Государственную власть в Российской федерации осуществляют
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственную власть в Российской федерации осуществляют (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 Конституции РФ"При этом, один из основополагающих принципов конституционного строя Российской Федерации закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации, а именно государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""По смыслу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, пункта 13 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие органы государственной власти не относятся к структуре федеральных органов исполнительной власти?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отдельных субъектах РФ региональными законами в силу ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а вернее, вопрос местного значения - муниципальный лесной контроль (как, впрочем, и земельный <1>, жилищный <2>) изъят из ведения муниципалитетов. Муниципальный контроль, называясь при этом именно муниципальным (что весьма спорно <3>), осуществляется региональными контрольно-надзорными органами и государственными учреждениями <4>. В судебной практике встречаются дела, когда органы государственной власти субъектов РФ осуществляют муниципальный контроль без соответствующего законодательного сопровождения перераспределения полномочий <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отдельных субъектах РФ региональными законами в силу ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а вернее, вопрос местного значения - муниципальный лесной контроль (как, впрочем, и земельный <1>, жилищный <2>) изъят из ведения муниципалитетов. Муниципальный контроль, называясь при этом именно муниципальным (что весьма спорно <3>), осуществляется региональными контрольно-надзорными органами и государственными учреждениями <4>. В судебной практике встречаются дела, когда органы государственной власти субъектов РФ осуществляют муниципальный контроль без соответствующего законодательного сопровождения перераспределения полномочий <5>.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Возможно, оперативному рассмотрению дел указанных категорий будет способствовать создание на региональном уровне конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, осуществляющих экспертно-консультативную деятельность, предварительный, текущий конституционный нормоконтроль <15>, которые только начали создаваться на субфедеральном уровне. Такие советы не относятся к судебным органам, их решения имеют рекомендательный, а не обязательный характер, их следует воспринимать в парадигме контрольных, совещательных, надзорных органов, которым подходит конституционно (уставно)-правовое производство <16>. Однако данный компенсаторный механизм в форме конституционных советов, способный уменьшить количество обращений в Конституционный Суд, не позволит принципиально решить проблемы Конституционного Судопроизводства, связанные с необходимостью своевременного рассмотрения дел.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Возможно, оперативному рассмотрению дел указанных категорий будет способствовать создание на региональном уровне конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, осуществляющих экспертно-консультативную деятельность, предварительный, текущий конституционный нормоконтроль <15>, которые только начали создаваться на субфедеральном уровне. Такие советы не относятся к судебным органам, их решения имеют рекомендательный, а не обязательный характер, их следует воспринимать в парадигме контрольных, совещательных, надзорных органов, которым подходит конституционно (уставно)-правовое производство <16>. Однако данный компенсаторный механизм в форме конституционных советов, способный уменьшить количество обращений в Конституционный Суд, не позволит принципиально решить проблемы Конституционного Судопроизводства, связанные с необходимостью своевременного рассмотрения дел.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)федеральные органы исполнительной власти, органы госвласти субъектов РФ, муниципальные органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей в отношении заказчиков-учреждений, а также права собственников в отношении заказчиков - унитарных предприятий;
(КонсультантПлюс, 2025)федеральные органы исполнительной власти, органы госвласти субъектов РФ, муниципальные органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей в отношении заказчиков-учреждений, а также права собственников в отношении заказчиков - унитарных предприятий;
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность регионов.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность регионов.
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2013 N 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2013 N 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова").
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
Статья: Государственные функции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья: Правовое регулирование деятельности онлайн-школ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная аккредитация образовательной деятельности онлайн-школ проводится органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (ч. 5 ст. 92 Закона об образовании, п. 7 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 07.07.2023 N 1348 (далее - Административный регламент)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная аккредитация образовательной деятельности онлайн-школ проводится органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (ч. 5 ст. 92 Закона об образовании, п. 7 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Приказом Рособрнадзора от 07.07.2023 N 1348 (далее - Административный регламент)).
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что "бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации".
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что "бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации".