Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности зарубежного опыта применения солидарной ответственности при коллективном нарушении антимонопольного законодательства
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Европейская конструкция гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства представляет собой систему солидарной ответственности для сонарушителей (например, лиц, заключивших картельное соглашение) в возмещении убытков потерпевшим, предоставляя таким нарушителям право регресса друг к другу на случай возмещения всего размера убытков, например, одним делинквентом за всех, предоставляя тем самым средства правовой защиты и таким нарушителям (п. 51, 52 преамбулы и п. 5 ст. 11 Директивы 2014/104/ЕС). Важно отметить, что в силу указания п. 6 ст. 11 Директивы 2014/104/ЕС размер регрессного требования, подлежащего компенсации другими сонарушителями, должен быть пропорционален ущербу, причиненному каждым из сонарушителей (доле в общем размере ущерба). Как и в Китае, нет специального правила насчет солидарной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и в российском праве - оно отсутствует как в гражданском, так и в антимонопольном законодательстве.
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Европейская конструкция гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства представляет собой систему солидарной ответственности для сонарушителей (например, лиц, заключивших картельное соглашение) в возмещении убытков потерпевшим, предоставляя таким нарушителям право регресса друг к другу на случай возмещения всего размера убытков, например, одним делинквентом за всех, предоставляя тем самым средства правовой защиты и таким нарушителям (п. 51, 52 преамбулы и п. 5 ст. 11 Директивы 2014/104/ЕС). Важно отметить, что в силу указания п. 6 ст. 11 Директивы 2014/104/ЕС размер регрессного требования, подлежащего компенсации другими сонарушителями, должен быть пропорционален ущербу, причиненному каждым из сонарушителей (доле в общем размере ущерба). Как и в Китае, нет специального правила насчет солидарной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и в российском праве - оно отсутствует как в гражданском, так и в антимонопольном законодательстве.
Статья: Правовая охрана фирменного стиля: российский и зарубежный опыт
(Минакова А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В целом данные элементы корреспондируют традиционному составу гражданского правонарушения (противоправное деяние, вред, наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и вредом, вина нарушителя) <34>, что позволяет применять такую меру гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков. Соответственно, при наличии приведенных выше условий гражданско-правовой ответственности нарушение антимонопольного законодательства, т.е. административное правонарушение, также является правонарушением гражданским (деликтом <35>), поскольку опосредованно затрагивает имущественную сферу потерпевшего. В результате возникает необходимость восстановления имущественных интересов данного лица, которое осуществляется в рамках гражданских правоотношений гражданско-правовыми способами. Таким образом, между нарушением антимонопольного законодательства, которое совершается и пресекается в рамках публичных правоотношений, и гражданско-правовыми отношениями охранительного содержания <36> возникает особая связь <37>, предопределенная возможной двойственностью правовой природы нарушения антимонопольного законодательства.
(Минакова А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В целом данные элементы корреспондируют традиционному составу гражданского правонарушения (противоправное деяние, вред, наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и вредом, вина нарушителя) <34>, что позволяет применять такую меру гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков. Соответственно, при наличии приведенных выше условий гражданско-правовой ответственности нарушение антимонопольного законодательства, т.е. административное правонарушение, также является правонарушением гражданским (деликтом <35>), поскольку опосредованно затрагивает имущественную сферу потерпевшего. В результате возникает необходимость восстановления имущественных интересов данного лица, которое осуществляется в рамках гражданских правоотношений гражданско-правовыми способами. Таким образом, между нарушением антимонопольного законодательства, которое совершается и пресекается в рамках публичных правоотношений, и гражданско-правовыми отношениями охранительного содержания <36> возникает особая связь <37>, предопределенная возможной двойственностью правовой природы нарушения антимонопольного законодательства.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства <1>.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства <1>.
Статья: О компенсации ущерба в случае правомерного ограничения конкуренции в Российской Федерации
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Несмотря на то что в Типовом законе о конкуренции речь идет о возмещении убытков с предприятий и отдельных лиц, в Российской Федерации в том случае, если актами, действиями, соглашениями органов власти, ограничивающими конкуренцию, будут нарушены права и законные интересы хозяйствующих субъектов, в соответствии со ст. 37 Закона N 135-ФЗ такие лица вправе будут обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности органов власти за нарушения антимонопольного законодательства <8>.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Несмотря на то что в Типовом законе о конкуренции речь идет о возмещении убытков с предприятий и отдельных лиц, в Российской Федерации в том случае, если актами, действиями, соглашениями органов власти, ограничивающими конкуренцию, будут нарушены права и законные интересы хозяйствующих субъектов, в соответствии со ст. 37 Закона N 135-ФЗ такие лица вправе будут обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности органов власти за нарушения антимонопольного законодательства <8>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Прямое указание в диспозиции части 1 статьи 178 УК РФ на должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в качестве субъектов рассматриваемого преступления, по мнению С.В. Максимова, "в наибольшей степени соответствовало бы законодательному регулированию гражданско-правовой и административно-правовой ответственности юридического лица за нарушение антимонопольного законодательства и способствовало бы исключению из практики применения статьи 178 УК РФ попыток необоснованного привлечения к ответственности рядовых исполнителей, акционеров и учредителей соответствующих организаций" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Прямое указание в диспозиции части 1 статьи 178 УК РФ на должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в качестве субъектов рассматриваемого преступления, по мнению С.В. Максимова, "в наибольшей степени соответствовало бы законодательному регулированию гражданско-правовой и административно-правовой ответственности юридического лица за нарушение антимонопольного законодательства и способствовало бы исключению из практики применения статьи 178 УК РФ попыток необоснованного привлечения к ответственности рядовых исполнителей, акционеров и учредителей соответствующих организаций" <1>.
Статья: Гражданско-правовые последствия заключения и исполнения ограничивающих конкуренцию соглашений
(Истомин В.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Несмотря на то что практика привлечения к гражданско-правовой ответственности субъектов, допустивших различные нарушения антимонопольного законодательства, постепенно формируется, следует признать, что в этой области существует еще достаточно много вопросов, требующих теоретического осмысления и законодательного закрепления наиболее обоснованных вариантов их решения.
(Истомин В.Г.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Несмотря на то что практика привлечения к гражданско-правовой ответственности субъектов, допустивших различные нарушения антимонопольного законодательства, постепенно формируется, следует признать, что в этой области существует еще достаточно много вопросов, требующих теоретического осмысления и законодательного закрепления наиболее обоснованных вариантов их решения.