных этим Законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по решению собрания кредиторов финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения по ходатайству учредителей (участников) должника <11>.
Статья: Внешнее управление должником в ходе банкротства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Как отмечается на этот счет в судебной практике, в силу п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве принятие решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, о заключении мирового соглашения действительно относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов. Однако наличие соответствующего решения собрания кредиторов не является безусловным основанием для введения в отношении должника процедуры внешнего управления.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Как отмечается на этот счет в судебной практике, в силу п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве принятие решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, о заключении мирового соглашения действительно относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов. Однако наличие соответствующего решения собрания кредиторов не является безусловным основанием для введения в отношении должника процедуры внешнего управления.
Статья: Конфликт интересов как причина злоупотреблений при несостоятельности (банкротстве)
(Гурылева К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Для формулирования понятия и признаков конфликта интересов участников банкротного процесса рассмотрим примеры столкновения интересов субъектов в рамках дела о банкротстве. Во-первых, несовпадение интересов кредиторов, которые голосуют за введение реабилитационной процедуры в отношении должника, и кредиторов, которые голосуют против этого. Кредиторы, которые голосовали за введение реабилитационной процедуры, по согласованию с должником вправе обратиться в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления при предоставлении обеспечения для разрешения такой ситуации <16>. Во-вторых, действия (бездействие) арбитражного управляющего в интересах определенного кредитора или группы кредиторов. Такая ситуация возникает, когда судом была утверждена кандидатура арбитражного управляющего, предложенная конкретным кредитором <17>. Такие действия или бездействие могут, в частности, выражаться в неоспаривании сделок должника, заключенных с определенным кредитором. В таком случае иные кредиторы вправе потребовать отстранения управляющего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей <18>. В-третьих, привлечение одного или нескольких кредиторов по заявлению другого кредитора или группы кредиторов к субсидиарной ответственности по долгам должника как контролирующего лица. В случае если по вине кого-либо из кредиторов, в частности, являющегося одновременно контролирующим должника лицом, наступило банкротство, кредиторы могут обратиться с заявлением о привлечении его к субсидиарной ответственности <19>.
(Гурылева К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Для формулирования понятия и признаков конфликта интересов участников банкротного процесса рассмотрим примеры столкновения интересов субъектов в рамках дела о банкротстве. Во-первых, несовпадение интересов кредиторов, которые голосуют за введение реабилитационной процедуры в отношении должника, и кредиторов, которые голосуют против этого. Кредиторы, которые голосовали за введение реабилитационной процедуры, по согласованию с должником вправе обратиться в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления при предоставлении обеспечения для разрешения такой ситуации <16>. Во-вторых, действия (бездействие) арбитражного управляющего в интересах определенного кредитора или группы кредиторов. Такая ситуация возникает, когда судом была утверждена кандидатура арбитражного управляющего, предложенная конкретным кредитором <17>. Такие действия или бездействие могут, в частности, выражаться в неоспаривании сделок должника, заключенных с определенным кредитором. В таком случае иные кредиторы вправе потребовать отстранения управляющего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанностей <18>. В-третьих, привлечение одного или нескольких кредиторов по заявлению другого кредитора или группы кредиторов к субсидиарной ответственности по долгам должника как контролирующего лица. В случае если по вине кого-либо из кредиторов, в частности, являющегося одновременно контролирующим должника лицом, наступило банкротство, кредиторы могут обратиться с заявлением о привлечении его к субсидиарной ответственности <19>.