Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 60 "Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Системное толкование положений статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации показывает, что к третьим лицам, доказанность действий которых может освободить собственника здания, концессионера, частного партнера, застройщика от выплаты компенсации за последствия разрушения, повреждения строения, нарушений при проведении работ и т.д., не могут быть отнесены лица, выполнившие соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред; технические заказчики, работники организации, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и иные лица, перечисленные в части 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 60 "Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Системное толкование положений статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации показывает, что к третьим лицам, доказанность действий которых может освободить собственника здания, концессионера, частного партнера, застройщика от выплаты компенсации за последствия разрушения, повреждения строения, нарушений при проведении работ и т.д., не могут быть отнесены лица, выполнившие соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред; технические заказчики, работники организации, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и иные лица, перечисленные в части 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
Вопрос: О возмещении расходов на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при передаче прав заказчика на проведение такой экспертизы уполномоченному лицу.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-14-11/126611)Вопрос: О возмещении расходов на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при передаче прав заказчика на проведение такой экспертизы уполномоченному лицу.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-14-11/126611)Вопрос: О возмещении расходов на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при передаче прав заказчика на проведение такой экспертизы уполномоченному лицу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"Статья 19.1. Особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов, находящихся на территории Калининградской области
(ред. от 24.06.2025)
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"Статья 19.1. Особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов, находящихся на территории Калининградской области
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)3) подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы в случае, если требование об обязательном проведении таких экспертиз установлено федеральными законами;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)3) подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы в случае, если требование об обязательном проведении таких экспертиз установлено федеральными законами;
Статья: Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Более того, происходящий сегодня в России процесс перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности, с одной стороны, поднимает вопрос о соответствии тенденции к централизации полномочий на региональном уровне изначально заложенному в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительный кодекс РФ 2004 года замыслу, а с другой - заставляет задуматься о существовании фактически иной модели управления градостроительной деятельностью - "децентрализации" федерального регулирования градостроительной деятельности. О последнем свидетельствует также передача на уровень субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Но вместе с перераспределением муниципальных полномочий на региональный уровень происходит разделение предметных областей по части контроля федеральными органами исполнительной власти за осуществлением субъектами РФ таких полномочий. В полномочиях Минэкономразвития России и Минстроя России по осуществлению контроля закреплена методологическая раздробленность проверок: по вопросам территориального планирования - за Минэкономразвития России; за Минстроем России - вопросы градостроительного зонирования и планировки территорий <4>.
(Гудзь Т.В., Бабейкин Р.В., Самоловских Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)Более того, происходящий сегодня в России процесс перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности, с одной стороны, поднимает вопрос о соответствии тенденции к централизации полномочий на региональном уровне изначально заложенному в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительный кодекс РФ 2004 года замыслу, а с другой - заставляет задуматься о существовании фактически иной модели управления градостроительной деятельностью - "децентрализации" федерального регулирования градостроительной деятельности. О последнем свидетельствует также передача на уровень субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Но вместе с перераспределением муниципальных полномочий на региональный уровень происходит разделение предметных областей по части контроля федеральными органами исполнительной власти за осуществлением субъектами РФ таких полномочий. В полномочиях Минэкономразвития России и Минстроя России по осуществлению контроля закреплена методологическая раздробленность проверок: по вопросам территориального планирования - за Минэкономразвития России; за Минстроем России - вопросы градостроительного зонирования и планировки территорий <4>.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Определите необходимость проведения экспертизы. Если сметная стоимость капремонта составляет от 10 млн руб., в ряде случаев смета подлежит проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Такая экспертиза, в частности, необходима, если капремонт включает (п. 27(4) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий):
(КонсультантПлюс, 2025)Определите необходимость проведения экспертизы. Если сметная стоимость капремонта составляет от 10 млн руб., в ряде случаев смета подлежит проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Такая экспертиза, в частности, необходима, если капремонт включает (п. 27(4) Положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий):
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Особенности внесения изменений в сметную документацию. Корректируются сметные расчеты в соответствии с п. 186 - 189 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр. При необходимости корректировок заказчик обязан провести черту между выполненными работами (закрытыми формами актов о приемке выполненных работ) и работами, которые будут корректироваться. Производится это с целью исполнения требований п. 45.12 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации результатов инженерных изысканий", согласно которым выполненные работы остаются в ценах заключенного контракта (прошедшей государственной экспертизы), а подвергшиеся изменению - разрабатываются в ценах, актуальных на момент прохождения повторной экспертизы. Для этого часто требуется остановить работы, что также является излишним препятствием в производстве работ.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Особенности внесения изменений в сметную документацию. Корректируются сметные расчеты в соответствии с п. 186 - 189 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр. При необходимости корректировок заказчик обязан провести черту между выполненными работами (закрытыми формами актов о приемке выполненных работ) и работами, которые будут корректироваться. Производится это с целью исполнения требований п. 45.12 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации результатов инженерных изысканий", согласно которым выполненные работы остаются в ценах заключенного контракта (прошедшей государственной экспертизы), а подвергшиеся изменению - разрабатываются в ценах, актуальных на момент прохождения повторной экспертизы. Для этого часто требуется остановить работы, что также является излишним препятствием в производстве работ.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Законом N 342-ФЗ одновременно с признанием утратившими силу п. п. 3.5 - 3.7 ст. 49 ГрК РФ внесены изменения в п. 11 указанной статьи, согласно которому порядок проведения государственной экспертизы ПД и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы ПД и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством РФ, в том числе в случае внесения изменений в ПД.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Законом N 342-ФЗ одновременно с признанием утратившими силу п. п. 3.5 - 3.7 ст. 49 ГрК РФ внесены изменения в п. 11 указанной статьи, согласно которому порядок проведения государственной экспертизы ПД и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы ПД и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством РФ, в том числе в случае внесения изменений в ПД.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)на счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения контракты (договоры), за исключением контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
(КонсультантПлюс, 2025)на счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения контракты (договоры), за исключением контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.