Границы зон планируемого размещения линейных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы зон планируемого размещения линейных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 42 "Проект планировки территории" Градостроительного кодекса РФ"В обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство Управление ссылается на положения части 3 статьи 42 ГрК РФ, однако, как правомерно указал суд первой инстанции, данная норма содержит исчерпывающий перечень элементов чертежей проекта планировки территории, а именно красные линии, границы элементов планировочной структуры, к которым, согласно Приказу Минстроя России от 11.05.2018 N 276/пр, относятся: район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория ведения гражданами садоводства или огородничества, территория транспортно-пересадочного узла, территория, занятая линейным объектом, улично-дорожная сеть, и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки территории определяет направления развития тех или иных зон и их линейную инфраструктуру. Конкретные объекты капитального строительства, возводимые на данной территории, не относятся к числу элементов планировочной структуры. Их отсутствие на схеме проекта планировки территории не является основанием для отказа в выдаче разрешения на их строительство, если они соответствуют виду разрешенного использования земельного участка и не нарушают установленных красных линий (определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2022 N 310-ЭС21-27307)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Состав зон с особыми условиями использования территорий, с установлением которых связано ограничение землепользования, приведен в статье 105 ЗК РФ, и не содержит такого ЗОУИТ как нахождение земельного участка в границах планируемого к размещению линейного объекта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)12.12. В случае, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения в соответствии с утвержденным проектом планировки территории необходима реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов, такая реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов может осуществляться на основании указанного проекта планировки территории (за исключением случаев, если для такой реконструкции существующих линейного объекта или линейных объектов не требуется разработка проекта планировки территории). При этом указанный проект планировки территории подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение проекта планировки территории существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с предусмотренными настоящей частью планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Срок такого согласования проекта планировки территории не может превышать десять рабочих дней со дня его поступления в указанные орган государственной власти или орган местного самоуправления. В случае, если по истечении этих десяти рабочих дней указанными органами не представлены в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение проекта планировки территории в целях планируемых строительства, реконструкции линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, возражения относительно данного проекта планировки территории, данный проект планировки территории считается согласованным.
(ред. от 31.07.2025)12.12. В случае, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения в соответствии с утвержденным проектом планировки территории необходима реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов, такая реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов может осуществляться на основании указанного проекта планировки территории (за исключением случаев, если для такой реконструкции существующих линейного объекта или линейных объектов не требуется разработка проекта планировки территории). При этом указанный проект планировки территории подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение проекта планировки территории существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с предусмотренными настоящей частью планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Срок такого согласования проекта планировки территории не может превышать десять рабочих дней со дня его поступления в указанные орган государственной власти или орган местного самоуправления. В случае, если по истечении этих десяти рабочих дней указанными органами не представлены в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение проекта планировки территории в целях планируемых строительства, реконструкции линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, возражения относительно данного проекта планировки территории, данный проект планировки территории считается согласованным.
Постановление Правительства РФ от 02.02.2024 N 112
(ред. от 07.07.2025)
"Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения"19. Предметом согласования проекта планировки территории с органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в подпункте "е" пункта 13 настоящих Правил, являются предусмотренные проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в подпункте "е" пункта 13 настоящих Правил, отказывают в согласовании проекта планировки территории в случае несоответствия границ зон планируемого размещения линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, требованиям к установлению таких зон, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"Об утверждении Правил подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения"19. Предметом согласования проекта планировки территории с органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в подпункте "е" пункта 13 настоящих Правил, являются предусмотренные проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в подпункте "е" пункта 13 настоящих Правил, отказывают в согласовании проекта планировки территории в случае несоответствия границ зон планируемого размещения линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, требованиям к установлению таких зон, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Как осуществляется подготовка проекта планировки территории
(КонсультантПлюс, 2025)Имеются особенности внесения изменений в проект планировки территории, которым предусмотрено строительство, реконструкция линейных объектов. Они установлены для случаев, когда необходимо уточнять границы зон планируемого размещения такого объекта и (или) входящего в его состав иного объекта капитального строительства, и площадь этих зон увеличивается или уменьшается не более чем на 10%. В такой ситуации не требуется проводить согласование с органами госвласти или органами местного самоуправления. Однако при этом должны быть соблюдены установленные условия (ч. 22 ст. 45 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Имеются особенности внесения изменений в проект планировки территории, которым предусмотрено строительство, реконструкция линейных объектов. Они установлены для случаев, когда необходимо уточнять границы зон планируемого размещения такого объекта и (или) входящего в его состав иного объекта капитального строительства, и площадь этих зон увеличивается или уменьшается не более чем на 10%. В такой ситуации не требуется проводить согласование с органами госвласти или органами местного самоуправления. Однако при этом должны быть соблюдены установленные условия (ч. 22 ст. 45 ГрК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 02.08.2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утвержденным ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ (за исключением случаев, если для такой реконструкции не требуется разработка ППТиПМ). При этом указанный ППТиПМ подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение ППТиПМ существующих объектов. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным ППТиПМ границы зон планируемого размещения существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения. Срок согласования не может превышать 15 рабочих дней с момента поступления ППТиПМ в уполномоченный орган. В период с 13.04.2022 до 01.01.2025 срок согласования ППТиПМ и изменений в него сокращен до 10 рабочих дней. В случае непредставления возражений по истечении указанного срока ППТиПМ считается согласованным.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 02.08.2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утвержденным ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ (за исключением случаев, если для такой реконструкции не требуется разработка ППТиПМ). При этом указанный ППТиПМ подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение ППТиПМ существующих объектов. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным ППТиПМ границы зон планируемого размещения существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения. Срок согласования не может превышать 15 рабочих дней с момента поступления ППТиПМ в уполномоченный орган. В период с 13.04.2022 до 01.01.2025 срок согласования ППТиПМ и изменений в него сокращен до 10 рабочих дней. В случае непредставления возражений по истечении указанного срока ППТиПМ считается согласованным.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Представляется, что отдельные нормы Закона N 341-ФЗ (и соответствующие им статьи ЗК РФ) нуждаются в доработке и их применение может столкнуться с рядом сложностей. Прежде всего предлагается обратить внимание на то, что в главе V.7 ЗК РФ крайне противоречиво урегулированы положения о границах публичного сервитута, в то время как именно в пределах данных границ обладатель сервитута вправе осуществлять мероприятия по строительству и эксплуатации линейного объекта. В ст. 39.41 ЗК РФ установлены два правила определения границ сервитута, первое: на основании документации по планировке территории; в этом случае границы сервитута соответствуют границам зон планируемого размещения линейного объекта, установленным документацией по планировке территории. Второе правило: в случае если разработка документации по планировке территории не требуется, границы сервитута не должны превышать охранных зон, предусмотренных для данного вида линейного объекта. Из второго правила следует, что границы публичного сервитута могут быть меньше границ соответствующих охранных зон. Кроме того, ст. 39.43 ЗК РФ допускает установление границ публичного сервитута и в "ином варианте" по согласованию уполномоченного органа с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут. Однако условия и порядок такого согласования, а также какие-либо иные правила и ориентиры, которыми можно было бы руководствоваться при определении размера публичного сервитута, положения ЗК РФ не предусматривают.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Представляется, что отдельные нормы Закона N 341-ФЗ (и соответствующие им статьи ЗК РФ) нуждаются в доработке и их применение может столкнуться с рядом сложностей. Прежде всего предлагается обратить внимание на то, что в главе V.7 ЗК РФ крайне противоречиво урегулированы положения о границах публичного сервитута, в то время как именно в пределах данных границ обладатель сервитута вправе осуществлять мероприятия по строительству и эксплуатации линейного объекта. В ст. 39.41 ЗК РФ установлены два правила определения границ сервитута, первое: на основании документации по планировке территории; в этом случае границы сервитута соответствуют границам зон планируемого размещения линейного объекта, установленным документацией по планировке территории. Второе правило: в случае если разработка документации по планировке территории не требуется, границы сервитута не должны превышать охранных зон, предусмотренных для данного вида линейного объекта. Из второго правила следует, что границы публичного сервитута могут быть меньше границ соответствующих охранных зон. Кроме того, ст. 39.43 ЗК РФ допускает установление границ публичного сервитута и в "ином варианте" по согласованию уполномоченного органа с правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут. Однако условия и порядок такого согласования, а также какие-либо иные правила и ориентиры, которыми можно было бы руководствоваться при определении размера публичного сервитута, положения ЗК РФ не предусматривают.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).